Государственные органы: понятие, классификация, компетенция

Государственные органы (органы государственной власти) – официальные представители государства, обладающие властными, общеобязательными полномочиями.

Свойства государственных органов:

1) обладает властной компетенцией (ТОЛЬКО для государственных органов)

* общая компетенция касается тех органов государства, которые принимают к рассмотрению практически все вопросы общественной жизни (Правительство, Президент, МВД).

* специальная компетенция у тех органов государства, которые управляют узкими сферами общественной жизни (Департамент рыбного хозяйства).

2) создаются после нормативно-правового обеспечения (легальность).

3) имеют структурную иерархию по вертикали и горизонтали.

4) формируются назначаемым либо избираемым путем.

Виды государственных органов:

1. * Единоличные (Президент)

* Коллективные

2. в зависимости от способа принятия решений:

* единоначальные (решения принимаются только первым руководителем, например, Прокуратура, МВД, ФСБ);

* коллегиальные (решения принимаются коллегиями должностных лиц, например, Правительство, Администрация края).

3. * чрезвычайные

* обычные

4. по принципу разделения властей:

* законодательные,

* исполнительные,

* судебные.

5. по объему компетенции:

* общей компетенции,

* специальной компетенции.

6. по территориальному уровню деятельности:

* центральные (федеральные),

* региональные (субъектов РФ),

* местные (их нет, т.к. по КРФ местное самоуправление не является государственным органом).

+

7. в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

8. в зависимости от порядка образования:

* выборные,

* назначаемые.

Принципы формирования и деятельности аппарата государства.

Принцип – руководящая, основополагающая идея, по которой проверяют результативность практики. Чаще всего основные принципы формирования и деятельности аппарата государства закрепляются в Конституции, находят отражение в текущем законодательстве.

1. Принцип разделения властей в государстве имеет смысл только применительно к государственной власти.

«-» - постоянная конфликтность между ветвями власти.

2. Принцип компетентности (компетентность = объем знаний) – наличие профессиональной подготовки кадров государственных служащих.

3. Принцип научной обоснованности предполагает учет научных рекомендаций в рамках управленческой деятельности.

4. Принцип субординации предполагает соподчинение низших подразделений высшим.

+

5. Принцип территориальности – каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.

6. Принцип централизма и децентрализма – по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других вопросах необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

7. Принцип коллегиальности и единоначалия.

8. Принцип гласности и тайны.

9. Принцип законности.

Понятие права: основные подходы.

Основные школы права

1. Теологическая теория права. В глубокой древности источник позитивного права видели в воле богов и их "помазанников" - правителей государств (Индия, Китай, Египет). Влияние религии на содержание законов и права в средние века привело к господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов (Фома Аквинский). Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека.

Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

2. Теория естественного права (доминирует в Западной Европе с 50-х гг. 20 в.). Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с дарованными государством нормами поведения (позитивное право) существует высшее право, включающее в себя неписанные общепризнанные идеи, ценности и неотчуждаемые от рождения права на жизнь, свободу, частную собственность и стремление к счастью.

3. Историческая школа права возникла в конце 18 - начале 19 вв. (К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта) в противовес естественному праву. Отрицалась возможность существования единого права народов; право – это продукт не индивидуального разума и воли законодателя, а продукт народного духа, творческой деятельности целого народа в его единстве; оно всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.

Право развивается самопроизвольно, медленно, но органически. Право, как и языки, формируется от поколения к поколению без всякой борьбы и напряжения.

4. Позитивная теория права (И. Бентам) сложилась во 2-ой половине 19 в. В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

5. Нормативистская теория права (начало 20 в.; СССР, Франция (де Голль), Германия).

Право – устанавливаемые государственной властью общеобязательные нормы (команды), обеспеченные принуждением и выражаемые только письменно, документально. →

* Единственным правотворцем признается государство (характерно для диктатуры).

* Право должно быть формально определенным (неписанные нормы не одинаково воспринимаются людьми).

* Нормативизм абсолютизирует форму права и недооценивает его содержание (нет критерия правомерности).

Г. Кельзен в "чистой теории права" видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права.

6. Социологическаятеория права зародилась в середине 19 в. (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Основной постулат ее состоит в том, что "право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни". Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца.

7. Психологическая школа права создана в начале 18 в. Л.И. Петражицким.

Право – интуитивное, взаимное переживание (беспокойство) по поводу какого-либо долга, обязательства. Если переживание не взаимное, а односторонне, то возникает нравственность, а не право.

8. Социалистические и коммунистические учения о сущности права сложились во 2-ой половине 19 в. и исходили из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. Право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Оно не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Наши рекомендации