Ii. цель и схема действий проверяющих из обэп и онп
Процедура проведения проверок ОБЭП и ОНП
I. ПРАВА ПРОВЕРЯЮЩИХ ИЗ ОБЭП И ОНП
Нормами ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" за милицией оставлены права осуществлять следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка, которая возможна только в части предметов, оборот которых запрещен или ограничен.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
В соответствии с ФЗ "О милиции" ст. 11 п.п. 33 и 34 за милицией оставлено право получать сведения, составляющие налоговую тайну и участвовать в проверках вместе с налоговиками.
II. ЦЕЛЬ И СХЕМА ДЕЙСТВИЙ ПРОВЕРЯЮЩИХ ИЗ ОБЭП И ОНП
1. Сотрудники МВД могут прийти в офис организации для а) обследования помещений, занимаемых организацией, и изъятия документов, компьютеров и иных предметов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, а также для б) проведения обыска в рамках следственных действий уже возбужденного уголовного дела. При проведении следственных действий сотрудники милиции имеют больше прав, чем при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Поэтому нет никакого смысла не открывать двери в помещения, прятать ключи от сейфов и т.д. Результатом таких действий будут только вскрытые двери и распиленные сейфы.
2. Цель всех проверяющих испугать, ошеломить вас своим появлением,заставить нервничать и начать делать ошибки. Для достижения этой цели могут использовать видео съемку, приказы «всем оставаться на своих местах и ничего не трогать», «представиться в соответствие с законом», озвучивание статей уголовного кодекса, намеки на «долгие сроки» и т.п. И все последующие действия проверяющих будут также направлены для достижения этой цели.
3. Если есть такая возможность, то проверка может начаться с контрольной закупки. Основанием для проведения контрольной закупки является п. 4 ст. 6 и ст. 8 ФЗ Об ОРД.
4. Далее следует, как правило, проверка документовдля того, чтобы найти хоть какие-то недостатки в документации. Иногда сотрудники правоохранительных органов, приходя на проверку, уже имеют с собой список ваших контрагентов, которые оказались (или их только подозревают) неплательщиками налогов или обналичивали деньги. Это необходимо, чтобы давление на вас можно было сделать более конкретным и весомым.
5. Дальше может быть проведен осмотр помещений, ящиков столов, шкафов и личных вещей. В первую очередь ищут незаполненные бланки с печатями и сами печати, не принадлежащие вашей организации, крупные суммы денег, банк-клиенты и любые учредительные и иные документы, относящиеся к другим организациям, «черные» ведомости выдачи заработной платы.
6. Потом может проверяться легальность программного обеспечения, со ссылками на нормы статьи 146 часть 2 и 3 Уголовного кодекса РФ. Затем могут проверить содержимое компьютеров на предмет наличия компрометирующих баз данных.
7. Следующим шагом может станет организациядавления на главного бухгалтера. Ему объяснят всю сложность положения, покажут УК, спрасят «готов ли он за зарплату отсидеть за своего руководителя» и предложат добровольно «сдать» генерального директора.
8. Затем изымаются документы, компьютеры, в которых обнаружены не легальные программы или компрометирующие файлы. Все это может сопровождаться намеками на неприятности или прямыми угрозами наказания.
9. В том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения в оформлении документации на товар или груз или документов не было вообще, товар может быть вывезен на склады 3-х юридических лиц или передан на ответственное хранение.
10. Основанием к задержанию на 48 часов с доставлением задержанного в местное ОВД во время проведения проверки может служить отсутствие документов, удостоверяющих личность или подозрение в совершении уголовного преступления.