Принцип действия аппарата.
Аппарат выполнен по открытой (незамкнутой) схеме (рис. 5) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом.
При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким (первичным) давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и через фильтр 4 редуктора 5 в полость высокого давления А и после редуцирования в полость Б редуцированного (вторичного) давления.
В случае нарушения работы редуктора и, как следствие, повышения редуцированного давления воздуха в полости Б срабатывает предохранительный клапан 6.
Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 8. При комплектации аппарата спасательным устройством воздух через адаптер 9 поступает к разъему 10, к которому подсоединяется спасательное устройство.
При вдохе воздух из полости В легочного автомата поступает в полость Г лицевой части 11. При этом происходит обдув панорамного стекла 12 лицевой части, что исключает его запотевание. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость дыхания Д.
При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выхода воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 14, расположенный в клапанной коробке 15. Пружина поджимает клапан выдоха с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве под лицевой частью заданное избыточное давление.
Для контроля запаса воздуха в баллоне (баллонах) воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке (или шлангу высокого давления) 16 в манометр 17, а из полости редуцированного давления Б по шлангу 18 к свистку 19 сигнального устройства 20. При исчерпании рабочего запаса воздуха включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.
Рис.5 Принцип действия аппарата.
Коллектор(рис. 6) предназначен для подсоединения баллонов к редуктору при варианте исполнения аппарата с двумя баллонами.
Рис. 6 Коллектор
Коллектор состоит из корпуса 1, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3.
Герметичность соединений обеспечивается уплотнительными кольцами 4 и 5.
Редуктор предназначен для преобразования высокого (первичного) давления воздуха в баллоне до редуцированного (вторичного).
Редуктор поршневой прямого действия (рис. 7) состоит из корпуса 1 с проушиной 2 для крепления к спинке, поршня 3 с вставкой 4, пружины 5 и крышки 6. Герметичность соединения поршня с корпусом и крышкой обеспечивается уплотнительными кольцами 7, 8 и защитным кольцом 9.
В корпусе редуктора имеется гнездо 10 для подсоединения шланга высокого давления. Гнезда 11 предназначены для подсоединения шланга легочного автомата и адаптера.
В корпус редуктора ввинчен штуцер 12 с пружиной 13 и муфтой 14 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 15, зафиксированный винтом 16. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 17. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 18.
В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан 19 с уплотнительным кольцом 20, пружиной 21 и направляющей 22.
Заглушка 23 полости высокого давления уплотняется в корпусе с помощью кольца 24.
Редуктор работает следующим образом.
При закрытом вентиле баллона давление воздуха на входе в редуктор отсутствует. На поршень действует усилие пружины, перемещая его в крайнее
положение. При этом имеется зазор между седлом корпуса и вставкой поршня (редуктор открыт).
При открытии вентиля баллона воздух под высоким (первичным) давлением поступает в полость А редуктора и, проходя постепенно через зазор между седлом корпуса и вставкой поршня, наполняет полость Б, повышая величину редуцированного (вторичного) давления. При этом поршень, сохраняя равновесие между давлением воздуха и давлением сжимающейся пружины, перемещается в сторону уменьшения зазора между седлом корпуса и вставкой поршня. Редуцированное давление продолжает повышаться до тех пор, пока зазор между седлом и вставкой не перекроется (редуктор закрыт).
При вдохе расходуется часть воздуха из полости Б редуктора, и редуцированное давление понижается. Давление воздуха на поршень уменьшается, поршень под действием пружины перемещается, создается зазор между седлом и вставкой, обеспечивая поступление воздуха в полость редуцированного давления и далее к легочному автомату.
При нормальной работе редуктора предохранительный клапан с уплотнительным кольцом прижат к корпусу усилием пружины. В случае повышения величины редуцированного давления выше установленной, клапан под воздействием давления воздуха сжимает пружину, отходит вместе с уплотнительным кольцом от корпуса, и воздух из полости вторичного давления редуктора выходит в атмосферу, не допуская дальнейшего увеличения давления в полости Б.
Рис. 7 Редуктор поршневой прямого действия
Адаптер
Адаптер предназначен для подсоединения спасательного устройства к редуктору.
Адаптер (рис. 8) состоит из штуцера 1 и разъема 2, соединенных между собой шлангом 3, который зафиксирован колпачками 4.
Герметичность соединения адаптера с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 5.
Рис. 8 Адаптер
Разъем адаптера.(рис. 9)
В корпус 10 разъема ввинчена втулка 11, на которой смонтирован узел фиксации штуцера шланга спасательного устройства, состоящий из обоймы 12, шариков 13, втулки 14, пружины 15, корпуса 16, уплотнительного кольца 17 и клапана 18.
Герметичность соединения втулки 11 с седлом 19 и корпусом 10 обеспечивается прокладками 20.
Герметичность соединения разъема со шлангом спасательного устройства обеспечивается манжетой 21.
Для защиты от загрязнения разъем закрыт колпаком 22.
Вместо спасательного устройства к разъему можно подключить магистраль шланговой подачи воздуха или устройство поддува защитного костюма.
При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устройства, упираясь в манжету 21 и преодолевая сопротивление пружины 15, отводит клапан 18 с уплотнительным кольцом 17 от седла 19 и обеспечивает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема втулку 14, шарики 13 выходя из соприкосновения с втулкой 14, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 12 под воздействием пружины 23 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке штуцера спасательного устройства, обеспечивая, таким образом, необходимую надежность соединения штуцера с разъемом.
Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 15 и клапан закроется.
Рис. 9 Разъем адаптера
Шланг легочного автомата.
Шланг легочного автомата предназначен для подсоединения легочного автомата основной лицевой части к редуктору.
Шланг легочного автомата (рис. 10) состоит из углового штуцера 1 с накидной гайкой 2 и штуцера 3, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5.
Герметичность шланга с легочным автоматом обеспечивается уплотнительным кольцом 6, с редуктором – уплотнительным кольцом 7.
Рис. 10 Шланг легочного автомата
Легочный автомат (рис. 11) предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания в зоне вдоха избыточного давления.
Рис. 11. Легочный автомат
Легочный автомат состоит из корпуса 1 с установленной на нем гайкой 2, седла клапана 3 с уплотнительными кольцами 4, щитка 5, закрепленного на корпусе винтами, мембраны 6 с диском жесткости 7, кнопки 8 с установленными на ней пружинами 9, пружины 10, крышки 11 с пружиной 12, гайки 13 и облицовки 14.
Гайка 13 зафиксирована от проворачивания относительно корпуса 1 штиф-том 15.
Седло клапана состоит из коромысла 16, клапана 17 с вставкой 18, пружины 19 и крышки 20.
Работает легочный автомат следующим образом.
В выключенном положении клапан 17 прижат к седлу 3 пружиной 19, мембрана 6 с диском жесткости 7 зафиксирована на кнопке 8 пружинами 9. При первом вдохе в подмембранной полости создается разрежение, под действием которого мембрана с диском жесткости преодолевает усилие пружин 9 и, прогибаясь под действием пружины 12, воздействует через коромысло 16 на клапан 17, открывая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора.
Пружина 12, воздействуя на мембрану, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор пока не уравновесит усилие пружины 12. В этот момент мембрана перестает воздействовать на клапан, клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.
Легочный автомат ПТС 11.10.03.000 отличается от легочного автомата ПТС 11.10.02.000 наличием штекерного узла 21 для присоединения к панорамной маске.
Для отстыковки легочного автомата от маски необходимо одновременно повернуть рычажки 22 из горизонтального положения по стрелке А и, удерживая их, нажать на кнопки 23. Втулка 24 при этом остается присоединенной к маске.
Панорамная маска (рис. 12) предназначена для защиты органов дыхания и зрения человека от токсичной и задымленной окружающей среды и соединяет дыхательные пути человека с легочным автоматом.
Рис. 12 Панорамная маска
Состав панорамной маски ПТС «Обзор» и ПТС «Обзор»-S приведен в руководстве по эксплуатации на маску.
Шланг высокого давления
Шланг высокого давления (рис. 13) состоит из штуцеров 1 и 2, соединенных шлангом 3, зафиксированном колпачками 4. В штуцере 1 установлена дюза
5 с фильтром 6.
Герметичность соединения шланга высокого давления с редуктором и сигнальным устройством обеспечивается уплотнительными кольцами 7 и 8. Штуцер 2 фиксируется в сигнальном устройстве кольцом 9.
Рис.13 Шланг высокого давления
Сигнальное устройство
Сигнальное устройство предназначено для контроля давления воздуха в баллоне (баллонах) по манометру и подачи свистком звукового сигнала об исчерпании рабочего запаса воздуха.
Сигнальное устройство (рис. 14) состоит из корпуса 1, манометра 2 с облицовкой 3 и прокладкой 4, штока 5 с дюзой 6 и уплотнительным кольцом 7, пружины 8, шайбы 9, втулки 10 с уплотнительными кольцами 11 и 12, свистком 13 с вставкой 14 и контргайкой 15.
Работает сигнальное устройство следующим образом.
При открытии вентиля баллона воздух под высоким давлением поступает через шланг в полость А и затем, через зазор между корпусом 1 и штоком 5, в полость Б к манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости Б воздух под высоким давлением через дюзу 6 поступает в по-лость В. Перед тем, как шток 5 под воздействием давления воздуха сожмет пружину 8 и прижмется к вставке 14, небольшая порция воздуха успевает прой-ти через шток в полость Г и затем к свистку 13, и раздается короткий звуковой сигнал, оповещающий о подаче воздуха под высоким давлением в сигнальное устройство. При дальнейшей работе аппарата герметичность сигнального уст-ройства обеспечивается перекрытием зазора между штоком и вставкой.
При снижении запаса воздуха в баллоне (баллонах) до определенной вели-чины уменьшается давление воздуха в полости Б сигнального устройства. Пру-жина 8 начинает разжиматься и обеспечивает зазор между штоком и вставкой. Воздух из полости В поступает в полость Г и к свистку 13, вызывая устойчивый звуковой сигнал, который продолжается до полного исчерпания запаса воздуха в баллоне или до закрытия вентиля баллона (баллонов) и сброса давления из воздуховодной системы аппарата.
Рис. 14 Сигнальное устройство
Спасательное устройство предназначено для эвакуации пострадавшего из непригодной для дыхания зоны.
Спасательное устройство исполнения –УСк.
В комплект спасательного устройства (рис. 15) входит капюшон со шлангом.
В состав капюшона входит колпак 1 с иллюминатором 2, шейным обтюратором 3 и полумаской 4. К колпаку гайкой 5 крепится фланец 6, гайкой 7 – стакан 8. В стакане смонтирован клапан выдоха, состоящий из клапана 9, диска жесткости 10, штока 11 и пружины 12, зафиксированной крышкой 13 с пазами для выхода воздуха.
Шланг 14 состоит из двух штуцеров, соединенных трубкой. К капюшону шланг крепится скобой 15. Во второй штуцер установлена дюза 16 с уплотни тельным кольцом 17 и навинчен штуцер 18 с запрессованным в него фильтром 19.
Герметичность соединения шланга с капюшоном и штуцером 18 обеспечивается уплотнительными кольцами 20 и 21.
При подключении шланга к аппарату воздух через дюзу по трубке поступает под капюшон, создавая в нем избыточное давление. Избыток воздуха удаляется через клапан выдоха и полосу шейного обтюратора.
Рис. 15 Спасательное устройство исполнения –УСк.
Рис. 15а Спасательное устройство
Поз. | Наименование |
Маска панорамная ПТС «Обзор» | |
Автомат легочный | |
Шланг (L=1500мм.) | |
3.1 | Кольцо уплотнительное |
Вопрос 3. Меры безопасности при работе в ДАСВ
Безопасность работы с аппаратом обеспечивается выполнением требований «Наставления по газодымозащитной службе ГПС МВД России» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03). (еще действителен??)
Запрещается заряжать баллон (баллоны) аппарата воздухом до давления выше рабочего.
Запрещается производить подтяжку соединений, находящихся под давлением, для устранения в них утечек воздуха.
Беречь аппарат от падения и ударов.
Запрещается оставлять аппарат продолжительное время на солнце или вблизи нагревательных приборов, так как от нагрева давление воздуха в баллоне может превысить допустимое.
При повышении внешней температуры баллон необходимо охлаждать или стравливать из него часть воздуха.
Запрещается включаться в аппарат без проведения боевой проверки и при обнаруженных неисправностях.
Запрещается применять аппарат для работы под водой.
Запрещается без согласования с предприятием-изготовителем установка на аппарат узлов и деталей, не входящих в комплектацию аппарата.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.
Возможная неисправность | Наиболее вероятная причина неисправности | Методы выявления и устранения неисправности |
Вентиль баллона негерметичен в закрытом положении | Изношена вставка клапана. | Разобрать вентиль и заменить клапан. |
Вентиль баллона негерметичен в открытом положении | Изношены уплотнительные прокладки между шпинделем и гайкой. | Разобрать вентиль и заменить прокладки. |
Воздуховодная система негерметична | Негерметична панорамная маска. | 1 Осмотреть корпус маски и при обнаружении в нем прорывов заменить. 2 Осмотреть и при необходимости подтянуть узлы крепления панорамного стекла. |
Негерметичен клапан выдоха. | Промыть клапан выдоха и седло на клапанной коробке. В случае износа клапан выдоха заменить. | |
Проверить величину избыточного давления, создаваемого легочным автоматом. При необходимости отрегулировать легочный автомат. | ||
Негерметично место соединения легочного автомата с панорамной маской. | Отсоединить легочный автомат от маски, осмотреть и при необходимости заменить уплотнительное кольцо (прокладку). | |
Негерметичен легочный автомат ПТС11.10.00. 000, ПТС 11.10.01.000, ПТС 78.10.00.000 | 1 Подтянуть винт хомута. 2 Разобрать легочный автомат, осмотреть мембрану, вставку клапана и уплотнительное кольцо. При необходимости заменить изношенные детали. | |
Негерметично соединение легочного автомата со шлангом. | Разобрать соединение, осмотреть и при необходимости заменить уплотнительное кольцо. | |
Негерметичен разъем адаптера. | Разобрать разъем, осмотреть и при необходимости заменить манжету и уплотнительное кольцо |
Возможная неисправность | Наиболее вероятная причина неисправности | Методы выявления и устранения неисправности |
Воздуховодная система негерметична | Негерметично соединение шланга с редуктором | Отсоединить шланг от редуктора, осмотреть и при необходимости заменить уплотни- тельное кольцо. |
Негерметично соединение вентиля баллона с редуктором. | Подтянуть соединение или заменить уплотнительное кольцо. | |
Негерметично соединение коллектора с вентилями баллонов и редуктором. | Подтянуть соединения или заменить уплотнительные кольца. | |
Срабатывает предохранительный клапан редуктора АИР-98МИ.02.01.000 | Нарушено прилегание к седлу. | Разобрать редуктор, осмотреть клапана редуктора и очистить клапан и седло или заменить седло, собрать и отрегулировать редуктор. |
Нарушена регулировка предохранительного клапана (редуцированное давление в норме). | Отвинтить гайку 32 (рис. 6) и отрегулировать усилие прижатия клапана к седлу вращением направляющей 31. | |
Срабатывает предохранительный клапан редуктора ПТС 61.02.00.000 | Изношено уплотнительное кольцо 20 (рис. 6а) | Разобрать предохранительный клапан и заменить уплотнительное кольцо. |
Загрязнена вставка поршня | Очистить вставку от загрязнения. | |
Изношена вставка поршня | Заменить поршень | |
Не срабатывает сигнальное устрой-ство | Забиты каналы подачи воздуха на свисток. | Разобрать сигнальное устройство, промыть этиловым спиртом и продуть каналы сжатым воздухом, собрать и отрегулировать сигнальное устройство. |
Нарушена регулировка сигнального устройства. | Отрегулировать сигнальное устройство. | |
Засорена дюза 6 (рис. 12а) сигнального устройства ПТС61.03.00.000 | Разобрать сигнальное устройство, продуть дюзу сжатым воздухом. | |
Слабая фиксация рычага легочного автомата ПТС 11.10 00.000, ПТС 11.10. 01.000, ПТС 78.10. 000 в положении «Выкл». | Разогнута пружина 11 (рис. 9) | Подогнуть пружину. |
Возможная неисправность | Наиболее вероятная причина неисправности | Методы выявления и устранения неисправности |
Недостаточная подача воздуха для дыхания. | Засорен фильтр в штуцере соединения редуктора с вентилем баллона. | Промыть и продуть фильтр. |
Понизилось редуцированное давление в результате ослабления пружин редуктора АИР-98МИ.02.01.000. | Определить величину редуцированного давления, отрегулировать редуктор на требуемое давление. При невозможности получения требуемого давления разобрать редуктор, заменить пружины, собрать и отрегулировать редуктор. | |
Недостаточная подача воздуха под капюшон спасательного устройства | Засорена дюза | Отвернуть штуцер 18 (рис. 14), вывернуть дюзу 16, продуть дюзу. |
Засорен фильтр в штуцере | Отвернуть штуцер 18 с фильтр ром 19, шланга. промыть и продуть фильтр. | |
Избыточная подача воздуха под капюшон спасательного устройства | Повреждено уплотнительное кольцо. | Заменить уплотнительное кольцо 17 (рис. 14). |
Вентиль К 632, VOA6GAI001, VOA6GAI002 негерметичен в месте установки индикатора | Изношено уплотнительное кольцо между корпусом вентиля и индикатором. | С помощью торцового ключа S22 (диаметр окружности 26 мм) вывернуть индикатор. Осмотреть и при необходимости заменить кольцо. Установить индикатор в корпус. Момент затяжки – 15+5 Нм. |
Разрыв предохранительной мембраны вентиля (серия К 632), например, при хранении и транспортировании. | Заменить предохранительное устройство. Момент затяжки пробки 33 - 15+5 Нм. |
Заключительная часть
Преподаватель выдает задание на практическое занятие, отвечает на возникшие у обучаемых вопросы. Выборочно проверяет конспекты.
Разработал:
Заместитель начальника кафедры ОП и ПАСР
подполковник внутренней службы С.В. Полынько
«______»_______________201__г