I. традиционная начальная школа
Алгоритм выполнения.
Студентам предлагается выбрать любую программу и проанализировать её.
Данные программы утверждены Министерством образования Российской Федерации (три системы образования в начальной школе).
Система образования в начальной школе:
I. Традиционная система;
II. Развивающая система Л.В.Занкова;
III. Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Программы и учебники по предмету «Окружающий мир» в современной начальной школе.
В рамках Традиционной системыработают 8 ОС:
· «Школа России»
· «Перспектива»
· «Классическая начальная школа»
· «Гармония»
· «Планета знаний»
· «Перспективная начальная школа»
· «Школа 2000…-2100»
· «Начальная школа XXI века»
I. Традиционная начальная школа
1. ОС «Школа России» - программа «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков
Учебники:
· Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
2. ОС «Перспектиава» -программа «Окружающий мир» авт.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
Учебники:
· Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
3. ОС «Перспективная начальная школа» -программа «Окружающий
мир» авт. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
Учебники:
· Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
4.ОС «Гармония» -программа «Окружающий мир» авт. Поглазова О.Т.
Учебники:
· Поглазова О. Т. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Поглазова О. Т. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Поглазова О. Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Поглазова О. Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
5.ОС «Планета знаний» -программа «Окружающий мир»авт.Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И.
Учебники:
· Ивченкова Г.Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Ивченкова Г.Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Ивченкова Г.Г., Потапов И. В., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Ивченкова Г.Г., Потапов И. В., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
6.ОС «Начальная Школа XXI века» - программа «Окружающий мир» авт.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
Учебники:
· Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
7.ОС «Школа 2000….2100» -программа «Окружающий мир» авт. Вахрушев
А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.
Учебники:
· Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.
· Окружающий мир: «Я и мир вокруг» Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.
· Окружающий мир: «Наша планета Земля» Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.
· Окружающий мир: «Обитатели Земли» и «Моё Отечество»Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.
· Окружающий мир: «Человек и природа» и «Человек и человечество» Учебник. 4 класс. В 2 ч.
II. Развивающая система Л.В.Занкова. –программа «Окружающий мир» авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Учебники:
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
III. Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. –программа «Окружающий мир» авт. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.,
Учебники:
· Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
· Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
· Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
· Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
Программа учебного предмета «Окружающий мир» должна содержать:
1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
2. общую характеристику учебного предмета, курса;
3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6. содержание учебного предмета, курса;
7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
План анализа программы по предмету «Окружающий мир».
1. Пояснительная записка – цели и задачи курса, формы и методы, принципы обучения, наблюдение в природе, структура курса.
2. Содержание программы – расчасовка по классам, содержание по классам (новые темы, повторение тем), наблюдение в природе (экскурсии, опыты, практические работы, моделирование, проектирование, определённые понятия темы), требования к умениям и знаниям.
3. Требование к уровню усвоения курса учащимися.
4. Тематическое планирование уроков.
5. Список используемой литературы и ссылок на материалы в сети Интернет.
Форма отчётности:дать общую оценку выбранной программы.
1. Дать характеристику каждому структурному компоненту программы.
2.Выявить возможности выполнения поставленных в программе задач.
3.Выявить возможности выполнения ФГОС НОО.
4.Выразить своё отношение к выбранной программе. Попытаться выделить наиболее эффективные её части, и одновременно показать те компоненты программы, которые менее эффективны с Вашей точки зрения для обучения младших школьников.
Задание №2.Решение методических задач.
Используя выбранную программу по курсу «Окружающий мир», решите следующие методические задачи:
1. Государственный стандарт общего образования включает в «Минимум содержания» изучение строения растений. Авторы в своих программах по-разному подходят к раскрытию этого содержания. Одни из них вводят понятие «органы растений», другие – «части растений». Как эти понятия раскрываются в Вашей программе, в каком классе, в какой теме? Какие практические работы, опыты, экскурсии предлагает Ваша программа. Почему Вы считаете данный подход целесообразным? Чтобы Вы могли бы добавить от себя к тем практическим методам, которые предложены в данной программе? Докажите свою точку зрения.
2. В Государственном стандарте общего образования выделена содержательная линия «Человек и природа», в ней определена необходимость знакомства с организмом человека. Выявите цели изучения данной темы, её место в содержании курса по классам, требования к знаниям учащихся в рамках этой программы. Какие практические работы, опыты, проекты, предлагает программа? А что бы предложили Вы? Ответ обоснуйте.
Тема №3.Учебник по предмету «Окружающий мир» – комплексное средство обучения.
Задание №1.Проанализировать любой учебник по выбранной ранее программе курса «Окружающий мир».