Понятие, сущность, и основные пути возникновения государства
Тема: Происхождение и сущность государства
Государство:
Ø является основным субъектом политической системы общества;
Ø центральным институтом политической власти в обществе.
История политической мысли предлагает нам множество определений того, что такое государство. Так, до 17 в. понятие «государство» имело широкий смысл и не отделялось от определенного типа общества, формы правления и политического устройства, и обозначалось самыми различными терминами – «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия». Одним из первых в истории политической науки отошел от слишком широкого употребления этого понятия известный политический мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Он ввел для обозначения любой стоящей над обществом, опирающейся на специальные институты и осуществляющей в отношении него принуждения власти термин «stati», который впоследствии и стал обозначать государство вообще. Наиболее же близкими к современности выглядят определения, предложенные в свое время классиком немецкой социологии М. Вебером (1856 - 1920). Данный исследователь определял государство двояко. С одной стороны - как аппарат, обладающий монополией на легальное применение насилия (т.е. государство, прежде всего как институт, как совокупность политических институтов). С другой, - как обязательную (принудительную) ассоциацию с территориальной основой (т.е. подчеркивается его связь с территорией и населением). Исходя из этих двух “классических” определений, сложилось современное употребление этого понятия в 2-х основных значениях:
1) Государство в узком смысле - как совокупность властных институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного сообщества (т.е. президент, правительство, парламент, суд);
2) Государство в широком смысле - как общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории (т.е. все граждане государства).
Определенный срок возникновения первых в истории человечества государств четко не установлен, однако все же определено, в чем состоит отличие собственно государства от предшествующего ему родоплеменного строя. Как считает польский социолог С. Эрлих, это различие проявляется в следующих моментах:
1) Возникновение публичной (т.е. общепризнанной) власти, не отождествляющей себя с обществом;
2) Территориальное разделение населения без учета коренных (родовых, семейных, клановых) связей на административные единицы (сатрапии, провинции, округа, и т.д.);
3) Появление государственного аппарата, т.е. людей, профессией которых стало управление;
4) Появление различных налогов.
Таким образом, в число основополагающих характеристик государства входят территория, подчиненное население и власть. Территория государств включает в себя землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Государство поддерживает в них свою власть, охраняет их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Подчиненное государственной власти население может находиться на статусе подданных разного ранга (при монархии) либо граждан (при республике). Собственно же государственная власть (в отличие от всякой остальной) предполагает опору на определенные институты, правовые нормы и монополию на применение насилия.
При этом надо иметь в виду, что история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий возникновения и развития государства.
Наиболее распространенными являются:
1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа. Само государство имеет «естественное происхождение» (Аристотель). Государство, говорил Гегель, есть «шествие бога в мире».
2. Патриархальная теория, появившаяся в Англии в ХVШ веке, утверждает, что государство возникло в результате соединения племен, родов и на всех этапах своего развития сохраняет власть патриарха, который заботится обо всех гражданах, о благе всего общества.
3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платон, Эпикур), что столкновение интересов людей, «страстей» (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех. Люди, писал Т. Гоббс, по своей природе необщительны, они боятся друг друга. Этот страх порожден тем, что они равны от природы, но вредят друг другу, так как многие желают одного и того же. Борьба решает, кому достается желанная вещь. Вместе с тем люди имеют право на самосохранение. Это право и одновременно страх перед другими ведет в до государственном обществе к войне всех против всех. От состояния войны к миру люди идут через государство двояким путем: естественным (победитель подчиняет побежденного) и искусственным: по соглашению люди подчиняются тому, кто может защитить их от тех, кого они боятся. Право всех на все утрачивается: часть прав по договору передается народом одному лицу или группе лиц. Так возникает государство.
Оно предстает, по мысли Гоббса, в образе «искусственного человека» - чудовища Левиафана. Суверенная верховная власть дает ему жизнь; договор - его рождение; власть - его душа; советники - его память; правители и чиновники - его члены; справедливость и закон - его разум и воля; награды и наказания - нервы; деньги - его кровь; благо подданных - его цель и занятие; колонии - его дети; согласие - его здоровье; мятеж - его болезнь; гражданская война - его смерть.
Идея договорного происхождения государства была развита до теории народного суверенитета - верховенства народа как источника государственной власти. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо высказана мысль, что народ, заключивший договор, создал общество и государство. Правительство же - это простые чиновники, действующие от имени народа и осуществляющие его власть. Эту власть «суверен может ограничить, изменить, отнять, когда ему угодно».
Правда, идея народного суверенитета (верховенства) в государстве уже во второй половине ХVШ века - первой половине Х1Х в. преобразуется в учение о верховенстве парламента (Еллинек, Дюги, Эсмен и другие).
В современных условиях отождествление воли парламента и народа широко распространено, хотя несовпадение этой воли можно нередко наблюдать в жизни.
4. Теория завоевания, насилия, возникшая в Х1Х в. как перенос идей дарвинизма на человеческое общество. Так, Л. Гумплович, Е. Дюринг рассматривали государств как организацию победителей над побежденными.
5. Социально-экономическая концепция связывает возникновение государства с общественным разделением труда, разделением общества на классы экономически господствующих и подчиненных. Еще Платон выделял три сословия граждан: правителей, стражей, ремесленников, выполняющих различные функции в государстве (правители правят, стражи охраняют государство, ремесленники трудятся. Правители обладают крупной собственностью, ремесленники - мелкой, стражи собственности не имеют. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин рассматривали государство как результат появления частной собственности, сосредоточения ее в руках меньшинства и как потребность этого меньшинства в охране своего экономического господства.
Представителями этого направления высказывалась идея отмирания государства либо в результате развития промышленности и науки (Сен-Симон), либо уничтожения классов (К. Маркс).
6. Конфликтная теория, приверженцами которой выступают американские политологи М. Фрид и Р. Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния - учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок.
7. «Торговая теория» (автор - американский политолог М. Уэбб) исходит из того, что существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на больших расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных союзов - получая из - за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный аппарат. Помимо этого, как указывает исследовавший проблему генезиса государственности английский социолог Ч. Тилли, предложенная племенными вождями торговцам военная защита на платной основе с течением времени превратилась в государственную систему защиты граждан и сбора налогов.
8. «Гидравлическая» или «ирригационная» теория происхождения государства, которую американский историк и социолог К. Виттфогель изложил в своей книге «Восточный деспотизм», рассматривает происхождение государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны, известные нам по учебникам истории - пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила - требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. Таким образом, очевидной стала необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство.
Помимо перечисленных теорий есть и психологическая теория, объясняющая истоки государства в человеческом гении (Ж. Бюрдо). Биопсихологические подходы в анализе политических процессов рассматриваются у современных политологов Р. Мастерса (США), Лоренца (Австрия) и других.
Что же касается дальнейшего пути становления государств уже после их возникновения, то в политической науке выделяются два основных возможных направления такого развития: западный и восточный. Для западного пути (большинство стран Европы, Северной и отчасти Южной Америки) характерно формирование общественной системы с частной собственностью, с политическим равноправием граждан, с ограниченным законами правовым государством. Этот тип государства, как отмечают историки, начал зарождаться в эпоху античности в рамках греческих полисов, и далее утвердился в рамках западной цивилизации.
Для «восточного» же пути частная собственность и богатство имеют вторичное и подчиненное значение, положение человека в обществе определяет его власть или место в иерархической системе управления. Он так или иначе реализовался в большинстве стран Азии и Африки.
В то же время европейское государство в описанном нами выше виде формируется только в Новое время, т.е. в период 16 - 19 в.в. Главными составляющими этого процесса соответственно были:
1) Подчинение земельной аристократии (баронов, герцогов, князей) и усиление централизации;
2) Создание единых вооруженных сил под командованием монарха;
3) Значительный численный рост чиновничества, занятого сбором налогов и управлением;
4) Унификация права, т.е. введение единых общегосударственных законов.
Все эти процессы привели к становлению т.н. абсолютных монархий, где практически абсолютная власть концентрировалась в руках одного человека.
Дальнейшее же становление же современного европейского государства напрямую связано с сокрушившими абсолютизм буржуазными революциями и начавшимся в эпоху Нового времени развитием капитализма, т.е. такой общественной системы, которая требует от государства рационального и эффективного управления на основе законов и уважения собственности и свободы граждан.