Первые преобразования административно-территориальной системы и поиск принципов государственного устройства
К осени 1917 года Россия представляла собой конгломерат административных единиц, неравнозначных по экономическому и политическому развитию, неоднородных по национальному составу. Необходимость изменения административно-территориального устройства была очевидна. Динамика событий после Февральской революции лишний раз подтверждала насущность решения этой проблемы. Однако в первые месяцы советской власти было трудно говорить о разработке общегосударственного плана преобразований.
Первые изменения административно-территориального деления были связаны с установлением советской власти на местах. Прежние уездные и губернские центры не могли рассматриваться большевиками как политические форпосты, в силу их исключительно административного значения и существования органов самоуправления, пользующихся поддержкой у населения. В то же время основные силы пролетариата были сосредоточены в новых промышленных районах. С целью подвести «...более прочный фундамент под здание Советской власти» 24 декабря 1917 года НКВД предложил Советам немедленно приступить к перестройке административно-территориального деления, нацеленной, главным образом, на перенос административного центра в те города, где еще до Октябрьской революции сформировались сильные Советы1. Параллельно началось разукрупнение территориальных единиц, призванное усилить влияние новых органов власти2.
Самым динамичным и бесконтрольным в это время было изменение волостного деления, диктовавшееся не столько политическими, сколько местными интересами земельного передела.
В условиях фактической утраты центром контроля над территорией и провозглашения всевластия Советов вопросы территориальных границ автоматически оказались в ведении местных органов власти. Позже эта практика была узаконена декретом СНК РСФСР от 27 января 1918 года «О порядке изменения границ губернских, уездных и проч.»3.
Стихийные изменения территориального устройства привели к излишней дробности административно-территориальных единиц, резкому увеличению численности местного аппарата, но вместе с тем и способствовали переходу власти в руки Советов, которые, воспользовавшись ситуацией, стали трактовать лозунг «Вся власть Советам» как «Вся власть местам». В образовавшемся после революции вакууме власти местные Советы, их исполкомы чувствовали себя независимыми по отношению к центру. Советское руководство сознавало, что отсутствие контроля над регионами создает опасность для самой власти. Пытаясь его установить, в январе 1918 года НКВД выпустил инструкцию о структуре органов управления на местах, в которой предписывалось создавать их в соответствии с перечнем центральных наркоматов. Это внесло еще большую путаницу в определение компетенции органов управления и еще более поощрило местничество.
Одновременно с перекройкой территории в рамках унитарного государства, которым являлась Россия в первое время после Октябрьской революции, все острее вставал вопрос о коренном пересмотре формы государственного устройства.
Изначально большевики были сторонниками унитарного государства, но тактика революционной борьбы заставляла их корректировать свои взгляды. Изменение идеологических установок диктовалось национальным вопросом. Долгое время большевики не уделяли нации какого-либо внимания, поскольку прежде всего речь шла о борьбе классов. В 1903 году, в одной из своих первых работ по национальному вопросу, В. И. Ленин ультимативно требовал от Союза армянских социал-демократов отказаться от «своей программы... федеративной республики»4. Однако «право нации на.самоопределение», начиная еще с середины XIX века, было одним из главных требований демократических и национальных движений во всем мире5. Отрицание национального вопроса ставило в проигрышное положение РСДРП(б) по сравнению с другими политическими силами и не позволяло заручиться необходимой в революционной борьбе поддержкой национальных регионов. В резолюции Поронинского совещания в 1913 году уже указывалось на возможность создания двтоно-
мии, которая рассматривалась как форма организации многонационального государства, ничуть не нарушающая демократический централизм6. Признав право нации на самоопределение, большевики значительно усилили этот лозунг, провозгласив еще и полную свободу отделения, что уже предполагало национально-территориальный принцип устройства России.
После Февральской революции руководители партии были вынуждены радикально подойти к решению вопроса о государственном устройстве. Это было продиктовано активизацией национального движения. Так, летом и осенью 1917 года в рамках административных границ начали обосабливаться национальные регионы. Работавший в Бийске национальный съезд алтайцев одобрил создание национальных волостей народности шорцев, в районе Минусинска и Ачинска хакасы создавали национальные уезды во главе с земствами. Аналогичные процессы проходили и у других народов, которые требовали введения автономии и самоуправления с законодательным сеймом. По вопросу об отношении к центру в большинстве регионов не было единого мнения. Идеологи национально-культурной автономии, выражавшие интересы тех национальностей, которые жили «череспо-лосно» с другими народностями, были сторонниками унитарного государства и признавали за центром право определять положение автономий. Поборниками национально-территориальной автономии выступали представители тех территорий, где национальность проживала компактно.
Вместе с тем, учитывая усиление местного самоуправления и стремясь расширить собственное влияние, большевики были вынуждены признать целесообразность создания ненациональных образований на базе Советов. В соответствии с решением VII (Апрельской) партийной конференции в ряде областей Советы взяли управление в свои руки. В масштабе уездов, сел, воинских частей появились так называемые советские республики. В мае 1917 года они были созданы в Красноярске, Переславле, Кронштадте и др. С осени 1917 года автономии начинают складываться как государственная форма и становятся ведущей темой в революционном движении7.
Выступая на I Всероссийском съезде Советов (июнь 1917 г.), В. И. Ленин был вынужден признать, что «в складывающихся условиях не стоит бояться отделения республик», под которыми подразумевались как национальные, так и маленькие советские8. Он обмолвился даже, что к вопросу о борьбе с аннексией одного народа другим «ближе подходит к истине» съезд крестьянских депутатов, который в мае высказался за федера-
цию регионов, национальная обособленность которых вовсе не обязательна.
>! Точку зрения В. И. Ленина разделяли не все члены партии. В марте 1917 года в газете «Правда» появилась статья И. В. Сталина «Против федерализма», а на VII (Апрельской) конференции Г.Л.Пятаков, выражая позицию большинства, выступил против «раздробления крупных государственных образований на мелкие», которое приведет к ослаблению проповедуемого ими централизма и рассредоточению власти по федеративным или автономным частям9.
После Октябрьской революции для большевиков федерация, стала политической уступкой, подчинением тактических установок общей стратегии — построению социализма. В условиях острейшей социальной и политической борьбы, полной дезинтеграции страны, развала армии и государственного аппарата, оккупации и утраты контроля над значительной частью территории было необходимо предложить такую модель организации государства, которая приостановила бы центробежные тенденции и одновременно сохранила бы преимущество классового подхода. Учитывая уже наметившиеся до Октябрьской революции изменения в территориальной структуре России, федеративная модель в наибольшей степени отвечала этим требованиям.
Первым актом, в котором говорится о Российской Федеративной республике, стало подписанное 4 декабря 1917 года В. И.Лениным Положение о земельных комитетах, в котором впервые автономные единицы рассматривались как члены федерации10. В подтверждение этого на III Съезде Советов (январь 1918 г.) Советская республика учреждалась на основе свободных наций «как федерация Советских национальных республик»11. Ее строительство носило экспериментальный характер, ибо не существовало еще ни одного субъекта или территории, обладающего определенным статусом, поэтому в вопросе относительно определения формы государственных взаимоотношений «можно и должно идти на уступки, в этом можно перепробовать и то, и другое, и третье», — говорил В. И. Ленин12.
Наиболее вероятным выглядело в начале 1918 года создание федерации на основе экономического или географического принципов. Первые автономные образования РСФСР создавались «снизу» в рамках старых административно-территориальных образований и носили географический характер. Так, в начале февраля 1918 года автономной советской республикой провозглашалась Терская область, а следом возникли Кубанская и Донская области, Черноморская и Таврическая губернии, Туркестанский край.
Другой вариант предполагал образование территориально-экономической федерации^ возможность которой связывалась с существованием областных объединений, созданных еще до Октябрьской революции в развитых промышленных регионах. После провозглашения в октябре 1917 года всевластия Советов областные Советы становятся реальными органами власти и управления в областях, которые объединяли несколько губерний по экономическому принципу. Наиболее значимыми были Западное, Московское, Северное и Уральское областные объединения.
Проект создания областной федерации серьезно рассматривался в отделе местного управления НКВД. Еще до III Съезда Советов его руководитель М. И. Лацис составил «Конспект о Советской власти, как в городах, так и в деревнях», носивший характер неофициальной инструкции местным советам. Используя опыт государственного строительства первых месяцев советской власти и сложившуюся до революции практику существования областных объединений, он считал, что «губернии, связанные национальными, географическими или экономическими узами», должны объединиться в области, которые войдут в советскую федерацию13. Данный проект подвергся резкой критике Сталина, обвинившего Лациса в увлечении «географическим федерализмом».
Это было связано с тем, что уже в первые месяцы советской власти встал вопрос о соотношении полномочий губернских и областных Советов с центральными органами власти и управления. Наличие самостоятельных в политическом и экономическом плане областей не увязывалось с центристскими взглядами руководителей государства, чрезвычайной ситуацией Гражданской войны и интервенции. Ведь областные советы создавали собственный аппарат по образу и подобию центрального, самостоятельно выстраивая тем самым механизм взаимоотношения с центральной властью, отдаляя ее от непосредственного управления местными советами. На конкуренцию органов Московской, Северной и Уральской областей с центром прямо указывалось на заседании Конституционной комиссии 1 апреля 1918 года. Советское правительство не было сторонником создания федерации на основе областных объединений, сепаратные тенденции которых были очевидны. Вместе с тем в первой половине 1918 ода вопрос о целесообразности областного деления в целом не ставился. В Конституции 1918 года оно рассматривалось как промежуточное звено территориального устройства между губерниями и республикой. Вводился четкий иерархический порядок отношения губерний с областью и области с центром. Права и
компетенция областных советов были аналогичны кругу деятельности местных органов власти, а разница заключалась только в территории.
23 декабря 1918 года ВЦИК принял постановление «Об областных объединениях», изменившее подход к областному делению. Так, областные объединения Центрального промышленного региона, где вопрос о советской власти был решен, упразднялись, а новые учреждались только там, где Советы не имели должного влияния и проведение в жизнь «всех предначертаний Центральной Советской власти» было затруднительным (на Урале, Западе и Севере). Областные советы выступали как «подсобные к центру органы на местах»14. Учитывая опыт существования областей и одновременно признавая политическую целесообразность их создания для некоторых регионов, правительство придало вновь образуемым объединениям гибкую административную форму. Их место в системе управления территорией не было четко обозначено. Центральные учреждения могли соотноситься с местными органами власти или непосредственно, или, если того требовали обстоятельства, через областные объединения. Такой же была схема и обратной связи. Губернские советы при желании могли принимать решение о своем выходе из областного объединения, ставя об этом в известность Президиум ВЦИК. Во многом условному положению областных объединений способствовало слияние аппаратов облисполкома и губис-полкома, находившихся в одной губернии.
Хотя областные объединения и сложились на базе промышленных районов России, они имели политическое значение. Можно проследить, как заинтересованность в их существовании исчезала по мере укрепления власти большевиков на местах и полностью исчезала в 1919 году. ■■
Вопрос о принципах создания советской федерации оставался открытым вплоть до принятия Конституции 1918 года. В ходе работы над ее проектом возник спор о федеративных началах в советском государстве. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК 5 апреля 1918 года Сталин предложил «столковаться, как понимать федеративную республику, которую мыслят по-разному»15. С этой целью комиссия поручила ему и профессору М. А. Рейснеру подготовить доклад об общих принципах федерации. Сталинский проект «Общих положений Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», исходя из программных положений партии, определял федерацию как союз советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом.
Оппозиционным по отношению к нему был проект образования советской федерации без учета национального фактора, предложенный профессором М. А. Рейснером, опасавшимся, что национальная государственность неизбежно приведет к преимуществу лиц коренной национальности. Максимум, что допустимо, — это «всеобщее право культурного самоопределения национальностей». Сама же федерация должна строиться на экономическом принципе социалистического хозяйственного производства и основываться на коммунах, под которыми он понимал территориально-хозяйственные единицы, прообразами которых были существовавшие Кронштадтская и Петроградская коммуны. Такой взгляд на государственное устройство отражал первоначальную большевистскую концепцию государственного строительства, уже апробированную при создании советских республик в 1918 году. Самым уязвимым местом данного проекта, с точки зрения И. В. Сталина, было отсутствие административной вертикали власти. Области обладали законодательными правами, своими конституциями, исполнительными органами, судом, финансами, полицией, органами просвещения и здравоохранения, что исключало строгий контроль со стороны партийных и государственных центральных органов16.
Член Конституционной комиссии А. А. Шрейдер также считал, что национальный принцип не может быть использован при создании федерации и наиболее «безболезненным» выглядело бы ее построение на базе существующих губерний, уездов и волостей.
Проект Конституции П. П. Ренгартена, одного из сотрудников Отдела законодательных предположений НКЮ, основывался на отрицании не только национального, но и территориального принципа государственного устройства. Членами федерации, по его мнению, должны быть профессиональные союзы.
В ходе обсуждения Конституции вообще предлагалось отказаться от федерации, сохранив унитарное устройство с национально-культурной автономией. Такое предложение, основывающееся на реальных тенденциях решения национального вопроса в послеоктябрьский период, содержалось в проекте Отдела законодательных предположений НК юстиции17. При сохранении территориальной целостности государства обеспечивались культурные и религиозные права народов. Эта идея была использована мусульманскими съездами в Казани, областными съездами в Сибири, на Дальнем Востоке, Центральной Радой на Украине при определении статуса национальных меньшинств.
Большевики же идею культурно-национальной (персональной) автономии отвергли. Пытаясь увязать национальный воп-
рос с классовым, они прекрасно сознавали, что такой подход может расколоть рабочее движение по национальному признаку и тем самым его ослабить.
Принося в жертву революционной борьбе реально возможное решение национального вопроса, большевики пошли по пути создания национально-территориальных образований. С политической точки зрения и стратегии революционной борьбы это имело положительное значение. Л. Д. Троцкий в своих воспоминаниях отмечал, что московский период деятельности СНК «стал вторично в русской истории периодом собирания государства и создания органов управления ими»18.
После провозглашения в Конституции 1918 года национального принципа построения государства федерация рассматривалась исключительно «как возможность разрешения национального вопроса» и отвергалась как форма устройства для государств однонациональных19.