Структура юридических норм
Структура любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Следует таким образом различать структуру исходных (учредительных, отправных) норм и норм-правил поведения.
Структура исходных юридических норм.Эти нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера. Делается это путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных элементов исходной юридической нормы. Примером может быть ст. 1 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР”, которая определяет эту службу как единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства (первый признак), за правильностью исчисления (второй признак), полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством (третий признак). Совокупность названных признаков и образует структуру данной юридической нормы. Нет смысла поэтому искать в исходных (учредительных, отправных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию.
Структура норм-правил поведения.Вопрос о структуре норм права-правил поведения давно привлекал внимание правоведов. Так, английский юрист Г. Блэкстон более двух столетий назад выделял в составе закона четыре части: объявительную, повелевающую, способствующую и наказательную. Немало суждений по данному вопросу высказывалось и в отечественной, как дореволюционной, так и постреволюционной литературе, и одно перечисление имеющихся публикаций заняло бы не один десяток страниц.
Широкое признание в правоведении получило мнение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила. С учетом “специализаций” норм права на регулировании отдельных видов общественных отношений многие авторы выделяют в составе юридической нормы два элемента: в регулятивных нормах – гипотеза и диспозиция, в охранительных – гипотеза (или диспозиция) и санкция. В словесном выражении это чаще всего так и бывает. Не вдаваясь в суть многочисленных и утомительных споров по данному вопросу, следует лишь отметить, что трехчленное строение юридической нормы – это ее логико-юридическая структура. Воссоздается она логическим путем и представляет собой формулу: “Если ... то, в противном случае ...”. Для воссоздания логико-юридической структуры кроме требований и правил логики необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, правовых связей.
Нормы права, устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, т.е. являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза юридической нормы – часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма.
С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения “привязывается” к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит к формированию модели поведения, выраженной абстрактно в норме, а каждая из ситуаций, закрепленная в гипотезе, “вдыхает жизнь” в правило поведения, переводит его на уровень отдельного случая. Иными словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму. Например, в соответствии с семейным законодательством (ст. 12 Семейного кодекса РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим действие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с некоторыми обстоятельствами, названными в ст. 17 этого же Кодекса: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).
Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой.
К примеру, ст. 14 Закона РФ “О гражданстве” от 28 ноября 1991 г. гласит: “Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (гипотеза), является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения”.
Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.
Именно таковой является гипотеза, изложенная в п. 2 ст. 17 того же Закона о гражданстве: “Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации (одно обстоятельство) от лиц без гражданства (второе обстоятельство), является гражданином Российской Федерации”.
Альтернативнойназывают гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.
Таковыми являются гипотезы многих норм того же Закона о гражданстве. Например, ст. 22 называет четыре обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения гражданства; п. 3 ст. 19 этого же Закона облегченный порядок приема в российское гражданство связывает с любым из шести перечисленных обстоятельств и т.д.
Диспозиция юридической нормы – часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.
Диспозиция – это сердцевина, стержень юридической нормы. Однако состоять из одной диспозиции юридическая норма не может. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, проявляет свои регулирующие способности. Диспозиция – это модель правомерного поведения.
В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:
а) простая – диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ст. 39 Водного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. Что представляют собой обособленные водные объекты, норма не определяет);
б) описательная – диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения (такова ст. 84 Воздушного кодекса РФ, которая подробно перечисляет и описывает средства и действия по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на стоянках; предполетный осмотр и др.);
в) ссылочная – диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (таковы, к примеру, диспозиции ст. 17 и 30 Воздушного кодекса РФ: “Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации” (ст. 17); “Права и ответственность инспекторов определяются Правительством Российской Федерации” (ст. 30).
Бланкетная диспозицияявляется разновидностью ссылочной. Для ознакомления с правилами поведения она отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.
Санкция правовой нормы – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
Такое определение санкций дает обычно юридическая наука. Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека. В данной работе понятие санкции трактуется с правовых позиций.
Санкция – логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым – средством укрепления законности и правопорядка.
Санкция правовой нормы – понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:
а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида называются штрафными или карательными;
б) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.);
в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности, предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств);
г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие нарушения больничного режима или неявка без уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.).
Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, распределив их в три группы.
1. Абсолютно определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др.).
2. Относительно определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Это прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой “наказывается лишением свободы на срок от ... до ... лет” или “наказывается лишением свободы сроком до ... лет”.
3. Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы “или”, “либо” несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное, для решаемого случая. Пример такой санкции: “Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, – наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев” (ст. 214 УК РФ).
Демократизация социально-экономической и политической жизни объективно обусловливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.
Трехчленная логическая структура нормы права имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение самого варианта необходимого поведения, ситуации его действия (недействия), побудительных средств, обеспечивающих реализацию правового предписания. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы-правила поведения – свидетельствует о ее ущербности и приводит к “сбоям” в правовом регулировании: норма либо теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами (становится беспредметной), либо не предлагает варианта поведения, либо утрачивает свои побудительные свойства.
Норма права, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях закона или иного нормативного акта. Есть три случая такого изложения.
1. Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.
Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах при этом диспозицию как третий элемент юридической нормы следует “проявлять” логическим путем, и выглядеть она, к примеру, будет так: “Хулиганство совершать запрещено”, “Получение взятки запрещено” и т.д.
2. Несколько норм включено в одну статью закона. Так, ст. 24 ГПК РСФСР, предусматривающая последствия заявления об отводах, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой. Двенадцать исходных норм (а у них структура иная, чем у норм-правил поведения) содержит ст. 1 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. Каждая из двенадцати частей статьи первой этого закона является самостоятельной нормой: организация обороны, цели создания Вооруженных Сил РФ, правовой статус земли, лесов, вод, имущества, предоставленных Вооруженным Силам, и т.д. Надо иметь в виду, что части статей конституции, основ законодательства разворачиваются в кодексах в отдельные нормы, а порой и не в одну.
3. Одна норма расположена в нескольких статьях. Например, ст. 12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 этого же Кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция).