Социальное партнерство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, уровни и форма
Мировая практика и практика МОТ постепенно пришли к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех участников производственного процесс.
Этим и вызваны к жизни системы социального партнерства как метода согласования различных социально-групповых интересов регулирования конфликтов между ними, системы институтов и процедур такого согласования и регулирования. Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие.
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателям (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТКРФ).
Социальное партнерство строится на определенных принципах.
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Предусматривается, что стороны соц. партнерства участвуют в системе соц. партнерства как непосредственно, так и через представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон. Представители сторон должны обладать необходимыми полномочиями, только в этом случае на них может быть возложена ответственность как на стороны соц. партнерства.
Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации (ст. 26 ТК РФ). Таким образом, уровни выделяют прежде всего по территориальному признаку.
Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в РФ. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством, РФ. В Генеральном соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональный уровень устанавливает основы регулирования от ношений в сфере труда в субъекте РФ. Соответственно на региональном уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта РФ.
Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На отраслевом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. Заключаемое территориальное соглашение устанавливает условия труда, a также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальные особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Уровень организации устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. На этом уровне не только заключаются коллективные договоры, но и проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией. На данном уровне работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что также имеет большое значение для достижения социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее особенности участия государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, ОВД, учреждений и органов безопасности, таможенных органов в системах социального партнерства.