Лабораторная работа 8
Разработка и оформление руководства оператора
Цель и задачи лабораторной работы
Лабораторная работа предназначена для получения навыков разработки и оформления руководства оператора (пользователя), как одного из видов программной документации.
Приобретенные навыки проверяются преподавателем путем проверки оформленного руководства.
Содержание задания и указания по выполнению лабораторной работы
Задание.Разработать и оформить руководство оператора для программы, созданной в лабораторной работе дисциплины «Основы программирования».
Разработка руководства по работе с программой является одним из этапов создания программного обеспечения.
Руководство оператора в соответствии с ГОСТ 19.505-79 Руководство оператора /12/
содержит следующие разделы:
- назначение программы:
- условия выполнения программы;
- выполнение программы;
- сообщения оператору.
В разделе «Назначение программы» указать сведения о назначении программы и информация, достаточная для понимания функций программы и ее эксплуатации.
В разделе «Условия выполнения программы» описать условия, необходимые для выполнения программы: минимальный и (или) максимальный состав аппаратных и программных средств.
В разделе «Выполнение программы» подробно описать последовательность действий оператора, которые необходимо выполнить при загрузке, запуске ( какой файл должен быть запущен, какие действия должны при этом выполняться), выполнении и завершении программы.
Описание выполнения программы должно быть организовано таким образом, чтобы любому человеку, не знакомому со средой программирования, программой и реализуемым ею методом, были понятны действия, которые от него требуется выполнить. В разделе дать описание того, каким образом осуществляется ввод данных и какая информация выводится на экран. Описание рекомендуется дополнять экранными формами (скриншотами).
В разделе «Сообщения оператору» привести тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения программы, описание их содержания и соответствующие действия оператора (в случае сбоя, возможности повторного запуска программы и т.п.). Раздел оформить в виде таблицы следующей формы:
Текст сообщения | Содержание сообщения | Действия оператора |
Руководство оформить в соответствии с требованиями кафедры «Программное обеспечение» /13 /.
Список литературы
1. Васильев В.А. Основы работы на компьютере (самоучитель). – С.- Пб.:BHV, 2000.
2. Глушаков С. В., Сурядный А.С. Office 2007.Лучший самоучитель. – изд.3-е, доп. и перераб. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010.
3. Глушаков С. В. Office 2007. – М.: АСТ, 2008.
4. Иванова Е.Н. Word 2007 в кармане. – М.: Эксмо, 2008.
5. Лесничая И.Г. и др. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. –М.: Эксмо, 2007.
6. Леонтьев В.П. Новейший самоучитель. Компьютер + Интернет. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
7. Минько П.А. Microsoft Office Power Point 2007. Просто как дважды два. – М.: Эксмо, 2007.
8. Михеева Е. В. Информационные технологии.- М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
9. Романенко, В.Н. Работа в Интернете: от бытового до профессионального поиска: практ. пособие с примерами и упражнениями / В.Н. Романенко. – СПб.: Профессия, 2008.
10. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2008.
11. Соколенко А.Л. Excel 2007 в кармане. - М.: Эксмо, 2008.
12. ГОСТ 19.701 – 90 (ИСО 5807 – 85) Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. – М.: Издательство стандартов, 1991.
13. ГОСТ 19.505 – 79 Единая система программной документации. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению. – М.: Издательство стандартов, 1988.
14. Методические указания по оформлению курсовых и дипломных работ. – Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты задания лабораторной работы
Номер варианта | Содержание задания |
Ввести матрицу RIS порядка С. Определить, правда ли, что наименьший элемент матрицы находится под главной диагональю | |
Ввести матрицу RS1 порядка S. Определить номера и количество строк, сумма элементов которых кратна 10 | |
Ввести матрицу ТАТ порядка P*R. Определить сумму наименьших элементов столбцов | |
Ввести матрицу SIR порядка С*К. Определить число строк, в которых количество положительных элементов больше количества отрицательных | |
Ввести матрицу FAR порядка М. Найти количество и индексы элементов главной диагонали, равных первому элементу соответствующих строк | |
Ввести матрицу RAF порядка N. Определить, сколько элементов матрицы находится до наименьшего элемента. | |
Ввести матрицу GROM порядка К. Найти количество элементов главной диагонали, кратных 5 | |
Ввести матрицу С2 порядка К. Дополнить матрицу столбцом, содержащим количество положительных элементов соответствующих строк. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу SLON порядка М. Правда ли, что наименьший элемент матрицы находится над главной диагональю | |
Ввести матрицу BUR порядка N*M. Определить количество элементов между наименьшим и наибольшим элементами матрицы | |
Ввести матрицу PR1 порядка К. Определить разность суммы и произведения элементов главной диагонали | |
Вести матриц у В1 порядка N*M. Определить количество элементов, сумма индексов которых кратна N | |
Ввести матрицу RUBL порядка N. Определить сумму индексов элементов, кратных 8 | |
Ввести матрицу AR порядка N. Определить сумму и произведение элементов главной диагонали | |
Ввести матрицу SAM порядка K*L. Определить количество строк, где есть хотя бы один отрицательный элемент | |
Ввести матрицу KR порядка N*M. Определить количество элементов, кратных 5 | |
Ввести матрицу RAB порядка K. Определить разность сумм элементов третьей и пятой строк | |
Ввести матрицу QWER порядка К*L. В каждой строке поменять местами первый и наименьший элемент строки. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу AD порядка R*L. В каждой строке поменять местами последний и наибольший элемент строки. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу S порядка N*M, содержащую оценки (5,4,3,2,0), полученные студентами группы при сдаче сессии (N – количество студентов, М –количество предметов). Дополнить матрицу столбцом, содержащим средний балл каждого студента. Вывести сформированную матрицу | |
Ввести матрицу D порядка R*5. Поменять местами строку, содержащую максимальный элемент, со строкой, содержащей одинаковые элементы (она единственная). Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу А порядка R*L. Вычислить суммы элементов каждой строки и наибольшую из вычисленных сумм | |
Ввести матрицу К порядка М*9. Поменять местами первую строку матрицы со строкой, содержащей минимальный элемент матрицы. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу К порядка М. Вычислить сумму и количество положительных элементов матрицы, находящихся под главной диагональю | |
Ввести матрицу К порядка М. На место отрицательных элементов, находящихся над главной диагональю, записать их модули. Вывести обновленную матрицу | |
Номер варианта | Содержание задания |
Ввести матрицу К порядка М. В каждой строке поменять местами элемент главной диагонали с последним. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу С порядка М*N. Найти количество локальных минимумов матрицы (элемент называется локальным минимумом, если он строго меньше всех имеющихся у него соседей; соседи Сi,j – это элементы Сk,L с индексами: i-1<=k<=i+1; (k,L) # (i,j); j-1<=L<=j+1) | |
Ввести матрицу L порядка М*N. Дополнить матрицу строкой, содержащей сумму максимального и минимального элементов соответствующих столбцов. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу QWER порядка К*L. В каждой строке поменять местами первый и наименьший элемент строки. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу AD порядка R*L. В каждой строке поменять местами последний и наибольший элемент строки. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу S порядка N*M, содержащую оценки (5,4,3,2,0), полученные студентами группы при сдаче сессии (N – количество студентов, М –количество предметов). Дополнить матрицу столбцом, содержащим средний балл каждого студента. Вывести сформированную матрицу | |
Ввести матрицу D порядка R*5. Поменять местами строку, содержащую максимальный элемент, со строкой, содержащей одинаковые элементы (она единственная). Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу А порядка R*L. Вычислить суммы элементов каждой строки и наибольшую из вычисленных сумм | |
Ввести матрицу К порядка М*9. Поменять местами первую строку матрицы со строкой, содержащей минимальный элемент матрицы. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу К порядка М. Вычислить сумму и количество положительных элементов матрицы, находящихся под главной диагональю | |
Ввести матрицу К порядка М. На место отрицательных элементов, находящихся над главной диагональю, записать их модули. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу К порядка М. В каждой строке поменять местами элемент главной диагонали с последним. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу С порядка М*N. Найти количество локальных минимумов матрицы (элемент называется локальным минимумом, если он строго меньше всех имеющихся у него соседей; соседи Сi,j – это элементы Сk,L с индексами: i-1<=k<=i+1; (k,L) # (i,j); j-1<=L<=j+1) | |
Ввести матрицу L порядка М*N. Дополнить матрицу строкой, содержащей сумму максимального и минимального элементов соответствующих столбцов. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу R порядка M *N. Удалить строку, содержащую наибольшее количество отрицательных элементов. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу R порядка M *N. Поменять местами наибольший и наименьший элементы матрицы. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу R порядка M *N. Записать нули в строку и столбец, в которых находится минимальный элемент матрицы. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу R порядка M *N. Поменять местами строки с наибольшей и наименьшей суммой элементов. Вывести обновленную матрицу | |
Ввести матрицу R порядка M *N. Найти строку, содержащую наибольшее количество четных элементов. |