Ислам и мусульмане в истории поволжья
6. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАН ПОВОЛЖЬЯ………
7. НАРОДЫ, ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ……………
КУЛЬТУРА, ПРАЗДНИЧНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ
ДАТЫ, ФОРМЫ ИСЛАМА………………………….
9. НАШИ МУСУЛЬМАНЕ ( КТО ЕСТЬ КТО ?)…..
10. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ
-- 4 --
БИБЛИОГРАФИЯ
· Религии в Междуречье Волги и Дона.// Ислам . Волгоградская область/. Волгоград 2000 г.
· «Волгоградский молодежный гуманитарный Вестник».1998 г. / С.В. Голунов, Ислам. как геополитический фактор для Нижнего Поволжья/.
· В. Муртазаев,«МЛ-Курьер», №45, 1994 г./Ислам в Царицыне/; № 4 , 1994 г./ Ислам в нашем крае/; «Спутник» № 16, 19 апреля 1991 г.№ 30 . 1993 г, 19 апреля ./ Ислам в Царицыне/.
· «Мусульманские праздники» , // М. 1990 г.
· В. Суховеров,«Вечерний Волгоград», //рубрика«Этническая радуга»: « Мы- татары, единый народ!», «Афганистан хорошо, но Россия – лучше», «Казахстан в Волгограде», «Страна гор на волжских берегах».
· Л.И. Клисович,«Книга о Коране» . // М. 1988 г.
· «На стыке континентов и цивилизаций», // М. «Инсан» 1996 г. (Сборник).
· «Религии и религиозные организации в Дагестане» . // Махачкала. 2001 г.
· «ИСЛАМ», // № 3(5) 2003 г.
1 Глава
ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАН
ПОВОЛЖЬЯ
Чтобы понять и осознать факт о том, как ислам стал второй, по численности, религией в Нижне –Волжском регионе и юге России в целом, нужно заглянуть в историю на несколько десятков веков назад - в прошлое!
Ибо, рассматривать процесс исламизации нашего региона без общемировой истории исламского мира вряд ли целесообразно.
Итак, процесс продвижения ислама по миру, в том числе кНижне- Волжскому регионуможно разделить на 5 этапов: 7 –9 века нашей эры. Исламизация Волжской Булгарии. Ислам в Золотой Орде (Улусе Джучи). Влияние Дербента. Влияние татар и других тюркоязычных народов.
Борьба вокруг престола халифа Мухаммада велась и при его жизни и после его смерти. Халифы пытались расширить границы своего государства, поэтому, поступательное движение ислама не ослабло, а наоборот окрепло и увеличилось.
Арабские «покорения»продвинулись далеко за пределы Аравийского полуострова. За несколько десятков лет халифские войска нанесли сокрушительные удары по Афганистану, Бухаре, Самарканду, Мерву, западной части Византии, Ирану, Грузии, Средней Азии, завоевав их и достигнув севера Индии, Китая, Африки. Совершая время от времени ожесточенные набеги на Хазарию, южную Испанию (Андалусию), Францию.
Значительные усилия арабские завоеватели направили наподчинение Кавказа, а именно Дагестанского города Дербента, которому они даже дали своё название - Баб эль- Абваб ( « ворота ворот»).
В пределы Кавказа ислам пришел при халифах Омаре (634 –644г.г.), Османе ( 644 – 656г.г.), Али (651- 661 г.г.). При правлении Омейядов , ислам укрепил свои позиции в этих регионах и расширил своё влияние : Азербайджан(639г.) , Дербент (642 г.)
Приход новой веры везде сопровождался грабежами, насилием , сбором податей в пользу халифа, подавлением сопротивления иноверцев, их ассимиляцией. Об этом свидетельствуют источники самих арабов : аль- Масуди, аль-Харанти, ат- Табари и многих других.
Отдельное, особое место халифы уделяли Дагестану, который занимал и сегодня занимает одно из важнейших мест на Северном Кавказе, где располагался так называемый « Дербентский мост» (часть Великого Шелкового Пути).
«ДМ» связывал Европу с районами Б.Востока , С.Азией. По нему проходило множество караванных троп, груженных
продовольствием , шелком, разной живностью, жемчугом, драгметаллами. Шла миграция народов (скифов, сарматов, аланов, гуннов…) . Длинный и изнурительный путь лежал через Дербент - древнейший город, которому более 5 тысяч лет, путь к северным народам.
Со временем занятый арабами Дербент, стал надежным форпостом- укрытием от набегов войск Хазарского Каганата, а так же местом формирования дружин для походов в горный Дагестан, о чём в своё время писал в своих трудах арабский путешественник и мыслитель Аль- Андалуси. Оттуда халифы распространили своё влияние далеко… в Азербайджан, Иран, Среднюю Азию и другие регионы.
Исламизация покоренных народов практически свелась и завершилась ассимиляцией, а точнее арабизацией.
В течение нескольких веков местное покоренное население легко приняло не только этнические черты семитов, но и язык, культуру…
В Иране, Афганистане, Закавказье и некоторых других местах, исламизация и арабизация проходила с так называемым « экономическим» уклоном. Эти и другие события повлекли за собой резкие изменения (унификацию) исторических и культурных традиций (общественных и семейных отношений, этики…).
Далее, весь ход распространения мусульманской религии свидетельствует об огромном положительном воздействии ислама , образовании общемусульманского пространства.
Коснулась ислаимизация и такого мощного по тем временам государства как Волжская Булгария (территория нынешней Волгоградской области, Татарстана).
Произошел прецедент, равного которому не было в мире ! На берегах Волги появилось первое в Европе мусульманское государство древних булгар, которые приняли ислам в 922 году. Такое событие состоялось за 66 лет до принятия Киевской Русью православия. Примерно в это же время в Нижне – Волжском регионе появились и первые мечети .
Такому историческому событию предшествовали неисчислимые бедствия, наносимые неугомонной Хазарией, которая «угнетала все подвластные ей народы – булгар, бутусов, мордву, славян, балтийские и северокавказские племена, облагая их непосильной данью…» (1).
Поэтому, народы, жившие в этом регионе, а в частности – царь славян
( сакалиба), обратили свой зов о помощи к другим правителям, в том числе, к повелителю правоверных, багдадскому халифу - Муктадиру, послав ему письмо.
« Царь славян» ( 2) в своем послании просил халифа не только о просвещении, но и строительстве крепости» , которая бы стала надежной защитой от соседей – назойливых хазар .
Муктадир сразу же распорядился собрать посольство и отправить его в страну булгар . Которое шло почти два года через Бухару, огузские степи из-за возникших в пути финансовых трудностей и многочисленного каравана: 5600 человек, 3000 лошадей и почти столько же верблюдов.
Такому большому количеству людей предстояло осесть в Волжской Булгариина многие годы и « сделать ответственную и большую работу - ввести в булгарском царстве не только ислам, но и багдадские обряды». (3)
Для выполнения этой важной миссии в состав посольства был включен Ахмед ибн- Фадлан( ибн-Аббас ибн- Рашид ибн- Хаммад).
В задачу этого человека входило ознакомление с религией халифа, языком, культурой, а также преследовались определенные политические цели : Багдад был очень заинтересован не только в падении, но и исчезновении Хазарского Каганата, правящая верхушка которого исповедовала иудаизм.
Завершив исламизацию, посольство вернулось в Багдад к 923 году. Ровно через 9 лет после этого, в Мекку на хадж явился сын царя булгар , нанеся ответный визит в знак признательности.
Вскоре ислам приняли язычники огузы и часть хазар, участвовавшие в торгово- экономических отношениях с Булгарией.
Принятие исламаоткрыло новую страницу в истории Нижне – Волжского региона произошел мощнейший рывок в экономической , культурной , политической сфере и установлении добрососедских отношений с соседними регионами : Азербайджаном, Ираном, Хорасаном, странами Северной Европы и новыми русскими княжествами.
С новой силой ислам проявил себя в 1312 году- первый же год правления хана Узбека, нового повелителя могучего Улуса Джучи (Золотой Орды).
В это же время в ислам постепенно стали переходить тюркоязычные (кыпчакские, половецкие) народы: татары, ногаи, казахи, кыпчаки и множество других малых и больших этнических групп.
Здесь очень интересно отметить, что задолго до этих событий в Орде уже существовал запрет на употребление в пищу свинины, широко был популярен арабский язык, а дети наиболее состоятельных ордынцев посещали мектебе. (4)
Утверждение ислама в качестве государственной религии было продолжено сыном хана Узбека - Джаныбеком (1342- 57 г.г.). Повсюду шло строительство новых мечетей, шла служба не только на арабском , но и на одном из тюркских языков – турецком. А минареты и мечети стали венчаться полумесяцем.