В консолидированный бюджет области на 2000 г

№ п/п Показатели Прогнозируемая величина, тыс. руб.
  Ожидаемое поступление в 1999 г.    
  Прибыль прибыльных предприятий по данным Министерства экономики области, согласованная с муниципальными образованиями - всего в том числе:    
2.1   банков    
2.2   страховых организаций    
2.3   прибыль предприятий от реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции    
2.4   других предприятий и организаций    
  Льготы на основании отчета о базе налогообложения по основным видам налогов Управления Министерства по налогам и сборам РФ по области    
  Налогооблагаемая прибыль    
  Ставка налога на прибыль в части консолидированного бюджета области, %    
  Сумма налога на прибыль (стр. 4 • стр. 5)    
  Налог на прибыль с учетом корректировки по отдельным районам, в том числе с учетом погашения недоимки прошлых лет    
  Налог на прибыль банков (стр. 2.1 • 27 %)    
  Налог на прибыль страховых организаций (стр. 2.2 • 27 %)    
    Итого налог на прибыль к проекту консолидированного бюджета области на 2000 г. (стр. 7 + стр.8 + стр.9 )    
    Темп роста (2000 г. к 1999 г.), %   122,8  

№ п/п Показатели Прогнозируемая величина, млн руб.
  Ожидаемое поступление налога в 1999 г.   1163,9  
  Уровень собираемости налога, примененный при формировании бюджета 1999 года, %   91,3  
  Фонд оплаты труда по данным Министерства экономики области, согласованный с муниципальными образованиями   20596,6  
  Средний процент обложения, %   65,6  
  Облагаемый доход (стр. 3 • стр. 4)   13511,4  
  Средняя ставка налога, %   13,2  
  Сумма налога (стр. 5 • стр. 6)   1783,5  
  Выпадающие доходы – всего в том числе   47,3  
– по закрывающимся шахтам   19,4  
– в связи с введением единого налога на вмененный доход   27,9  
  Сумма налога с учетом выпадаюших доходов (стр. 7 - стр. 8)   1736,2  
  Сумма налога с учетом увеличения совокупного дохода, облагаемого по минимальной ставке   1677,5  
  Прогнозируемые поступления подоходного налога < физических лиц в бюджет области с учетом отчислений 16 % в федеральный бюджет (стр. 10. 84 %)   1409,1  
  Расчетный уровень собираемости налога, %    
  Сумма подоходного налога с физических лиц с учетом собираемости налога (стр.11 • стр. 12)   1324,5  
  Сумма налога, удерживаемая налоговыми органами   43,8  
    Итого сумма подоходного налога с физических лиц к проекту консолидированного бюджета области на 2000 г. (стр. 13 + стр. 14)   1368,3  


• анализ результатов мобилизации налогов до и после налоговой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций, анализ отчетности налоговых органов.

Таким образом, налоговое планирование представляет собой комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Улучшение методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета в целом. При этом важное значение имеет разработка нового подхода к количественной оценке бюджетных назначений на основе реальной налоговой базы и соответствующего налогового потенциала субъектов РФ. В мировой практике под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов по данной территории на душу населения, которая может быть получена за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) в условиях действующего налогового законодательства. Налоговый потенциал не следует отождествлять с объемом фактически собранных в регионе платежей, так как этот показатель призван отражать потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы.

Оценка налогового потенциала региона основана на расчете налоговой базы. Она должна проводиться по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической специфики территории. В настоящее время Министерство по налогам и сборам РФ осуществляет формирование системы показателей, являющейся основой для объективного определения налоговой базы субъектов Российской Федерации и расчета налогового потенциала. При установлении уровня налогового потенциала в первую очередь должны использоваться показатели, оказывающие определяющее влияние на формирование налоговой базы региона:

• отраслевая специализация региона;

• численность населения, соотношение городского и сельского населения;

• объем валового регионального продукта;

• количество и отраслевой состав предприятий региона, число крупнейших налогоплательщиков;

• показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность в отраслевом разрезе;

• уровень оплаты труда, величина задолженности по заработной плате;

• другие показатели и характеристики.

Комплексная оценка макроэкономической ситуации в субъектах РФ в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы, разработкой предложений по совершенствованию налогового законодательства создает основу для своевременного и обоснованного составления плана налоговых доходов бюджетов всех уровней.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение налогового процесса.

2. Назовите основные факторы, влияющие на увеличение налоговых доходов бюджета.

3. Изложите последовательность организации планирования налоговых поступлений.

4. Проведите классификацию основных видов доходов бюджетов.

5. Дайте характеристику структуры доходов федерального бюджета на текущий финансовый год.

6. Перечислите особенности структуры доходов территориальных бюджетов субъектов РФ, определите роль налоговых поступлений в их формировании.

7. Какова специфика структуры доходов бюджетов муниципальных образований, их зависимость от получаемой в порядке регулирования доли федеральных и региональных налогов?

8. Ваша оценка реального соблюдения принципа самостоятельности бюджетов, регламентированного Бюджетным кодексом РФ в перечне принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации?

9. Перечислите модели, используемые в промышленно-развитых странах для построения среднесрочных прогнозов налоговых поступлений.

10. Назовите основные элементы изменений налогового законодательства Санкт-Петербурга в 1998-2000 гг.

11. Охарактеризуйте приоритетные цели налоговой политики Санкт-Петербурга на современном этапе и меры по их реализации.

12. Дайте характеристику основных этапов работы по формированию контингентов налоговых доходов бюджета.

13. Опишите схему расчета к проекту консолидированного бюджета субъекта РФ суммы поступлений:

§ налога на добавленную стоимость;

§ налога на прибыль;

§ подоходного налога с физических лиц.

14. Что отражает показатель налогового потенциала и какова сфера его применения?

15. Приведите аргументы в пользу необходимости и возможностей совершенствования процесса планирования налоговых поступлений в бюджет.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ.

2. Послание Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 2000 г.» Москва, 12 апреля 1999г.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской - М.: Юрайт, 1999.

4. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2000 г.» от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ.

5. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро. - М., 2000 г. - С. 176.

Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта

Изучив материалы главы, вы сможете:

§ определить понятие «налоговое планирование на предприятии;

§ назвать его стратегические и тактические цели;

§ перечислить этапы налогового планирования на предприятии;

§ сравнить и проанализировать способы налогового планирования;

§ объяснить влияние учетной политики предприятия, фирмы на формирование финансовых результатов;

§ дать характеристику специфики налогового планирования в ЗАТО и СЭЗ.

20.1. Содержание налогового планирования на предприятии

В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования (НП) на предприятии, фирме. Вот некоторые из них: использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального сокращения своих налоговых обязательств [20, с. 82]; планирование себестоимости и расходов из прибыли с целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему законодательству России [11, с. 23]; целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет [12, с. 4]; извлечение дополнительных выгод предприятия путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства [11, с. 3]; искусство освобождать капитал от налогов [3, с. 1] и др. Обычно участники дискуссий о налоговом планировании как способе минимизации налогового бремени во внешнеэкономической деятельности, используют и такое понятие, как международное налоговое планирование – допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях ведения внешнеэкономической деятельности [17, с. 131]. Из данных определений следует, что в основе НП лежит наиболее полное и правильное применение всех разрешенных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умелое использование пробелов, существующих в налоговом законодательстве, учет позиции налоговой администрации, а также понимание финансовой и инвестиционной политики государства с целью минимизации налоговых взносов [20, с. 86]. Аргументируем четкое, с нашей точки зрения, определение налогового планирования.

В научный оборот понятие определение (definicio) было введено Марком Тулием Цицероном: «Дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить» [18, с. 194]. Попытаемся кратко и исчерпывающе разъяснить понятие «налоговое планирование». Для этого необходимо выявить его отличительные признаки. Авторы приведенных выше определений акцентировали внимание преимущественно на налоговом законодательстве, однако планирование налоговых платежей на предприятии может осуществляться с учетом не только налогового, но и других отраслей законодательства. Возможна также ситуация, когда деятельность, определяемая как налоговое планирование, не будет регулироваться вообще никаким законодательством. В качестве примера можно привести снижение обязательств по акцизным платежам путем отказа от использования подакцизных товаров.

При планировании прибыли от определенного вида деятельности предприятие стремится минимизировать разницу между величиной прибыли до и после уплаты налога. Это соотношение будет тем меньше, чем меньше величина (оклад) налога. Величина налога определяется путем умножения налогооблагаемой базы на ставку. Ставки налогов предприятие менять не может, следовательно, регулирование оклада возможно только путем изменения налогооблагаемой базы. Налогооблагаемая база является количественным выражением объекта налога [13, с. 285]. Самим же объектом налога является юридический факт, обусловливающий обязанность налогоплательщика заплатить налог [13, с. 277]. Юридическим фактом признается факт, с которым закон прямо связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений [3, с. 485]. В статье 38 Налогового кодекса содержится примерный перечень объектов налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Зная объекты обложения различными налогами, рассчитывая базы налогообложения, можно регулировать оклады налогов, снижая таким образом свои фискальные обязательства. Известен случай, когда биржевой маклер в Лондоне перечислял крупные суммы на счет, владельцем которого номинально являлась его собака (по британским законам имущество животных налогом не облагается).

Следовательно, понятие «налоговое планирование на предприятии» включает в себя целенаправленные усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров его объекта. Следует, однако, заметить, что объект налогов – лишь один из элементов налога, а достижению цели оптимизации уровня налогообложения может способствовать манипуляция и с другими его составляющими.

Возьмем, к примеру, налоговые льготы. В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Перечень льгот устанавливается в законах по каждому конкретному налогу. Знание и грамотное использование льгот может способствовать уменьшению фискальных обязательств налогоплательщика.

Таким образом, представляется возможным определить понятие налогового планирования на предприятии как планирование налоговых обязательств путем воздействия на элементы налогов.

Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Методика его осуществления в странах с рыночной экономикой детально разработана и постоянно совершенствуется. Со второй половины 1960-х гг. при проведении бюджетной и налоговой политики во многих странах подсчитываются налоговые льготы, предусматриваемые законами, их объем указывается в основном финансовом плане страны отдельной строкой.

Содержание налогового планирования можно трактовать в широком и узком смысле слова. В широком понимании необходимость налогового планирования обусловлена следующими причинами:

• естественным стремлением хозяйствующих субъектов к сбережению доходов, сокращению расходов, получению прибыли;

• расширением производственной и коммерческой деятельности без привлечения внешних (заемных) источников финансирования;

• требованиями рыночной конкуренции;

• другими стратегическими задачами развития предприятия;

• заинтересованностью государства в предоставлении общих и специальных налоговых льгот в целях стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта в широком смысле слова можно условно подразделить на четыре этапа. На первом этапе решается задача выбора профиля предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие, производящее медицинскую продукцию, находится в лучшем налоговом режиме, т. е. имеет больше налоговых льгот, чем, скажем, фирма, специализирующаяся на производстве подакцизной продукции. Если оно относится к субъектам малого предпринимательства, то границы льгот расширяются. Еще более они расширяются, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне. Последнее положение относится ко второму этапу налогового планирования, когда решается вопрос о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений. При этом под выгодным расположением предприятия подразумевается не только льготный налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность беспошлинного перевода полученных доходов из одного региона (страны) в другой, условия получения налогового кредита, заключения налоговых соглашений и т. д.

Третий этап налогового планирования является основным, так как здесь изучаются возможности максимально полного и правильного использования налоговых льгот, снижения объемов налоговых платежей по результатам текущей деятельности налогоплательщиков. При этом на сокращение налоговых обязательств оказывают влияние не только перечисленные факторы (первый и второй этапы), но и такие, как выгодное заключение с налоговой точки зрения сделки, привлечение финансовых и трудовых ресурсов, кругооборот основных и оборотных средств, ускоренная амортизация, хорошее знание налогового законодательства и др.

Четвертый этап налогового планирования – рациональное с налоговой точки зрения размещение финансовых средств и активов предприятия. Задачей финансового менеджера является изучение налогового климата и налогового законодательства страны, соответствующий выбор инвестиционной политики с целью получения максимальной прибыли при минимизации затрат, в том числе налоговых.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое и тактическое налоговое планирование. Первое определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов и предусматривает решение крупномасштабных задач, которые ставятся на первом, втором и четвертом этапах налогового планирования. Тактическое налоговое планирование призвано решить задачи третьего этапа, имеющие текущий, повседневный характер, т. е. вопросы конкретного периода деятельности налогоплательщика путем своевременной перегруппировки финансовых средств, изменения способов организации финансовых и хозяйственных отношений, правильного использования налоговых льгот и т. д. Содержание налогового планирования в узком смысле слова – это организация и методика расчетов объемов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное налоговое планирование.

Далее мы более подробно рассмотрим значение и роль налогового планирования в деятельности фирмы. Для этого представим два варианта: уплату налогов и уклонение от уплаты налогов. В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ, под уклонением от уплаты налогов с организаций, преследуемым в уголовном порядке, понимается включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения [19, с. 98]. Данное преступление совершается умышленно. Исходя из принципа: все, что не запрещено законом, – разрешено, следует, что просрочка уплаты налогов преступлением не является и относится к случаю уплаты налогов, хоть и с нарушением норм права.

Уплата налогов может производиться плательщиком как по заранее намеченному плану, так и без него. Он может, например, пользоваться налоговым календарем, в котором приведены даты истечения сроков исполнения обязанностей налогоплательщиков в соответствии с федеральным и местным законодательством. Налогоплательщик может разрабатывать прогнозы предстоящих платежей и методы их регулирования в сторону уменьшения. При этом он может снижать свои фискальные обязательства не только предусмотренными нормативными актами способами, но и не предусмотренными (к. примеру, снижение обязательств по акцизным платежам путем отказа от использования подакцизных товаров). В то же время налоговые платежи могут быть уменьшены путем занижения доходов, сокрытия от учета тех или иных хозяйственных операций с целью исключения отдельных объектов обложения. Соответственно уплата налогов может производиться как с использованием приемов и способов налогового планирования, так и без него. При этом осуществление налогового планирования возможно правомерными и неправомерными путями. Правомерное же налоговое планирование, в свою очередь, подразделяется на соответствующее законодательству и не соответствующее, но и не противоречащее.

В литературе можно встретить термины «обход налогов» или «избежание налогов». Они используются для определения ситуации, при которой предприятия или физические лица не являются налогоплательщиками либо в силу того, что их деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо они получают доходы, не облагаемые налогами. Избежание налогов можно рассматривать как частный случай правомерного налогового планирования, при котором такой элемент налога, как объект, равен нулю. Уклонение же от уплаты налогов, в частности путем сокрытия доходов, мы рассматриваем как неправомерное налоговое планирование, при котором воздействие на элементы налога происходит незаконными способами. Приведенные выше рассуждения отображаются на рис. 20.1.

В консолидированный бюджет области на 2000 г - student2.ru

Рис. 20.1. Налоговые правоотношения на микроуровне и налоговое планирование

Налоговое планирование может осуществляться на макро- и микроуровнях. Субъектом планирования на макроуровне выступает государство, планирующее налоговые поступления путем установления элементов налогов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Со дня введения в действие части второй Налогового кодекса будет введена в действие его ст. 12, предусматривающая, что при установлении региональных и местных налогов представительные органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответственно определяют следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по соответствующим налогам. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении регионального (местного) налога представительными органами субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законом определены те элементы налогов, воздействие на которые позволяет планировать поступления в бюджеты соответствующих уровней, осуществляя налоговое планирование на макроуровне.

Субъектом планирования налогов на микроуровне выступают юридические и физические лица, которые имеют возможность воздействовать на некоторые элементы налогов с целью регулирования своих корпоративных или индивидуальных фискальных обязательств. Планирование налогов на макро- и микроуровнях может осуществляться как с использованием национального законодательства, так и с применением норм международного права (межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения, законодательства оффшорных территорий). Следовательно, правомерно выделить внутригосударственное и межгосударственное налоговое планирование. С. Ф. Сутырин и А. И. Погорлецкий предлагают такую категорию, как международное налоговое планирование [17, с. 117], однако представляется, что в данном случае более точным является использование понятия «государство», а не понятия «народ». Во-первых, установление налогов является исключительной прерогативой государства. Во-вторых, существование государства подразумевает наличие территории, населения и законов. При отсутствии хотя бы одной из перечисленных составляющих налоговое планирование становится невозможным. Графически схема налогового планирования представлена на рис. 20.2.

Деятельность по осуществлению налогового планирования выходит далеко за рамки отношений, регулируемых только налоговым правом. Инструментом регулирования налоговых платежей может выступать бухгалтерское, таможенное, гражданское законодательство. Определяя налоговое планирование как планирование налоговых обязательств путем воздействия на элементы налогов, можно отметить, что данное воздействие можно осуществлять в рамках различных отраслей права (см. табл. 20.1). Рассмотрим подробнее каждый из блоков табл. 20.1.

Важное значение в процессе планирования имеет установление налоговых льгот. К основным предусмотренным действующим законодательством налоговым льготам относятся:

В консолидированный бюджет области на 2000 г - student2.ru

Рис. 20.2. Налоговое планирование на макро- и микроуровнях

Таблица 20.1. Налоговое планирование в рамках различных отраслей права

Отрасль права Область применения Элемент налога, на который осуществляется воздействие
Налоговое   Порядок предоставления отсрочек,рассрочек по налоговым платежам Льготы но налогам   Срок уплаты налога     Налоговые льготы  
Бухгалтерское   Порядок формирования затрат   Объект налогообложения  
Муниципальное   Территории льготного налогообложения   Ставки налога  
Гражданское   Гражданско-правовые Сделки Организационно-правовые формы предприятий   Объект, субъект налогообложения  

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных частей объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

• понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

• предоставление отсрочек и рассрочек, налоговые кредиты;

• прочие налоговые льготы.

Установление необлагаемого минимума. Законодательством о подоходном налогообложении устанавливаются не облагаемые налогом доходы, кратные минимальному размеру оплаты труда*. Обложению подлежат только те доходы плательщика, которые превышают этот минимум.

* С 01.02.01 г. устанавливаются абсолютные суммы вычетов для различных категорий плательщиков.

Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога происходит, когда, например, при исчислении налога на прибыль не учитывается прибыль предприятия, полученная от производства продуктов детского питания; прибыль, полученная от производства народно-художественных промыслов.

Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц, например при исчислении подоходного налога, когда совокупный доход лиц, пострадавших от воздействия радиации, ежемесячно уменьшается на суммы в 5 МРОТ.

Понижение налоговых ставок – не уплачивают налог в первые два года малые предприятия, осуществляющие переработку и производство сельхозпродукции, товаров народного потребления, продовольствия, медицинской продукции, стройматериалов, строительство, если выручка от этой деятельности превышает 70 % общей выручки. В 3-й и 4-й год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25 и 50 % от ставки, если выручка от указанных видов деятельности превышает 90 % общей выручки.

Вычет из налогового оклада – это наиболее эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося к взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. К примеру, в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга на протяжении двух лет (1994 и 1995) существовала льгота, в соответствии с которой суммы благотворительной помощи, направляемые предприятиями и организациями на ремонт школ и учреждений образования, полностью вычитались из суммы налога на прибыль, подлежащего внесению в районный бюджет [13, с. ЗОЗ].

Отсрочка и рассрочка у платы налога. Налоговое законодательство предусматривает возможности по рассрочке или отсрочке уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, других налогов. В каждом случае решение об их предоставлении принимают конкретные финансовые, таможенные или налоговые органы, суд.

Налоговым кодексом предусмотрена льгота в виде инвестиционного налогового кредита, под которым понимается такое изменение срока уплаты налога, когда организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК). Ст. 67 НК устанавливает, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Возврат ранее уплаченного налога означает компенсацию плательщику налога, уплаченного ранее. Такая льгота имеет наименование налоговой амнистии. Например, при экспорте продукции предприятия-экспортеры имеют право отнести на уменьшение НДС, причитающегося взносу к в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам сырья, комплектующих и т. д. Однако этот механизм можно считать льготным только условно, так как в данном случае, скорее всего, имеет место специальный порядок расчета налоговых платежей [13, с. 303].

Таким образом, налоговое планирование на предприятии – это многогранная система воздействия со стороны хозяйствующего субъекта на элементы налогов.

Наши рекомендации