Классификация по характеру использования информации
Классификация по степени автоматизации
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные (рис. 2.4).
Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» обязательно вкладывается понятие автоматизированной системы.
Рис. 2.4. Классификация информационных систем по разным признакам
Классификация по характеру использования информации
По характеру использования информации информационные системы подразделяются на информационно-поисковые и информационно-решающие (см. рис. 2.4).
Информационно-поисковые системы проводят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных ее преобразований. К ним относятся, например, библиотечные информационно-поисковые системы, информационно-поисковые системы по продаже железнодорожных и авиабилетов и др.
Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны расчетный тип задач и обработка больших объемов данных. Примерами управляющих информационных систем являются система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета и др.
Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению, но не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Пример 2.5. Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное решение по сравнению с рекомендуемым.