Тождество государства и права

Характерной чертой кельзеновского нормативизма являлось отождествление государства с правом. Государство, по мнению Кельзе-ча, есть некий порядок человеческого поведения. При этом в своем качестве политической организации государство есть правовой по-рядок. Однако не всякий правопорядок, согласно Кельзену, является ^сударством. Ни «догосударственный правопорядок первобытного °"щества», ни «над- (или меж-) государственный международный лравопорядок» не являются государствами. Государство — этоотноси-тельн0 централизованный правопорядок (2, 112). Такой правопо­рядок устанавливает органы, которые функционируют по принципу разделения труда, а они в свою очередь создают и применяют ноп-мы, образующие правопорядок. Именно централизованность явля­ется ключевым понятием государства.

Через право Кельзен пытается определить и государственную власть. «Власть государства, — пишет правовед, — может выражаться лишь в специфических средствах власти, которыми располагает пра­вительство: в крепостях и тюрьмах, в пушках и виселицах, в людях одетых в полицейскую и солдатскую форму. Но эти крепости и тюрьмы эти пушки и виселицы — всего лишь мертвые предметы; они стано­вятся орудиями государственной власти лишь постольку, поскольку ими пользуются люди, действующие согласно приказаниям прави­тельства; лишь постольку, поскольку полицейские и солдаты соблю­дают нормы, регулирующие их поведение. Государственная власть — это не какая-то таинственная сила или инстанция, скрывающаяся за государством или его правом; это не что иное, как действенность государственного правопорядка» (2, 116).

В словах Кельзена много верного. Например, признание связи власти и права. Но из этой связи, как представляется, нельзя вывести примат права. И именно эта связь указывает не только на нормативную природу права, но и на его социально-психологическую составляющую, от которой Кельзен все время безуспешно пытается очистить свою теорию. Ведь только легитимированная власть получает норматив­но-правовой смысл, а норма права всегда имеет властный потенциал, который отнюдь не определяется формально-логическим должен­ствованием.

В своей «чистой» теории права Кельзен ставил задачупреодо­леть дуализм права и государства. Интересно, что эту задачу Кельзен сравнивал с богословской задачей разрешения «теологического дуа­лизма Бога и мира». Ученый пишет следующее: «...Как путь к под­линному познанию природы открывает пантеизм, отождествляющий Бога с миром (т. е. с природным порядком), точно также и отождест­вление государства с правом, признание того, что государство явля­ется правопорядком, есть предпосылка подлинного правопознания. Но если мы видим тождество государства и права, если мы понимаем, что право (позитивное право, которое не должно отождествляться со справедливостью) и есть тот самый порядок принуждения, каким государство представляется правоведению, которое не вянет в антро­поморфных метафорах, но сквозь завесу персонификаций пробива­ется к нормам, установленным человеческими актами, тогда просто невозможно оправдывать государство посредством права... Точно так же, как невозможно оправдывать право посредством права же... в смысле "правильного" права, т. е. справедливости» (1, 153).

Из этих посылок с неизбежностью следует отрицание самой идеи правового государства в ее либеральной интерпретации. «...Попытки легитимировать государство как "правовое" государство совершенно безуспешны, потому что, как уже говорилось, всякое государство есть правовое государство в том смысле, что оно представляет собой право­порядок. Стремление же выдавать за правовое государство лишь то, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности, есть предрассудок, основанный на теории естественного права» (1,153).

В заслугу собственной теории Кельзен ставил «решительное ниспровержение одной из наиболее влиятельных легитимирующих идеологий» — юснатурализма. Интересно, что именно этим обстоя­тельством ученый объясняет «ожесточенное сопротивление, которое традиционная теория права и государства оказывает идее тождества государства и права, разработанной Чистым Учением о Праве» (1,154).

Представляется, что в учении Кельзена достаточно много ас­пектов несогласованных, оставляющих возможности для дополне­ния его теории и ее новой интерпретации. В конце своего жизненно­го пути об этом задумался и сам Кельзен. Дело в том, что после Второй мировой войны большинство позитивистов вынуждены были так или иначе пересмотреть свое отношение к естественному праву. Известно, что из «Венской» школы права лишь немногие остались вер­ны прежним взглядам, отрицающим всякое значение идеи естественного права для юридической науки. Видоизменил свою первоначальную позицию по этому вопросу и Кельзен. Вернее, он развил некоторые посылки, которые уже имелись в его чистом учении о праве.

В частности, ученый признал возможность существования наряду с научным также иметафизического знания, основанного на вере в Абсолютное начало, в котором воля является одновременно и мыслью, Должное — сущим, норма — высказыванием, право и справедли­вость — истиной. Кельзен приходит к выводу, что «это есть путь Подъема человека к Богу, от науки или философии — к теологии. Это бсть путь от правового и морального позитивизма к учению о естест­венном праве».13

Современный исследователь Г. В. Мальцев пишет, что «в устах Кельзена эти слова звучат невероятно, но таков итог его сложной мировоззренческой эволюции».14 Возможно, что Кельзен не так уяс далеко отходит от своей первоначальной концепции. По сути он лишь признает, что подобная вераможет служить источником для посту-лирования основной нормы, в соответствии с которой воля Бога выраженная в тех или иных текстах, становится источником пози­тивного права, которое должно выводиться из этой воли, в том числе и через правоустанавливающие акты государства. Если большинство общества разделяет эту веру, то возникает и легитимный правопорядок, основанный на вере. Во всех других случаях право просто не может возникнуть как право.

Оценивая «чистую» теорию права и кельзеновский вариант нормативизма, можно отметить следующее. Кельзен предпринял впечатляющую попытку создать научную теорию права, свободную от вненаучных элементов. Как по своей глубокой продуманности, так и по своей односторонности, она напоминает психологическую теорию Л. И. Петражицкого, которая возникла в России на рубеже XIX-XX вв. и также позиционировала себя как «чистую» научную теорию, в отличие от этатистских и естественно-правовых направ­лений.

Как и Петражицкому, Кельзену создать «чистую» теорию не удалось. Его понимание нормативности раздвоилось между сущим и должным, и этот дуализм ни объяснен, ни преодолен не был. Пра­во как нормативный порядок должного все равно оказывалось в за­висимости от сущего, в том числе — от легитимации этого порядка как должного и от «действенности» норм права. В конечном счете, нормативность права, в обход теоретических построений самого ученого, оказывалась связанной с субъектами социальных взаимо­действий и зависела как от интерпретации ими некоего нормативного правопорядка как должного, так и от претворения этого должного в своих поведенческих актах.

Однако именно эту сторону правовой реальности и «потерял» Кельзен. Исходя из понимания нормы как результата акта централи­зованной воли, устанавливающей принудительные обязанности, он вынужден был исключить из процесса образования правовой нормы субъекта, что привело и к упразднению субъективного права.

Наши рекомендации