Урок 2. Виды информации (продолжение). Носители информации

Обеспечение урока:

пп. 2.1, 2.2, § 3 из [1].

Ход урока

1. Проверьте выполнение домашнего задания:

просмотрите в тетрадях запись конспекта урока 1 и выполнение заданий
3 б), в), 4 б), 5 б) § 1 из [1]; укажите на недостатки выполнения заданий дома;

вызовите 1—2 человек для проверки выполнения задания 7 § 1 из [1];

повторите понятия урока 1, используя, например, следующие вопросы: «Что такое информация?», «Как человек получает информацию?», «Какие бывают виды информации по способам восприятия человеком?».

2. Предложите учащимся выполнить задание 4 § 2 из [1] (о различных приборах, которые использует человек для получения более точной информации об объектах окружающего мира).

3. Обсудите с учащимися, в каких формах человек может представить информацию — в форме записи, изображения, звука и т.д. Подведите их к пониманию того, что можно выделить различные виды информации (классифицировать информацию) по разным признакам: по способам восприятия человеком, по форме представления и т. п.

Приведите примеры видов информации по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Предложите учащимся привести свои примеры.

Обсудите комбинированные формы представления информации.

4. Предложите учащимся выполнить задания 3 а), д) § 2 из [1].

5. Обсудите, для чего и как человек хранит и передает информацию. Совместно с учащимися приведите примеры способов хранения и передачи информации.

Введите понятие носитель информации — объект, используемый для хранения и передачи информации. Напомните учащимся, что под объектом понимаются как тела живой и неживой природы, так и явления.

6. В форме обобщения материала уроков 1 и 2 обсудите еще раз, что из-
учает наука «Информатика».

7. Предложите учащимся поиграть в игру «Передай объект»[1].

Правила игры: все учащиеся встают и быстро передают из рук в руки по цепочке какой-нибудь объект (книгу, карандаш, линейку и т. п.). Каждый передающий называет одно из свойств объекта. Кто не смог ответить или повторился — садится.

Игра продолжается до тех пор, пока:

1) останется один игрок — победитель;

2) не «закончатся» свойства;

3) не закончится отведенное на игру время.

В конце игры учителю следует провести анализ: все ли возможные свойства объекта были названы и т. п.

8. Расскажите, как будет проходить самостоятельная работа на следующем уроке и как к ней готовиться.

Задание на дом:

1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;

2) выполнить задания 3 б), в), г), 4 § 2 из [1];

3) подготовиться к самостоятельной работе (на 5—7 мин) по изученным понятиям уроков 1 и 2.

Урок 2 (конспект). Виды информации. Носители информации

1. Виды информации по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

2. Носитель информации — объект, используемый для хранения и передачи информации.

Раздел 2. Первоначальные приемы работы
на компьютере (7 ч)

Основные устройства компьютера, выполняющие ввод, вывод, хранение и обработку информации.

Включение компьютера. Работа на компьютере с помощью манипулятора «мышь». Работа на компьютере с помощью меню. Завершение работы на компьютере.

Программное обеспечение компьютера: операционные системы и прикладные программы. Способы запуска прикладной программы с использованием команд меню и манипулятора «мышь». Завершение работы с прикладной программой.

Знакомство с клавиатурой. Приемы работы с клавиатурой.

Упражнения для снятия утомления при работе на компьютере.

Цели

Сформировать:

первоначальные представления об основных устройствах компьютера и их назначении, об аппаратном и программном обеспечении компьютера, операционной системе, прикладной программе;

начальные умения работы с манипулятором «мышь» иклавиатурой;

умение включать и выключать компьютер;

умение запускать и завершать работу с прикладной программой;

умение использовать меню при работе с программой;

первоначальные умения ввода информации с клавиатуры.

Развивать:

внимание и память;

самостоятельность и настойчивость;

интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

умение работать с литературой и справочной информацией;

умение сравнивать и анализировать информацию.

Воспитывать:

дисциплинированность, аккуратность, любознательность;

бережное отношение к имуществу школы и кабинета информатики;

терпимость и уважительное отношение к мнению других.

Учащиеся должны знать:

смысл понятия «программа»;

основные устройства компьютера и их назначение;

основные операции, осуществляемые с помощью манипулятора «мышь»;

структуру клавиатуры;

основные элементы интерфейса операционной системы, необходимые для начальной работы с прикладными программами;

способы запуска прикладной программы и завершения ее работы;

физические упражнения для снятия утомления при работе на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

включать и выключать компьютер;

использовать манипулятор «мышь» и клавиатуру при работе на компьютере;

использовать меню при работе с программой;

запускать прикладную программу, завершать работу с прикладной программой;

вводить информацию с клавиатуры;

выполнять упражнения для снятия усталости при работе на компьютере.

Наши рекомендации