Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
Развитие образования будет реализовано в следующих направлениях:
финансирование системы образования;
статус педагога;
менеджмент образования;
электронное обучение "e-learning";
дошкольное воспитание и обучение;
среднее образование;
техническое и профессиональное образование;
высшее и послевузовское образование;
обучение в течение всей жизни;
воспитательная работа и молодежная политика.
Финансирование системы образования
Цель:
Совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.
Задача:
Разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования.
Целевой индикатор:
С 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования.
Подушевое финансирование:
Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.
В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования. Она позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения.
Подушевое финансирование на первом этапе будет осуществляться для профильной школы. В 2013 году система подушевого финансирования общего среднего образования будет апробирована на базе 4-х профильных школ. Для этого будут разработаны нормативные правовые документы по системе подушевого финансирования.
Будут определены пилотные школы из числа государственных или частных школ, школ при вузах для отработки механизмов подушевого финансирования, финансовой самостоятельности, попечительских советов и т.д.
В основной и начальной школе подушевое финансирование будет внедряться на основе опыта, полученного в профильной школе.
К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета на основе подушевого финансирования.
В системе ТиПО с 2011 по 2013 годы будет реализован пилотный проект по внедрению подушевого финансирования с утверждением норм затрат на подготовку одного специалиста.
К 2015 году механизм подушевого финансирования будет реализован во всех организациях образования, от дошкольных до ТиПО, кроме МКШ.
Для педагогов будет предусмотрено подушевое финансирование повышения квалификации - ваучерно-модульная система, в рамках которого педагогу будет дана возможность выбора места и времени прохождения курса повышения квалификации путем перечисления суммы оплаты непосредственно самому педагогу.
Государственная образовательная накопительная система (ГОНС)
В целях повышения доступности платных образовательных услуг планируется разработать механизм государственной образовательной накопительной системы (далее - ГОНС), с помощью которой предполагается предоставить возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать денежные средства для оплаты обучения ребенка в вузах и колледжах в будущем. ГОНС предполагает начисление государственной премии на накопления граждан.
Внедрение ГОНС предполагается после принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Кроме того, для развития эффективной системы образования необходимо увеличить расходы на нее путем привлечения инвесторов. Привлечение частных инвестиций в сферу образования и науки будет осуществляться по действующим в стране механизмам ГЧП.
Статус педагога
Цель:
Повышение престижа профессии педагога.
Задачи:
1. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников.
Целевой индикатор:
Доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов (2015 г. - 47 %, 2020 г. - 52 %).
Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами
Качество образования, в первую очередь, определяется качественно подготовленными преподавателями.
С 2011 года: в рамках международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" будет обеспечена подготовка англоязычных педагогических кадров для среднего, технического и профессионального, высшего образования;
подготовка педагогических кадров с полиязычным образованием в вузах страны будет осуществлена через расширение объема кредитов по иностранному языку в цикле базовых дисциплин. Для этого в типовые учебные программы будут внесены изменения в части подготовки педагогов к преподаванию на трех языках;
будут усовершенствованы программа подготовки педагогов, в том числе для МКШ, программы магистров образования на основе государственного заказа для целенаправленной подготовки учителей для профильной школы в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров;
в соответствии с новыми образовательными программами будут обновлена программа повышения квалификации и обеспечено повышение квалификации педагогических работников организаций образования.
Планируется, что ежегодно до 2020 года курсы повышения квалификации будут проходить 73,3 тыс. человек.
Будет внедрена ваучерно-модульная система.
С введением системы ваучерно-модульного финансирования будет модернизирована система повышения квалификации педагогов. В 2013 году данная система будет апробирована на базе 2-х областей (Павлодарской и Жамбылской) и городов Астаны, Алматы. Предусматривается совершенствование нормативной правовой базы, обновление программ и материально-технической базы системы повышения квалификации, реформирование организационной модели, распределение ресурсного потенциала на конкурсной основе между субъектами, реализующими повышение квалификации и переподготовку кадров.
Введение ваучерного механизма в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по результатам апробации предполагается к 2015 году.
С целью обеспечения дистанционного обучения организации образования, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации, будут оснащены интерактивным оборудованием.
Ежегодно будет увеличиваться государственный заказ на повышение квалификации педагогических кадров системы дошкольного и среднего образования. В том числе специалистов для: интегрированного обучения детей дошкольного и школьного возраста (инклюзивное образование); работы с детьми с ограниченными возможностями; реализации общеобразовательных программ. В системе ТиПО: ежегодно педагогические работники будут повышать квалификацию на базе организаций образования и предприятий; преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения будут повышать квалификацию и проходить стажировку на предприятиях за счет социальных партнеров, в том числе за рубежом.
В целях многосторонней кооперации вузов с ведущими отечественными и зарубежными промышленными предприятиями по приоритетным направлениям форсированного индустриально-инновационного развития будет организовано повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) ежегодно, в том числе за рубежом.