Жалованная грамота городам . 21 апреля 1785
Грамота регулировала положение отдельных категорий городского населения и функции органов городского самоуправления. Учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: "настоящие городские обыватели" - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; "именитые граждане"; "посадские", т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Эти разряды получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в 3 года созывалось собрание "градского общества", в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была "общая градская дума", состоящая из городского головы и 6 гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.
Внешняя политика России во второй половине 18 века
Во 2-й половине 18 в. шло формирование государственных образований и, как следствие, изменение территорий и закрепление границ. Ведущие государства стремились к увеличению своих владений и расширению сфер влияния в мире. Это было удачное время для проведения Россией захватнической политики, так как ее основные соперники на международной арене находились в кризисе: Швеция и Польша были ослаблены Северной войной, Турция вступила в период упадка. В этих условиях Россия проявляла имперски-силовой подход в решении территориальных проблем.В 1768 г. Франция, обеспокоенная успехами России в Польше, спровоцировала Турцию на объявление войны России. Боевые действия развернулись на территории дунайских княжеств, в Крыму и Закавказье. Главнокомандующий Балканского фронта генерал П.А.Румянцев, используя новую тактику в построении пехоты (строй каре), одержал блестящую победу над турками под Хотином в 1769 г. и занял всю Молдавию и Валахию. В 1770 г. Румянцев бьет турок в сражениях при реках Ларге и Кагуле. Российский флот под командованием Г.А.Спиридонова и С.К.Крейга, обогнув Европу, внезапно появился в Средиземном море и в битве при бухте Чесма 25-26 июня 1770 г. практически полностью уничтожил турецкий флот. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В ходе военных действий на суше блестящих побед достиг корпус под командованием А.В.Суворова. В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджииский мирный договор. Россия получила территорию между Днепром и Южным Бугом, Азовское побережье и Керченский пролив. Турция признала независимость Крымского ханства и право России на владение флотом.В 1775 г. русские войска заняли Запорожскую Сечь и, переселив казаков на Кубань, прекратили ее существование.В 1783 г. Екатерина II присоединила Крым к России и заключила Георгиевский трактат с Грузией, взяв ее под свой протекторат и защиту от Турции.В 1787 г. Турция, стремясь вернуть утерянные территории, объявила войну России. Судьба этой воины была решена победами Суворова под Кинбурном в 1787 г., при Фокшанах и Рымнике в 1789 г. В 1790 г. был взят основной оплот турецких войск - крепость Измаил. Успехи наземной операции были закреплены победами российского флота.В 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, который подтверждал условия Кючук-Кайнарджийского мира. Была установлена новая граница на юго-западе по реке Днестр, на Кавказе по реке Кубань. Турция отказалась от претензий на Грузию.Воспользовавшись тяжелой борьбой России с Турцией в 1788 г., Швеция предприняла попытку отторгнуть владения на берегах Балтийского моря. Потерпев ряд поражений на суше и в морских сражениях, в 1790 г. Швеция подписала Ревельский мирный договор на условиях сохранения границ.Экономический упадок польско-литовской Речи Посполитой был вызван слабостью центральной власти. Влиянию французской революции подверглись польские реформаторы, которые провели в польском сейме новую конституцию. Екатерина II и прусский король Фридрих-Вильгельм решили совместно бороться с революционной «заразой». В 1793 г. русские войска заняли Варшаву, прусские войска оккупировали западные провинции Польши.В 1772 г. между Россией, Пруссией и Австрией был заключен договор о разделе Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии. Второй раздел Польши состоялся в 1793 г.: к России отошла вся Белоруссия и Правобережная Украина.
В 1794 г. польские патриоты подняли восстание под руководством Т. Костюшко, которое было подавлено русскими войсками. Происходит третий раздел Польши, в результате чего она перестает существовать как государство. К России были присоединены земли Западной Белоруссии, Западной Украины, Ливонии и Курляндии.Приобретение новых территорий значительно увеличило экономические и людские ресурсы, возрос политический вес России. Население России к 1796 г. достигло 36 млн. против 20 млн. человек в начале царствования Екатерины II (1762 г.).
Литература и искусство во второй половине 18 века
Особенности русской культуры. Новая экономика, новое управление, новая армия и флот нуждались в новых кадрах, в образованных, хорошо подготовленных, профессионально умелых людях — ученых, инженерах, мастерах, учителях всех уровней и рангов, врачах. Жизнь рождала потребность в неведомых ранее специальностях и специалистах, которых не знала прежняя Россия. Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Теперь, особенно во время правления Екатерины II, этот процесс еще более ускорился и расширился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась во многих отношениях в просвещенное европейское государство. Продолжалось активное воздействие западной культуры на российскую жизнь.Эпоха европейского Просвещения стала для России ее собственной эпохой. Недаром современники говорили, что за несколько десятилетий XVIII в. Россия с лихвой наверстала отставание прошлых столетий.В российской жизни коренным образом изменились духовные запросы, интересы, сформировались новые нравственные гуманистические критерии жизни. Изменилось отношение к человеку, к человеческой личности и человеческой жизни. Одновременно под влиянием просветительской гуманистической философии иным становилось отношение к целями задачам общества, к природной среде, к месту человека в системе общества и природы.Но на Западе просветительские тенденции развивались на основе бурного расцвета буржуазных отношений, новых явлений в политической истории Европы, в частности начал парламентаризма, кризиса абсолютных монархий. Общечеловеческие ценности, значение личности, гуманистические, нравственные нормы все увереннее преодолевали обветшалые средневековые традиции. Поэтому европейская культура широко отражала эти новые явления, шла в ногу со временем. В России те же тенденции попадали совсем в другую среду: здесь царил феодализм; абсолютизм достиг своего пика, крепостничество, неполноправность людей, сословные привилегии и сословные ограничения являлись незыблемой основой человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.В этот период Россия не отказалась, несмотря на порой бездумное заимствование западной культуры, особенно в период Петра I, от своих коренных культурных достижений. Все, что имелось важного и полезного в русских культурных традициях, все.что могло помочь России строить новую современную культуру, сохранялось. Поэтому одной из особенностей развития российской культуры в это время стал синтез (т. е. взаимопроникновение) старой русской культуры XVII в. и новых культурных веяний уже иной эпохи.Кроме того свобожденная от постоянного церковного давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской, т. е. освобожденной от влияния Церкви. Этот процесс, начавшийся еще в прошлые века, в XVIII в. пережил подлинный взлет.В рамках единого унитарного государства культура второй половины XVIII в. все больше становится достоянием не только столичных центров, не только узкого слоя дворянской верхушки, но и провинции, широких слоев дворянства, городских слоев, проникает в помещичьи усадьбы, в дома городских обывателей и даже доходит до крестьянской среды. Просветительские тенденции, новые культурные явления смыкаются с народной жизнью, народными исканиями, народным творчеством. Наступающий век Просвещения в России пробудил в душах русских людей и других российских жителей животрепещущие общественные вопросы, выдвинул новые идеи, обращенные к судьбе родины, к судьбам народа. Русский человек стал ощущать себя частицей не только России, но и Европы, и даже всего мира. Это ломало прежнюю провинциальную замкнутость, расширяло кругозор людей. Культура содействовала пробуждению общественной жизни, формированию российского общества.Культура, хотя еще и сословная и недоступная в равной мере всем слоям населения, тем не менее сближала людей как общество, как нацию. Она пробуждала становление национального самосознания и самоутверждения.Лишь крепостное крестьянство являлось отверженным в этом новом наступавшем мире. Но век Просвещения в России в конце концов привел к тому, что на поверхности российской жизни к концу XVIII в. просвещенная часть российского общества, рождающаяся российская интеллигенция все громче и решительнее стала ставить вопрос о судьбах российского крепостного крестьянства. Это проявлялось в различных сферах культуры — в журналистике, книжном деле, театре, живописи. Просвещенная часть российского общества считала, что существование этого зла, этой античеловеческой, безнравственной практики — крепостничества — несовместимое идеалами Просвещения, которым поклонялась все большая часть российского населения.Одновременно появление новых культурных ценностей приобретало в условиях многонациональной России интернациональный характер. Культурные достижения распространялись от западных границ, от столичных центров по всей территории России и доходили, конечно, в разное время и в разной степени, и до Поволжья, и до Севера, и до Приуршшя, и до сибирских просторов. Новые культурные ценности, просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения других народов России. Все это делало их сопричастными к судьбам всей страны, ставшей огромной евразийской державой, раздвигало их привычные горизонты и, несмотря на глубокие социальные и национальные противоречия, постепенно подводило к тому, что они начинали ощущать себя жителями колоссальной и многонациональной державы, делало их россиянами. Роль культуры в этих процессах была весьма значительна.Кто же являлся в России носителем новых, просветительских научных и культурных традиций? В первую очередь, конечно, дворянство. Происходило это потому, что именно дворянское государство во главе с верховной властью во второй половине XVIII в. активно приобщало Россию к передовой европейской культуре, прежде всего через дворян, дворянских детей, закрытые дворянские учебные заведения.Наряду с русским дворянством проводниками науки и культуры России стали выходцы из-за границы. В течение всего XVIII в. иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавали русским людям свой опыт, свое мастерство. Затем, по мере формирования и возмужания русских национальных культурных кадров, доля и значение иностранцев в развитии русской культуры становилась меньше. Набирали силу и влияние русские, российские таланты.Вместе с тем XVIII в. отмечен и тем,.что все большее количество представителей разных сословий, наряду с дворянством и иностранцами, участвовали в создании новой русской светской культуры. Это выходцы из купеческих семей, дети духовных лиц. Среди блестящей плеяды деятелей русской науки и культуры встречаются талантливые выходцы из среды государственных и даже крепостных крестьян. Их появление на российском культурном небосклоне лишь подчеркивало неполноправность и приниженность этой категории людей, которые вместе с другими российскими талантами становились создателями культуры России XVIII в.Образованиеи просвещение народа. Проходили десятилетие за десятилетием, менялись государи и государыни на российском троне, но рывок, предпринятый Петром I в первой четверти XVIII в., так и остался не поддержанным в такой же мере и с такой же энергией. Народ обучался медленно.Опираясь на существование открытых при Петре I учебных заведений, правители России ни шатко ни валко продолжали его дело. В основном забота проявлялась об образовании и обучении дворянских детей. В 30-е гг. открылся Сухопутный шляхетский корпус. Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпуса.Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах: дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло и обучение в домашних условиях. Столичное и провинциальное дворянство приглашало в свои городские дома и сельские усадьбы учителей-иностранцев, или гувернеров, как их стали называть — в основном немцев или французов. Были среди учителей и русские — знающие и грамотные люди.Чему же учили гувернеры дворянских детей? Русские учителя — родному языку, арифметике, географии, Закону Божьему, т. е. овладению религиозными текстами. Иностранцы — прежде всего хорошим манерам, иностранным языкам, этикету, верховой езде, танцам, фехтованию. Эта система оказалась эффективной. Она сформировала немало высокообразованных, хорошо воспитанных людей, которые вполне могли конкурировать по своему культурному уровню с просвещенными западными людьми. Немало деятелей русской культуры, науки, искусства прошли через это домашнее обучение и воспитание, стали выдающимися деятелями.Однако обучение в пансионатах и на дому нуждалось в шлифовке, в повышении подлинно профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. А их в стране фактически не было. Поэтому многие способные люди уезжали учиться в университеты Германии, Франции, Голландии. Порой правительство направляло за свой счет способных дворянских детей для обучения за границу.В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов. Один был основан при Петербургской академии наук, чтобы гоотовить кадры будущих русских ученых. Эта цель ограничивала приток в Университет тех, кто хотел получить университетское, т. с. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в Университет предшествовало обучение в академической гимназии. Преподаватели там в основном были немецкие ученые, приглашенные в Академию наук. Поэтому занятия велись на немецком языке. А это трудно давалось неподготовленным. Тем более что дворяне неохотно отдавали сюда своих детей, а дети представителей «подлых сословий» не выдерживали здешних требований. И только в 50-е гг. ситуация несколько изменилась. Появление в Академии русских профессоров, и в первую очередь Михаила Васильевича Ломоносова, переход к преподаванию на русском языке, стали привлекать больше учеников. В академической гимназии было подготовлено для Университета двадцать с лишним студентов. Среди них появились дети разночинцев, солдат, низшего духовенства. И все-таки это была капля в море.Зато с открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось.26 апреля 1755 г., в годовщину коронации Елизаветы Петровны, в здании бывшей Главной аптеки, близ Красной площади, торжественно открылся Московский университет. Поначалу здесь было три факультета: философский, юридический и медицинский. Но на философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.Московский университет стал первым и единственным в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Это было неслыханно! Новое учебное заведение России базировалось целиком на светских принципах обучения.Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова. Он был инициатором его создания, добился преподавания в нем на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. Как и мечтал М. В. Ломоносов, Университет стал первым публичным, т. е. общедоступным, учебным заведением. На лекции университетских профессоров могли приходить все желающие, его библиотека также открылась для всех «любителей чтения».Вскоре появились университетские журналы и газета. Они издавались в собственной университетской типографии. Но самое главное, М. В. Ломоносов, сам происходивший из простой крестьянской семьи, добился доступа в университет студентов без различия сословий. Тем более что значительная часть студентов и учеников университетской гимназии содержались государством.При Университете была создана гимназия. Она делилась на две части, одна — для детей дворян, другая — для детей разночинцев. Но и здесь 100 мест отводилось для учеников, содержащихся на казенный счет. Это делало ее достаточно демократичной.Уже в первые десятилетия Московский университет выпустил более 300студентов. В его гимназиив конце XVJ1I в. обучаюсь свыше 1000 учеников. Среди студентов Университета в первые годы его существования числились Г. А. Потемкин, НИ. Новиков, писатель и просветитель Денис Иванович Фонвизин, архитекторы Василий Иванович Баженов, Иван Евгеньевич Старое и другие будущие светила Российского государства, науки, культуры.Огромную роль в создании Университета сыграл друг и покровитель М. В.Ломоносова, фаворит Елизаветы Петровны И. И. Шувалов. Именно при его активной и заинтересованной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свой проект организации Университета. И. И. Шувалов помог создать университетскую типографию, способствовал подбору профессоров. Поддержат видный вельможа и куратор Университета идею М. В. Ломоносова о его автономии.Во второй половине XVIH в. Московский университет стал крупнейшим центром науки и просвещения в стране. При его поддержке была открыта гимназия в Казани, появились грамматики и азбуки на чувашском, грузинском и татарском языках. Наконец, Московский университет стал моделью для открытия других университетов России (уже в начале XIX в.).Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расшкрялась сеть духовных учебных заведений. Дети православного духовенства обучались в 66 духовных школах и семинариях. Оттуда они выходили служителями религиозного культа: дьяконами, священниками.Постепенно развивалась и сеть общеобразовательных школ для простого народа. В послепетровское время существовали общеобразовательные школы, где срок обучения был от трех до пяти лет. Там учились дети государственных крестьян, ремесленников, мастеровых, солдат, матросов. Открывались и особые школы — для детей солдат. Но количество таких учебных заведений было крайне незначительно. Основная масса простого населения являлась либо неграмотной, не говоря уже о началах образования, либо училась считать, писать, читать у сельского духовенства, случайных людей в городах.В 80-е гг. XV1U в. благодаря Екатерине И, мечтавшей распространить образование на средний класс, в России впервые была введена система народного образования. Сначала в Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училиша. В первых учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре. Ученики обучались также письмоводительскому делу. Эти училища выпускали грамотных людей. Они могли работать в конторах, на предприятиях, сами обучать неграмотных. Для подготовки учителей в Петербурге открылись колледж и семинария. До конца века они подготовили более 400 учителей.
Первый шаг народного образования в России был сделан. Но в сельской местности таких училищ не существовало. Огромная крестьянская масса была отрезана от образования.Но Екатерина стремилась поставить систему образования на европейский уровень.По душе ей пришлись идеи Ивана Ивановича Бецкого (1704—1795), который, основываясь на идеях французских просветителей, представил проекты о воспитании юношества в закрытых учебных заведениях интернатного типа, чтобы создать «новую породу людей», в том числе и недворянского происхождения, с целью сгладить классовые противоречия в интересах государства. Для этой цели предполагалось открыть серию закрытых учебных заведений — отдельно для дворян, отдельно для купечества, отдельно для прочих обывателей. Обучение там мыслилось на основе совершенных для цивилизованного мира принципов просвещения — путем убеждения, без наказаний и принуждения.И. И. Бецкой написал уставы и регламенты ряда учебных заведений. Он отдавал предпочтение общему образованию перед специальным и ставил нравственное воспитание выше учебных успехов. Он призывал осуществлять взаимосвязь между умственным, физическим и нравственным воспитанием, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его возрастом.Некоторые из закрытых учебных заведений основали в Петербурге, другие преобразовали на основании нового подхода. Под Петербургом был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельно в нем обучались девочки из мещанского сословия. Однако все это было каплей в море. К концу века даже среди дворянского сословия, особенно в провинции, большинство было не только необразованным, но и неграмотным. Ждать от этого сословия гуманного отношения клюдям было напрасным делом.К концу XVIII в. в России в общей сложности существовало 550 учебных заведений разного вида. Из них народных училищ насчитывалось 400. Во всех этих заведениях обучалось более 60 тыс. учащихся. Но для огромной страны с почти сорокамиллионным населением это было ничтожно мало. Количество учебных заведений в странах Европы исчислялось не сотнями, а тысячами, не считая университетов. Только 7% населения было грамотным.Частью обшей системы просвещения страны стали перемены в области издательского и книжного дела. Если при Петре I в свет вышло 600 названий книг, то за последнюю четверть XVIII в. — уже 7500. Правительство Екатерины II разрешило частные типографии, цензурные ограничения ослабли. И в результате — бурный рост выпуска книг, журналов, газет. В крупных городах появилась читающая публика. Изменилась общая атмосфера в стране: через книги, журналы, газеты создавалось общественное мнение, началась борьба точек зрения.Свои журналы появились в Москве, Ярославле и даже в далеком Тобольске.Наука. В центре российской науки оставалась, как и в прошлые годы, Академия наук с ее тремя отделениями: философским, физическим и историческим. С одной стороны, российская наука продолжала активно впитывать научные знания Европы, с другой — в муках и сложностях развивала собственный научный потенциал. Это хорошо отражено в деятельности Академии наук. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. Среди них были специалисты мирового класса. С течением времени положение изменилось. Во главе ее назначались видные вельможи, которые не вникали в научные вопросы, а всеми делами заправляли руководители академической канцелярии, люди карьерные и имеющие слабое отношение к научным исследованиям. В течение долгих лет таким фактическим руководителем Академии был невежественный и недалекий немец Шумахер. При нем Академию покинули многие иностранные ученые, в том числе и немецкого происхождения. Настоящему дарованию трудно было пробиться в условиях постоянных склок, групповщины, фаворитизма. Лишь после воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засиЛья во многих сферах общественной жизни, положение в Академии стало налаживаться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых русские кадры. Ведущая роль в Академии в 40—50-е гг. XVIII в. принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.Зимой (730 г. за санным обозом из далеких Холмогор, что расположены неподалеку от Архангельска, в Москву пришел девятнадцатилетний сын поморского крестьянина Михаил Ломоносов. Обуреваемый жаждой знаний, он поставил себе целью поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Там с сомнением посмотрели на великовозрастного ученика, но после собеседования приняли. Поначалу Ломоносову было даже неловко сидеть за одним столом с юными учениками. Но ег о способности и упорство оказались таковы, что он в ускоренном порядке прошел начальный курс обучения, оставляя более юных позади. Вместе с лучшими выпускниками крестьянский сын был направлен в Университет Петербургской академии наук. Его заметили и оценили некоторые влиятельные сподвижники Петра I. И вот его как одареннейшего студента направляют на казенный счет для обучения горному делу и металлургии в университеты Германии.Пять лет провел он за границей и вернулся оттуда в Академию хорошо и всесторонне подготовленным специалистом. Вначале Ломоносов являлся помощником профессора физики. Но его многотранный талант, универсальность знаний вели начинающего ученого в глубь других, смежных наук. Он увлекся химическими исследованиями, достиг здесь поразительных результатов и стал профессором химии и полноправным академиком, первым русским академиком.Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где бы он ни оставил свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Ученые считают Ломоносова основоположником науки химии в России. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к крупному открытию — сформулировал закон сохранения материи и движения. Он впервые стал внедрять физические методы в химические исследования, положил начато физической химии и прочитал в Университете первый курс физической химии. Ему принадлежит разработка атомно-молекуляр- ной теории строения вещества. Он является автором закона сохранения веса веществ. Объяснил он и явление нагревания тел: не мифический теплород, как это считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы считают Ломоносова отцом своей науки. Действительно, российская астрономия начала свою жизнь с обсерватории, которую организовал Ломоносов. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Именно он сформулирован важное положение об однородности материи Вселенной. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обоснован великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Живой, горячий, он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение для хозяйства страны, для каждого человека. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Сегодняшний прогноз погоды восходит к научным наблюдениям великого ученого. Он изобрел «трубу» ночного видения. Но ему не поверили, а потому не приняли ее в производство. Много трудился он в области разработок новых сортов фарфора, стекта, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины.Он был гением не только в области естественных наук, но и выдающимся гуманитарием. М. В. Ломоносов внес большой вклад в формирование русского литературного зыка и стал автором «Российской грамматики».
Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы Петровны, побед русского оружия стали образцом для многих литераторовXVIII в. Наконец, М. В. Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история» представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира. В ней он дает отпор нормани- стам по поводу принадлежности варягов к скандинавскому племени и доказывает, что варяги — это наши братья южнобалтийские славяне. До сих пор это положение великого русского ученого вызывает ненависть норма- нистов.XVIII в. дал приращение научных знаний во многих областях благодаря усилиям других замечательных ученых.Шагнули вперед не только геология, горнорудные исследования, но и математика, естествознание, биология, картография, история. Так, впервые появился «Атлас Российской империи». К середине века известный государственный деятель и историк Василий Никитич Татищев создал свою «Историю Российскую». При ее написании автор использовал большое число различных источников, которые впоследствии были утрачены. Поэтому сама эта «История» является живым историческим источником.Позднее свои труды по русской истории создали князь Михаил Михайлович Щербатов, военный деятель Иван Никитич Болтин, Появляется система в исторических знаниях. Идут поиски новых документов. Ученые обнаруживают древнейшие списки русских летописей, открывают «Слово о полку Игореве».Философская наука активно разрабатывается в стенах Московского университета, а также на Украине в Киевско-Могилянской академии.Зарождается и русская агрономическая наука, которой способствовало созданное при Екатерине II Вольное экономическое общество.Шагнула вперед в России и техническая мысль. Именно во второй половине XVIII в. Иван Иванович Ползунов изобретает на алтайских заводах свою первую в мире паровую машину, механик Академии наук Иван Петрович Кулибин создает новые механизмы, удивительные часы, предлагает проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 метров.Часть этих изобретений внедрялась в жизнь, но для многих время еще не наступило, так как общий уровень российской промышленности, где основой был даровой ручной труд, делал эти изобретения невыгодными.Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Страна раскинулась, от края до края полная богатейших лесов, полноводных рек, горных хребтов, с обширным морским побережьем Ледовитого и Тихого океанов. Огромные пространства таили неисчислимые богатства. Обладание этими землями обещало замечательные перспективы. Поэтому не случайно, начиная с правления Петра I и кончая «веком Екатерины», необозримые пространства Российской империи стали объектом пристального внимания правительства, администраторов, ученых-мореходов, геологов, картографов, землепроходцев. Если XVII в. был веком великих русских открытий на Востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения вновь открытых и присоединенных земель. Интересовало все: пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания евразийского материка, его население.Петербургская академия наук оказалась центром и инициатором этих исследований.Еще при Петре I снаряжается первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. Но первая попытка не удалась: арктические льды помешали плаванию. С 1733 по 1741 г. Беринг и его помощник Алексей Ильич Чириков направились в новую экспедицию.В ходе экспедиции Беринг обнаружил пролив, отделяющий Америку от Азии. Он был назван его именем — Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.С этого времени начинается освоение русскими людьми американского континента. Пальма первенства принадлежит здесь купцу и землепроходцу Григорию Ивановичу Шелихову (1747—1795). На Аляске появляется русская фактория. Основывается русско-американская компания.
Другие экспедиции направляются в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал. Специальная исследовательская экспедиция отплывает на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.В последней четверти XVIII в. пояаляются новый атлас России, карлы всей Российской империи.Литература и искусство. Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния церкви. Этому способствовало появление при Петре I нового гражданского шрифта. В это время формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остается лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М. В. Ломоносов со своей «Российской грамматикой», а позднее писатель и историк Н. М. Карамзин, чей литературный язык стал уже языком будущего. В конце 80-х — начале 90-х гг. в России впервые вышел 6-томный словарь русского языка.Все это стало превосходной основой для расцвета новой литературы.И на Западе и в России ведущим становится классицизм с его обращением к античному наследию, к прекрасной облагороженной природе, к героическим и нравственным идеалам. В России эти идеи дополнились высоким пафосом гражданственности, новой национальной государственности, воспеванием просвещенного монархизма, российских военных подвигов.На первое место здесь выдвигается талантливый литератор Антиох Дмитриевич Кантемир, молдавский князь, перешедший на службу к Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древней и современной европейской классики. Большой популярностью пользуются его сатирические пьесы. Они обличают невежество, суеверие, дворянскую спесь. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и сына священника Василия Кирилловича Тредиаков- ского, трагедии, комедии, публицистические статьи Александра Петровича Сумарокова, отца русской драмы, директора Петербургского театра. В произведениях Сумарокова утверждается высокая миссия российского дворянства. Он защищает привилегии и значение дворян в обществе, но резко критикует падение дворянских нравов, бюрократизм, взяточничество. Большой популярностью пользовались героические трагедии из русской средневековой жизни Якова Борисовича Княжнина.Русская литература развивается быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему идет новый стиль — сентиментализм, также пришедший с Запада, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простого горожанина, крестьянина. Ярким представителем этого направления стал писатель Николай Михайлович Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза» о любовных переживаниях скромной девушки, закончившихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия. Его «Письма русского путешественника», которые он выпустил в свет после поездки по Европе, вызвали восторг читающей публики, от царского дворца до далекой провинции. В этой книге он сравнивает исторические пути России и Европы, защищает и пропагандирует общечеловеческие, гуманистические ценности.XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу властно вторгаются начала реализма, под знаком которого проходит уже весь XIX в.