В зависимости от цели способа организации и осуществления Тм может быть 2 видов
1. Коммерческое(получение прибыли)
2. Некоммерческое
Морское право, как институт транспортного права можно определить как - систему правовых норм, регулирующих отношения по организации и/или непосредственному осуществлению торгового мореплавания
(2) Договор фрахтования судна
Фрахтование судна - это деятельность по заключению договора найма или по задаче в найм судна, которая не подлежит лицензированию. Правовой Формой отношений фрахтования морского судна является договор фрахтования морского судна. По договору фрахтования судна на определенное время судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, груза и иных целей Тм на определенное время. Такой договор называют чартер
Чартер- договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный ресурсы или срок
Форма чартера
Форма чартера- устанавливается различными транспортными уставами и кодексами. В настоящее время известно более 400 стандартных форм чартера(проформ), разработанный по эгидой английской палатой судоходства и БИМКО. существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, зерна, риса, фруктов, удобрений и др. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, осуществляется на базе чартера дженкон
Структура чартера
С точки зрения структуры все условия чартера делятся на постоянные и переменные. На постоянные условия приходится подавляющая часть всего содержания чартера. Они составляют его неизменную сущность. Переменные условия наоборот, меняются от сделки к сделке.
Обычно все переменные условия чартера, начиная от наименования судовладельца и фрахтователя и заканчивая подписями сторон, выносится в виде блока клеток на отдельный лист и образуют часть А чартера
Постоянные условия образуют часть Б и они должным образом связаны соответствующими переменными условиями части А
Основные условия чартера:
1. Субститут
2. Мореходность
3. Сталийное время
4. Диспатч
5. Нотис о готовности судна
6. Демуредж
7. Кансалинг
8. Безопасный порт
9. Всегда на плаву
10. Контрсталийное время
11. Прекращение ответственности
Виды чартеров:
1. Рейсовый
2. Тайм-чартер(отличается по правам и обязанностям от бербоут-чартера)
3. Бербоут-чартер
4. Слот-чартер
· Рейсовый чартер - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт
Права и обязанности сторон по договору рейсового чартера- судовладелец принимает на себя все расходы по содержанию судна, экипажа, по топливу и навигационным расходам. Фрахтователь принимает на себя расходы и риски по доставке груза к борту судна и по его отводу от борта при выгрузке
· Тайм-чартер - в торговом мореплавании договор фрахтования судна с экипажем на время
Права и обязанности сторон - судовладелец обязуется за обусловленную плату(фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Таким образом судовладелец(фрахтовщик) принимает на себя все расходы по содержанию экипажа и оплачивает прочие постоянные издержки.
Лекция 7.
Тайм-чартер - в торговом мореплавании договор фрахтования судна с экипажем на время
Права и обязанности сторон - судовладелец обязуется за обусловленную плату(фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Таким образом фрахтователь принимает на себя все расходы по содержанию экипажа и оплачивает прочие постоянные издержки.
Фрахтователь приобретая право распоряжаться судном по своему усмотрению на условиях, определенных в чартере. Фрахтователь принимает на себя переменные издержки: стоимость воды, топлива и тд, условия тайм-чартера переносит на фрахтователя больший, по сравнению с рейсовым чартером, объем ответственности и соответствующих издержек, вместе с тем он получает и больший объем прав, право распоряжаться судном на определенных условиях, отфрахтовать судно на условиях рейсового чартера и тд.
Бербоут-чартер - в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа.
По договору фрахтования судна без экипажа, судовладелец обязуется за обусловленную плату(фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей Тм.
Фрахтователь уполномочен распоряжаться судном в течение срока действия чартера по своему усмотрению на правах владельца. Он принимает на себя всю ответственность и все издержки по совместному предприятию. Фрахтователь вправе сменить флаг судна , нанести свои фирменные знаки, а также заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с 3 лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока(суббербоут-чартер).
Слот-чартер - аренда контейнерной ячейки(секции) на судне-контейнеровозе
Димайз-чартер - судно передается с экипажем и полностью снаряженное (почти тоже самое что и бербоут-чартер)
Характерные признаки договора фрахтования морского судна:
1. Договор фрахтования судна на определенное время должен быть заключен в письменно форме. Наличие и содержание договора может быть доказано исключительно письменными доказательствами
2. Договор является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента его подписания
3. Договор является оплатным, поскольку услуги по найму судна предоставляются за плату(фрахт)
4. Договор является 2 сторонним, сторонами явл фрахтовщик-судовладелец и фрахтователь
5. Заключение договора сопровождается оформлением 2 транспортных документов: чартера и коносамента
Коносамент.
Согласно ст. 134 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Одним из документов, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза явл коносамент
Коносамент- это товаро-распорядительный документ, который выдается на основании и на выполнии условий договора морской перевозки груза, фиксирует факт принятия груза к перевозке и выполнение связанных с этим обязанностей сторон.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций :
1. Расписка перевозчика в получении груза от отправителя с одновременным описанием видимого состояния груза
2. Товаро-транспортная накладная
3. Подтверждение договора перевозки груза
4. Товаро-распорядительный документ
Коносамент не является договором перевозки груза (выдается в момент передачи груза перевозчику)
В практике Тм применяют разные виды коносамента. Возможна классификация коносаментов по след критериям:
1. В зависимости от основания осуществления перевозки
1) чартерные коносаменты, которые выдаются на основании чартера
2) линейные коносаменты, которые выдаются на основании договора перевозки груза
2. В зависимости от условий принятия груза к погрузки
1) бортовые коносаменты - коносамент на груз, который погружён на судно
2) не бортовые коносаменты - коносаменты на груз, который принят к перевозке, но не погружён на борт судна
3. В зависимости от условий передачи коносамента
1)именные коносаменты - коносаменты, которые передаются по именным переда точным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования
2) ордерные к - к содержащий указания "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут предать свои права 3 лицу путем прославления на коносаменте переда точной надписи(индоссамента) и вручения его этому лицу
Индоссамент(на спине) - переда точная надпись на ценной бумаге, векселе, чеке, коносаменте и тд, удостоверяющее переход прав по этому документу другому лицу. Проставляется обычно на обратной стороне документа или на добавочном листе.
3) коносамент на предъявителя- к, который передается путем простого вручения
4. В зависимости от условий погрузки
1) к с оговоркой(оговорка, касающаяся количества, качества, веса или состояния груза)
2) чистый к - без указанных выше предостережений
5. Сквозные(прямые) к - оформляется в случае если грузопрервозчик обязуется доставить груз получателю, зная, что в перевозке участвуют 2 и более вида транспорта
Ст. 133 КТМ установлено, что по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевести вверенный ему отправителем груз с порта отправ в порт назнач и выдать его уполномоченному на получение груза лицу(получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку установленную плату(фрахт)
В основу разграничения договора фрахтования от договора перевозки заложены критерии:
1. Предметом договора перевозки являются услуги по перевозки груза, а предметом договора фрахтования морское судно и услуги экипажа
2. Целью договора перевозки является перевозка груза, а целью д/ф любые цели Тм
3. Сторонами в д/п являются отправитель, перевозчики получатель, а д/ф фрахтовщик и фрахтователь
4. Договор/п является реальным, а д/ф консенсуальным
5. Документом, подтверждающим наличие и содержание д/п является коносамент, а документом, подтверждающим наличие и содержание д/ф является чартер
6. Право владения судном, по договору перевозки принадлежит перевозчику, то есть судовладелец, а в случае фрахтования на условиях бербоут-чартера фрахтователь
7. Право пользования судном по договору перевозки принадлежит судовладельцу, а по д/ф фрахтователю
8. Подчинение членов экипажа по д/п осущ судовладельцем, а по д/ф на условиях бербоут-чартера фрахтователем
9. Риск повреждения или гибели судна лежит на судовладельце по д/п и на фрахтователе по д/ф
10. Чартер заключается перед погрузкой груза, а коносамент оформляется после погрузки
Лекция 8