Роль информационных технологий в реинжиниринге бизнес- процессов
Компания, которая не в состоянии изменить свои взгляды на информационные технологии, не может осуществить реинжениринг. Компания, не отличающая информационные технологии от автоматизации, также не может осуществить реинжениринг. Компания, которая сначала ищет проблемы, а затем технологические решения, не может осуществить реинжениринг.
Информационные технологии (ИТ) играют определяющую роль в реинжениринге бизнеса, но их возможности иногда неправильно истолковываются.
Современные ИТ являются неотъемлемой частью любого реинженирингового мероприятия, существенным конструктивным фактором его успеха. Неправильное использование ИТ может срывать реинжениринг, усиливая как старые способы мышления, так и прежние стереотипы поведения.
Для того, чтобы понять скрытую мощь современных ИТ и выявить возможности их прикладного применения, компаниям необходимо использовать стиль мышления, которым сотрудники обычно не владеют и который считают для себя неудобным. Большинство высших управляющих и менеджеров знают как мыслить дедуктивно, т.е. они хорошо выявляют проблему или проблемы, а затем ищут и оценивают различные решения этих проблем («от общего – к частному»).
Однако применение ИТ в реинжениринге бизнеса требует индуктивного мышления («от частного- к общему») – способности сначала увидеть эффективное решение, а затем определить проблемы, которое оно может разрешить и о существовании которых компания, возможно, и не подозревает.
Принципиальная ошибка большинства компаний заключается в том, что они рассматривают ИТ сквозь призму существующих процессов. Вместо вопроса: «Как мы можем использовать возможности ИТ для повышения эффективности либо рационализации, либо усовершенствования того, что мы делаем ?» они должны задаться вопросом: «Как мы можем использовать ИТ, чтобы делать то, что мы еще не делаем ?» Реинжениринг по сравнению с автоматизацией похож на инновационный процесс, на использование новейших возможностей технологий для достижения совершенно новых целей. Один из труднейших элементов реинжениринга заключается в осознании новых, неизвестных ранее возможностей технологии вместо хорошо известных.
Дедуктивное мышление не только побуждает людей игнорировать важные свойства ИТ, но и заставляет восхищаться теми возможностями их прикладного применения, которые являются по сути тривиальными и несущественными.
Пример
На заре телефонизации многие компании- производители телефонов считали, что наиважнейшее применение телефона – это скрасить одиночество жен богатых бизнесменов. А сегодня телефон, как прикладной инструмент, выполняет ряд функций без которых не мыслима жизнь делового человека.
Приведенный пример говорит о том, что люди в основном формируют свои потребности и желания в соответствии со своим пониманием возможного. «Прорывная» технология делает реальными действия и поступки, о которых люди ранее и не мечтали. Вызов, который большинство корпораций не способны принять, состоит в осознании возможностей для бизнеса, скрывающихся в ИТ.
Современные задачи РБП включают в себя объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации.
В таблице 1 показано как ИТ влияют на переход к новым правилам работы компаний.
Прежнее правило | Используемые технология | Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте | Распределенные базы данных | Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима |
Сложную работу могут выполнять только эксперты | Экспертные системы | Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса | Телекоммуникационные сети | Бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно |
Все решения принимают менеджеры | Средства поддержки решений (доступ к базе данных, средства моделирования и т.д.) | Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решений) |
Для получения, хранения, поиска и передачи информации требуется офис | Беспроводная связь и переносимые компьютеры | Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Лучший контакт с потенциальным покупателем -это личный контакт | Интерактивный видеодиск, Интернет | Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективный контакт |
Чтобы найти некоторый объект необходимо знать, где он находится | Автоматическое индексирование и отслеживание | Объекты сами информируют о своем местонахождении |
Планы работ пересматриваются и корректируются периодически | Высокопроизводительные компьютеры | Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости |
Следует отметить, что несмотря на важную роль, которую ИТ играют в РБП, реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов. Автоматизация бизнес- процессов, используя ИТ, автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой основную задачу реинжиниринга - проектирование нового процесса для кардинального повышения его эффективности.