Источники трудового права: понятие, особенности, виды
Трудовое право Украины, регулируя трудовые и тесно связанные с ними отношения, представляет собой совокупность многочисленных юридических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.), такая форма (способ) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначается термином «источники права». Таким образом, в общей теории права под источниками права принято понимать вид деятельности государства по созданию правовых предписаний. Следовательно, источники трудового права необходимо рассматривать как следствие нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства или уполномоченных ими других органов.
Поэтому под источниками трудового права следует понимать .пособы выражения норм права, направленных на регулирование трудовых и тесно связанных с ними отношений, принимаемых компетентными органами. К таким органам относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации и др. Способ принятия норм права и форма выражения целиком зависят от компетенции тех органов, которые их принимают.
Основным источником трудового права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт — это письменный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном порядке и содержащий юридические нормы. Нормативно-правовые акты многообразны по своему составу и содержанию, они могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Наиболее общий характер имеет деление нормативно-правовых актов по юридической силе.
По юридической силе, т.е. свойству нормативно-правового акта занимать строго определенное место в системе иных нормативно-правовых актов в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества, нормативно-правовые акты трудового права подразделяются на законы и иные (подзаконные) нормативно-правовые акты.
В системе нормативно-правовых актов законы занимают ведущее место, поскольку они обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам, одним из условий принятия которых является непротиворечие их закону; регулируют наиболее важные общественные отношения, а иные нормативно-правовые акты призваны, как правило, детализировать предписания законов; их принятие входит в компетенцию только высшего представительного органа государственной власти (Верховной Рады Украины) или они принимаются в порядке референдума; принимаются в особом процедурном порядке.
По своему значению все законы делятся на конституционные, кодифицированные и текущие.
К конституционным законам, т.е. законам, закрепляющим основы общественного и государственного строя, основные права и свободы граждан, относятся Конституция Украины и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие отдельные её положения. Конституция Украины как Основной Закон жизни государства обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам.
Развитие закрепленных Конституцией Украины общих направлений правового регулирования труда работников в условиях демократического государства осуществляется при помощи кодифицированных и текущих законов.
Кодифицированные законы призваны комплексно регулировать определенный крут общественных отношений. Они представляют собой юридически и логически цельные, внутренне согласованные законодательные акты, объединяющие как отдельные нормы права,так и целые правовые институты, которые регулируют разнородные общественные отношения в пределах определенной отрасли права. К кодифицированным законам относятся основы, кодексы, уставы и т.д. Основным законодательным актом, который призван комплексно регулировать трудовые отношения и отношения, тесно с ними связанные, является Кодекс законов о труде Украины.
Текущие законы — это законы, которые постоянно принимаются Верховной Радой Украины с целью регулирования различных сторон жизни общества и государства. Текущие законы о труде — это законодательные акты, посвященные отдельным институтам или вопросам трудового права. Примером являются Закон Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 г.. Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г., Закон Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 г. и т.д.
Подзаконные нормативно-правовые акты — это письменные документы, принимаемые компетентным правотворческим органом, издаваемые на основе закона с целью детализации и исполнения его предписаний. К подзаконным нормативно-правовым актам как источникам трудового права относятся постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, нормативно-правовые акты Министерства груда и социальной политики Украины и иных министерств и ведомств, акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты.
К источникам трудового права относятся и ратифицированные международно-правовые акты в сфере труда, нормы которых имеют преимущественную силу над нормами национального права.
Нормативно-правовой акт, являясь источником трудового права, действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие источников трудового права во времени означает временные рамки действия какого-либо нормативно-правового акта. Начинается с момента вступления его в силу и длится до момента, когда он прекращает свое действие. Нормативно-правовые акты вступают в законную силу с момента принятия;
Источники трудового права Украины
момента опубликования; по истечению определенного срока после официального опубликования; с даты, установленной в тих самих.
Вновь принятые нормативные акты о труде, как правило, ли-дены обратной силы, т.е. они не применяются к правоотношени-1, возникшим до введения нового акта в действие, если иное не установлено в самом акте.
Нормативно-правовой акт о труде прекращает свое действие вследствие прямой его отмены уполномоченным на то органом; «стечения срока действия, на который он был принят; приня-«я нового закона, направленного на регулирование тех же отно-тений.
Действие источников трудового права в пространстве означает территорию, на которую распространяется действие како-э-либо нормативно-правового акта. Это в основном зависит от >го, каким органом акт принят. Нормативно-правовые акты, тринятые органами государственной власти Украины, распро-граняют свое действие на всю ее территорию. Нормативно-правовые акты органов власти Автономной Республики Крым действуют на ее территории. Локальные нормативно-правовые акты о труде распространяются только на трудовые коллективы и предприятия, в которых они приняты.
Согласно постановлению Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 г. на территории Украины применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Говоря о действии источников трудового права в пространстве, необходимо также обратить внимание на содержание статьи 8 КЗоТ Украины, которая содержит такой общий принцип: трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, а также трудовые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котоиному решению суда, либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении.
В Конституции Украины (ст. 44) впервые предусмотрено право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Данное право может быть использовано работающими для защиты своих экономических и социальных интересов, нарушаемых работодателем. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей. Так, согласно ст. 18 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 г. сотрудникам милиции запрещается организовывать забастовки или принимать в них участие. Следует отметить, что забастовка имеет добровольней характер, никто не может быть принужден к участию или неучастию в ней. Запрет забастовки возможен только на основании закона.
Конституция Украины (ст. 36) предоставляет гражданам право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права, никто не может быть принужден к вступлению в них. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины.
Тесно связанным с правом на труд является закрепленное в Конституции Украины (ст. 45) право работающих на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Максимальная продолжительность рабочего времени.Источники трудового права Украины
минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а также иные условия осуществления этого права определяются законом.
Конституция Украины (ст. 46) гарантирует право своим гражданам на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
В Конституции Украины устанавливается важный социальный стандарт — пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Следует отметить, что Конституция Украины в ст. 55 закрепила важнейшую юридическую гарантию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина — право на судебную защиту.
Таким образом, Конституция Украины заложила фундамент для развития и обновления национального трудового законодательства, которое должно развиваться на основе конкретизации и развития ее положений. Все принимаемые нормативно-правовые акты, призванные регулировать трудовые и тесно с ними связанные отношения, должны соответствовать Конституции, а ранее изданные должны быть согласованы с ее положениями.