Постсоветское пространство во внешней политике современной России

Россия и ее роль на постсоветском пространстве. Образование межгосударственного объединения Содружества Независимых государств (СНГ) 8 декабря 1991 г. 12 государств в СНГ. Цели СНГ: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли и др. Взаимодействие стран в рамках СНГ через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат, Межпарламентская Ассамблея, Исполнительный комитет, который является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ, и Межгосударственного экономического Комитета, и др. Дееспособность СНГ в современных условиях. перспективы развития СНГ.

Отношения России с Украиной, Белоруссией и Молдовой, государствами Закавказья, Средней Азии. Планы вступления Украины и Грузии в НАТО. Перспективы российско-украинских и российско-грузинских отношений.

Проблема урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве.

Создание единого экономического пространства безопасности между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном – ЕврАзЭс.

Россия и постсоветские государства Кавказа и Центральной Азии. Членство России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) наряду с Китаем, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном. Цель создания ШОС – стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами, развитие сотрудничества в политической, военной, экономической, научной и других сферах. рамках организации осуществляется борьба с сепаратизмом (чеченским, афганским и др.), Принятие мер по реализации региональной безопасности, борьба с международным терроризмом, наркотрафиком. Долгосрочная программа развития ШОС до 2020 г. по созданию зоны свободной торговли.

Метод экспертных оценок в политическом прогнозировании.

Метод экспертных оценок – это сбор информации, ее анализ на основе логических и математико-статистических методов и приемов с целью получения необходимой информации для подготовки и выбора рациональных решений.

Для получения конечного результата (экспертных оценок) используют анкетные методы и методы групповой экспертизы.

Достоинствами этих методов являются:

1) простота организации;

2) использование статистической обработки;

3) возможность охвата больших групп.

Недостатки:

1)неполнота ответов;

2) субъективный фактор опрашиваемых;

3) возможность неправильного понимания вопросов.

Особенность метода экспертных оценок заключается в научном понимании организации проведения всех этапов экспертизы, а также в применении количественных методов на каждом этапе.

Экспертные оценки – важный инструмент в повышении качества управления на всех уровнях.

Но при этом данный метод не может собой заменить ни административных, ни плановых решений, а способен предоставить лишь необходимую информацию.

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

· для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);

· перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей;

· данный метод предполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который должен быть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: от широких вопросов к узким, от сложных к простым;

· в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;

· на заключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов;

· выводы экспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценок.

Концепции организации государственной власти в обществе.

Наши рекомендации