Методические указания по самостоятельному изучению вопросов темы
Приступая к изучению первого вопроса необходимо проанализировать развитие политической системы США после первой мировой войны, важно разобраться в последствиях экономического кризиса, который охватил основные капиталистические страны в 1929-1933 гг. Необходимо рассмотреть усиление власти президента; расширения полномочий федеральной власти; рост государственного устройства; централизация государственной власти.
При отсутствии в США государственной системы социальной защиты кризис до предела обострил социально-классовые противоречия и привел к широким выступлениям рабочих. Необходимо рассмотреть, в чем нашло выражение ограничение демократических прав и свобод в 20-е годы. Проанализировать антикоммунистическое и антирабочее законодательство, борьба за его отмену.
«Великая депрессия» и переход к государственному регулированию экономики. Необходимо раскрыть суть программы по выходу из кризиса 1933 - 1938 гг., которая получила название «Новый курс» Рузвельта в рамках которой был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений. Необходимо остановит свое внимание на таких важных законах как о банковской деятельности, об обращении ценных бумаг, о восстановлении промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях (закон Вагнера), о социальном страховании и помощи безработным, о справедливом найме рабочей силы.
США – единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. В ее итоге монополистический капитал, нажившийся на военных поставках и увеличивший свой вес в экономике США, еще больше усилил свое влияние на политическую жизнь в стране.
Важно уяснить основные изменения в политической системе США в новейшее время: 1913 г. - в конституцию внесена XVII поправка, в соответствии с которой, изменен порядок выборов сенаторов. Сенаторы стали избираться не легислатурами штатов, а непосредственно избирателями; 1920 г. - очередные поправки к конституции, касающиеся избирательных прав граждан и исполнительной власти в государстве (право голоса граждан США не должно умоляться по признаку пола – XIX поправка; если к тому дню, с которого начинается срок полномочий избранного президента, наступает его смерть, президентом становиться избранный вице-президент XX поправка); 1951 г. – XXII поправка («ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза»); 1964 г. – Закон об избирательных правах ограничивает возможность применения специальных тестов, отсеивающих избирателей; 1971 г. – снижение возраста, с которого можно принимать участие в выборах (с 18 лет); 1973 г. - конгресс принимает совместную резолюцию, ограничивающую военные полномочия президента.
Необходимо рассмотреть послевоенные тенденции развития американского государства и права:маккартизм, образование и роль ЦРУ, усиление роли ФБР, централизация государственной власти, расширение полномочий и функций федеральных органов, а также Президента, милитаризацию и роль государственного аппарата. Далее важно проанализировать структуру и расширение сферы деятельности исполнительного управления при президенте. Также, целесообразно уделить внимание изучению процесса обострения расовых противоречий и законодательство 50 – 60 гг. о гражданских правах, борьбе черного и цветного населения против дискриминации в избирательных правах, при найме на работу.
Более того, важно уяснить положительные изменения в гражданских правах, рассмотреть процесс ликвидации антикоммунистического законодательства и выявить роль и значение Верховного Суда в системе органов государственной власти и управления.
В ходе рассмотрения вопроса необходимо рассмотреть эволюцию политических и разведывательных служб и ФБР, остановиться на создание следственных комиссий в Конгрессе по проверке незаконных действий ФБР, ЦРУ и постоянных контрольных органов в 1976, 1977, 1989 гг.
Рассматривая особенности становления права в США в рассматриваемый период, раскрывая особенности смешанной системы права, возникновение новых отраслей права необходимо обратить внимание, что во второй половине XX в. регулирование комплекса общественных отношений было признано неотъемлемой функцией государства. Оно не только обеспечивает стабильное функционирование сложившегося механизма саморегулирования гражданского общества, но и содействует развитию его экономических, социальных, политических и культурных структур. После Второй мировой войны конституционное и международно-правовое признание в либерально демократических странах (исключая США) получило «второе поколение» социально-экономических прав человека и гражданина: право на труд и свободный выбор профессии, на социальное обеспечение и др.
Одновременно появилось «третье поколение» прав человека – право на мир, здоровую окружающую среду, права национальных, языковых и религиозных меньшинств и др. Это так называемые «позитивные права» т.к. их реальное, непосредственно-юридическое действие напрямую зависит от усилий государства.
Необходимо уяснить, что особенности государственно-политического устройства наложили отпечаток на систему права, которая делится на две подсистемы: подсистему федерального права, общего для всех штатов, входящих в федерацию, и подсистему права отдельных штатов. С XVIII в. – начинается унификация права штатов, а с XX в. - кодификация федерального права. В XX веке Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, Институт американского права создают единообразные и примерные кодексы, служащие для штатов образцами при принятии кодифицированного законодательства.
Рассматривая содержание второго вопроса, необходимо раскрыть изменения в политической системы Англии после первой мировой войны, взаимодействие государства и политических партий. Рассмотреть становление двухпартийной системы. Раскрыть особенности, связанные с демократизацией избирательного права. Рассмотреть избирательные законы 1918, 1928, 1948, 1968 гг., введение всеобщего избирательного права, а также уяснить специфику английского парламентаризма в ХХ веке и углубление кризиса парламентаризма.
Более того, важно уяснить основной смысл и содержание реформы парламента в 1949 г. и раскрыть прерогативы короны.
Необходимо рассмотреть усиление централизации государственной власти и возрастание контроля над местным управлением, проанализировать акты местного самоуправления 1920, 1933, 1972 гг.
Важно раскрыть особенности судебной системы и суда присяжных. Высокий Суд, Суд короны и Апелляционный суд – высшие органы системы, а также судебные права палаты лордов, реформы судоустройства 1971 и 1981 гг. Рост бюрократического аппарата и репрессивное законодательство. Министерство внутренних дел и полицейская система.
В продолжение рассмотрения данного вопроса необходимо изучить процесс реорганизации колониальной системы. Проанализировать содержание Вестминстерского статута 1931 г., а также более детально остановиться на изучении кризиса Британской колониальной империи после Второй мировой войны и ее распад, а также Британское сотрудничество наций.
Рассматривая третий вопрос, необходимо обратить внимание на то, что в XIX и начале XX вв. английское право оставалось некодифицированным. В XX в. в источниках права центральное место занимает делегированное законодательство. В 1965 году создается Правовая комиссия для Англии, задачей которого являлась реформирование всего английского права, вплоть до его кодификации. Особое внимание необходимо обратить закон о собственности, принятый в 1925 году, который устранил многие пережитки времен феодализма. Важно уяснить, что порядок заключения договоров, вопросы ответственности за нарушение обязательств регулировались в рассматриваемый период, главным образом, многочисленными судебными решениями.
Рассматривая вопрос необходимо уяснить изменения происходящие в области уголовного права ( преступления делятся на арестные и неарестные); выделяются преступления, которые обязательно рассматриваются судом присяжных (преследуемые по обвинительному акту) и преступления, дела по которым разрешаются мировыми судьями единолично (суммарные преступления).
Некоторые преступления (смешанные) могут преследоваться и по обвинительному акту и в суммарном порядке. Говоря о демократизации судебного процесса необходимо рассказать о суде присяжных и о его месте в судебном процессе. К рассмотрению дел в апелляционных инстанциях присяжные не привлекаются
Вопросы для самоконтроля:
1. США после первой мировой войны.
2.Эволюция государственной власти в США и Великобритании в Новейшее время.
3.Право США и Великобритании.
4.Американская государственность в ХХ веке: эволюция политической системы и конституционного строя. Избирательное право. Развитие центральной администрации. Законодательная защита гражданских прав.
5.Законодательство о социально-хозяйственных связях. Гражданское право: право корпораций, договорное право, собственность. Правовой статус юридического лица в США.
6.Брачно-семейное право США. Уголовное право. Судебный процесс.
7.Основные изменения в государственном строе Великобритании: парламент, правительство. Правительственный аппарат. Акт о народном представительстве 1948 г. Местное управление. Реформы судоустройства. Изменение государственно-правовой политики в 80 – 90 годах ХХ века.
8.Консолидация законодательных актов. Закон о собственности Англии 1925 г.
9.Особенности договорного права Великобритании. Изменение в семейном праве. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике. Трудовое право. Уголовное право и процесс.
Тесты для самоконтроля:
1. Кодексы честной конкуренции в США в период «Нового курса» предусматривали:
1. Регулирование цен;
2.Регулирование производства и сбыта продукции;
3. Регулирование поставок сырья;
4. Регулирование деятельности монополистов.