Политическая полиция в 19 веке
В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы —станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г. В 70-х гг.главной задачей Третьего отделения становится ведение дознаний по делам народников,которые готовили убийство царя.Но оно не справлялось со своей задачей и в 1880 г.была создана Верховная распорядительная комиссия по охране гос.порядка во главе с генералом М.Т.Лорис-Меликовым.Главной задачей Комиссии было объединение всех карательных органов для борьбы с революционным движением.
^ 38Систематизация и кодификация законодательства в пер.половине 19 века.
В нач.19века продолжали действовать законодат.акты,принятые в 17-18 вв.,Соборное Уложение 1649г,Воинский устав Петра1.Все это затрудняло деят-ть гос.органов,порождало произвол и взяточничество.Инициатором систематизации законодательства выступил М.М.Сперанский и предложил план радикальных буржуазных преобразований.В 1810г.был разработан проект Гражданского кодекса,но на волне конфронтации с буржуазной Францией был отклонен.Та же судьба постигла Уголовное и Торговое уложения.Сперанский предложил реорганизовать комиссию составления законов и возложить работы по систематизации законод-ва на второе отделение Канцелярии,под надзором императора.Новый план законодательных работ состоял из 3 этапов:1.Создание полного собрания законов(действующих и устаревших) и опубликование их в едином сборнике(в 1830г.сборник был создан).2.Подготовка сборника действующих законодательных актов(впоследствии был утвержден в январе 1833г,назывался-Свод законов Российской империи, состоял из 15 томов и переиздавался в 1842,1857 и 1885гг).3.создание гражданского и уголовного уложений. В итоге 15 августа 1845г.было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»,первый самостоятельный Уголовный кодекс России
^ 39.Гражданское право по т Х «Свода законов» Российской Империи.
Гражданское законодательство было систематизировано в Х томе Свода Законов Рос.Империи
(СЗРИ).Брачные отношения регулировались в зависимости от вероисповедания брачующихся.В СЗРИ были оговорены условия вступления в брак,порядок заключения брака,основания к его расторжению.СЗРИ регламентировал отношения между супругами и отношения между родителями и детьми.Вещное право формулировалось во 2-ой книге Х тома СЗРИ.Основным его институтом было паво собственности.Все вещи классифицировались на движимые и недвижимые,делились на частные и государственные,выделялась собственность общая и индивидуальная.Право собственности делилось на полное и неполное.Основным видом ограничения права собственности являлись сервитуты(право постороннего участия в выгодах имущества).Обязательственное право содержалось в 3 и 4 книге Х тома.Первая часть его регламентировала порядок приобретения и оформления имущественных прав.Вторая часть посвящалась отдельным видам обязательств(обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда).Были такие виды договоров как:договор купли-продажи,договор мены,договор запродажи(обязательство продать имущ-во к указанному сроку),договор найма,договор подряда и поставки,договор займа,договор поклажи,страхования договор товарищества(использовался при создании предприятий и разделялся на три вида:полное тов-во,тов-во на вере,тов-во по участкам).Регламентируется правовое положение компаний на акциях.Таким образом обязательственное право было приемлимо для регулирования капиталистических рыночных отношений.Торговое право содержало:Устав торговый,Устав о векселях,Устав судопроизводства торгового.Осн.институтами Торгового права явл.:1.нормы,регламентирующие правовое положение субъектов предпринимательской деят-ти.2.торговые сделки.3.вексельное право.4.морское право.5.судопроизводство в коммерческих судах.
^ 40.Материальное уголовное право по «Уложен. О наказаниях уголов.и исправительных»1845г.
В уголовном праве этого периода наметилось некоторое смягчение наказаний.Впервые появилось деление на Общую и Особенную часть,разработано формальное определение преступления,даны первые общие определения вины,стадий совершения преступления,видов соучастия.Под преступлением понималось всякое нарушение закона,посягающее на неприкосновенность прав власти верховной,на права и безопасность частных лиц.Наиболее важные изменения произошли в связи с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.Уложение пыталось реализовать основной принцип буржуазного уголовного права «нет преступления без указания на то в законе».Предусматривались две формы вины:1.умысел(внезапный и предумышленный.2.неосторожность.В Уложении фигурировали 4 стадии совершения преступления:1.умысел.2.приготовление.3.покушение.4.совершившееся преступление. Детально регламентировались вопросы соучастия и прикосновенности к преступлениям.Цель наказания не провозглашалась,но явствовала из самого названия кодекса.Законодатель попытался соединить цели исправления и устрашения.Создана лестница наказаний.Предусматривались уголовные(лишение всех прав),исправительные и дисциплинарные наказания.Характернорй чертой Уложения была жесткая регламентация деятельностьи судьи по назначению наказания в зависимости от степени вины,степени участия в преступлении и т.п.Система особенной части придерживалась феод.приоритетов.На первом месте стояли религиозные и гос.преступления,на последнем-преступления против жизни,здоровья частных лиц и против частной собственности.С теоретич.точки зрения Уложение было результатом взаимопроникновения двух идей:полицейского и правового гос-ва.Оно отражало стремление бюрократии урегулировать все стороны деят-ти личности,контролировать все сферы общественных отношений.
^ 41.Правовой статус крестьян вышедших из крепост. Зависимости 19февраля 1861г.
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам. 19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе земли, Положения о местных учреждениях по крестьянским делам, четыре местных Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, раз-личные правила для некоторых местностей и категорий крестьян — в общей сложности 17 актов.Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии(в 1881г его отменили).Таким образом, крестьяне становились свободными. Они могли самостоятельно выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления. Крестьяне могли: приобретать недвижимое и движимое имущество на праве собственности, заключать договоры, заниматься торговлей и др. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, несли земские и мирские повинности
^ 42.Поземельное устр-во крестьян вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года.
19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.Размер земельного надела устанавливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.Выкупая усадьбу или землю, крестьяне пользовались казенной ссудой. 20—25% выкупной суммы вносили сами крестьяне, а 75—80% суммы выплачивало государство. Сумма, полученная помещиком из царской казны, ложилась на крестьян в виде казенного долга, который погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне выходили из состояния временнообязанных.Таким образом, крестьяне становились свободными. Они могли самостоятельно выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления. Крестьяне могли: приобретать недвижимое и движимое имущество на праве собственности, заключать договоры, заниматься торговлей и др. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям и т. д.
^ 43.Устройство управления крестьянами,вышедш. Из крепостной зависимости в 1861 г.
Сельские обыватели,жившие на землях одного помещика,составляли сельское общ-во.Сельское общ-во составляло сельский сход,избиравший старосту и ряд должностных лиц.Сход принимал и увольнял из общ-ва,решал разные вопросы.Староста обеспечивал порядок в своей округе.Несколько сельских обществ создавали волость,высшим органом которой был волостной сход.Им избирали волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд.Волостной старшина так же как сельский староста обеспечивал порядок в своей округе и выполнял ряд полицейских функций.Волостной суд разбирал тяжбы между крестьянами на территории волости и судил виновных за проступки.Дела решались в примирительном порядке.Решения и приговоры считались окончательными.Эти органы упр-ния контролировались мировым посредником,который назначался губернатором по рекомендации предводителей дворянства из местных помещиков.Мировыми посредниками как правило были активные защитники крепостного права(исключение-Лев Толстой идекабрист Андрей Розен,кот.защищали интересы крестьян).Мировые посредники отчитывались перед уездным съездом мировых посрдедников под председательством уездного предводителя дворянства.В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.
^ 44.Земская реформа 1870 г.
Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.Выборы проходили по трем избирательным куриям:1.курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;2.городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;3.сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.
^ 45.Городская реформа 1870 года.
Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии го-родов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.
^ 46.Судебная реформа 1864г-общая хар-ка.
Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:1.Учреждения судебных установлений;2.Устав уголовного судопроизводства;3.Устав гражданского судопроизводства;4.Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).Судебной реформой учреждались:1.адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;2.нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.
^ 47.Судоустройство по «Учреждению судебных установлений» 1864 год.
Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ.Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела.Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и др.преступления).Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов гос-ва, а также судом первой инстанции по делам особой важности
^ 48.Судопроизводство по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 год.
Осн.принципы судопроизводства:публичность и гласность процесса,устность,состязательность,свободная оценка доказательств на основе внутреннего убеждения судьи.Уголов.процесс строился на след.принципах:1.никто не может быть наказан без суда.2.презумпция невиновности.3.отделение власти судебной от обвинительной.4.вынесение только оправдательных или обвинительных приговоров.5.участие общественности в рассмотрении угол.дел6.обеспечение обвиняемому права на защиту. Окружной суд с участием присяжных заседателей состоял из двух коллегий:1.трех коронных судей.2. двенадцати присяжных заседателей. Присяжными могли быть русские подданные 25-70 лет не состоящие на гос.службе в правоохранит.и судебных органах,непорочные по суду.Временные комиссии уездных земских собраний составляли общие списки присяжных,которые утверждались губернатором и публиковались в местной печати.Эти же комиссии составляли списки присяжных призываемых в текущем году.Присяжные могли призываться к исполн.своих обязанностей только раз в год.Они приводились к присяге,имели право на осмотр доказательств,могли задавать вопросы.После открытия суд.заседания зачитывался обвинит.акт и выяснялся вопрос о признании подсудимым своей вины,затем суд приступал к суд.следствию.Допрашивались потерпевшие,свидетели обвинения и защиты.Далее шли прения сторон и последнее слово подсудимого.После чего суд определял вопросы,подлежащие разрешению при вынесении приговора.Присяжные удалялись в совещательную комнату,где выносили свой вердикт,на основе которого суд определял меру наказания в соответствии с законодательством.
^ 49.Судопроизв-во по «Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями»1864г.
Мировые судьи осуществляли судопроизводство в упрощенной форме,которая состояла из словесного разбора.Рассмотрение дела и вынесение приговора могло осуществляться немедленно.Поводами к началу процесса явл:1.жалобы частных лиц.2.сообщения полицейских и др.административных властей.3.усмотрение мировым судьей преступных действий.Сведения полученные из доноса или анонимно,а также явка с повинной не явл.поводом к началу процесса.Мировые судьи сами осущ.отдельные следственно-розыскные функции,производили осмотры,обыски,освидетельствования. Судопроизводство носило устный и гласный характер(кроме дел о преступлениях против семьи и женской чести).Суд.разбирательство включ.в себя:1.оглашение мировым судьей материалов дела и выступление обвинителя.2.допрос свидетеля обвинения.3.допрос обвиняемого.4.допрос свидетеля защиты.5.предоставление последнего слова обвиняемому.Приговор выносился без предварительной постановки вопросов,предусмотренных в общем судопроизводстве.При вынесении приговора судья руководствовался своим внутренним убеждением.Таким образом,особенностями уголов.судопроизв-ва в мировых судах явл.:1.отсутствие разделения следствия на предварительное и судебное.2.возможность возбуждения дела по усмотрению судьи.3.сокращение процессуальных сроков и возможность немедленного рассмотрения дела.Особенностями гражданского судопроизводства в мировых судах явл.:1.допустимость устной формы заявлений и ходатайств.2.расширение круга лиц,которые могли быть поверенными в мировом суде.3.обязанность по склонению сторон к примирению.4.возможность отсрочки взыскания в случае отсутствия у стороны наличных средств.
^ 50.Полицейская реформа 60-80 гг.19 века.
Развитие капиталистических отношений увеличило кол-во совершаемых преступлений и привело к необходимости реформ в полиции.Из ее компетенции было изъято предварительное следствие и передано в ведение судебных сдедователей.Была объединена земская и гор.полиция.Были созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками,назначаемыми губернатором.В губернских городах создавались самостоятельные полицейские управления или конторы.С конца 70-х гг.проводится второй этап реорганизации полиции.Были учреждены должности урядников в сельской местности и коннополицейская стража в городах.Полиция в уезде состояла из след.должностных лиц:исправник,становой пристав,урядник,сотские,десятские.В крупных городах создавались сыскные отделения.Было ликвидировао Третье отделение,его дела были переданы Департаменту гос.полиции,к которому позднее присоединяется Департамент исполнительной полиции.В компетенцию Департамента гос.полиции входили след.вопросы:охрана обществ.порядка,дознание и следствие по гос.делам,орг-ция и надзор за деятельностью полиц.органов,охрана гос.границы,выдача паспортов идр.