Раздел I. Что такое манипуляция сознанием
С. Кара-Мурза.
Манипуляция сознанием.
Оглавление
Введение. 3
Раздел I. Что такое манипуляция сознанием. 5
Глава 1. О чем идет речь. 5
Глава 2. «Анатомия и физиология» манипуляции сознанием. 11
Глава 3. Демократия, тоталитаризм и манипуляция сознанием. 21
Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием. 34
§ 1. Технология манипуляции как закрытое знание. 34
§ 2. Учение о гегемонии Антонио Грамши. 37
§ 3. Психологическая доктрина. 41
§ 4. Социодинамика культуры. 47
Раздел II. Главные мишени манипуляторов сознанием. 48
Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы. 48
§ 1. Язык слов. 49
§ 2. Язык образов. 56
§ 3. Иные знаковые системы. 60
Глава 6. Мышление: его типы и оснащение. 64
§ 1. Логическое мышление. 64
§ 2. Ассоциативное мышление. Метафоры. 72
§ 3. Стереотипы. 76
Глава 7. Чувства. 81
§ 1. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции. 81
§ 2. Западный страх. 84
§ 3. Страхи холодной войны. 89
§ 4. Страхи и тип культуры. 91
§ 5. Страх терроризма. 95
Глава 8. Воображение, внимание, память. 100
§ 1. Воображение и поведение. 100
§ 2. Общество спектакля. 106
§ 3. Манипуляция вниманием. 109
§ 4. Манипуляция и воздействие на память. 110
Глава 9. Мифы общественного сознания: большие проекты манипуляции. 113
§ 1. Черные мифы. 114
§ 2. «Светлые» мифы Запада: евроцентризм. 116
Раздел III. Манипуляция сознанием и общественные институты. 125
Глава 10. Массовая культура и ее институты. 125
§ 1. Толпа и ее искусственное создание. 125
§ 2. Разрешение аморальности. 129
§ 3. Захват и присоединение аудитории. 132
Глава 11. Общественные институты. 134
§ 1. Школа — производство человека массы. 134
§ 2. Наука как инструмент манипуляции сознанием. 140
Глава 12. Средства массовой информации. 147
§ 1. Цели, образ действия и место в культуре средств массовой информации. 147
§ 2. Средства массовой информации: манипулятивная семантика и риторика. 154
Глава 13. Телевидение. 160
§ 1. Свобода сообщений — цензура — манипуляция сознанием. 160
§ 2. Пещерные люди ХХ века. 162
§ 3. Телевидение как технология разрушения сознания. 164
§ 4. Телевидение и создание реальности. 167
§ 5. Телевидение и манипуляция сознанием в политике. 171
§ 6. Сопротивление общества. 174
Раздел IV. Манипуляция сознанием в ходе разрушения советского строя. 177
Глава 14. Успех манипуляции сознанием в годы перестройки. 177
§ 1. Перестройка: главные удары по системам защиты от манипуляции. 177
§ 2. Холодная война и идейное разоружение советского человека. 181
§ 3. Опытный факт: сдвиг в настроении рабочих. 187
§ 4. Опытный факт: манипуляция в законодательстве. 188
Глава 15. Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека. 191
§ 1. Урбанизация и голод на образы. 191
§ 2. Возрождение сословности в позднем советском обществе. 195
§ 3. Тоталитаризм источника сообщений. 199
§ 4. Контролируемое бедствие как условие успешной манипуляции. 200
Глава 16. Общественное сознание в СССР и его уязвимые стороны. 204
§ 1. Стереотипы исторического материализма и подрыв гегемонии советского строя. 204
§ 2. Незнание общества, в котором живем. 213
§ 3. Художественное воображение и уязвимость советского человека. 217
Глава 17. Воздействие на оснащение ума. 223
§ 1. Манипуляция словами и образами. 223
§ 2. Размывание и подмена понятий. 229
§ 3. Подмена имени и предмета. 235
§ 4. Пример ложного имени: либерализм. 238
§ 5. Манипуляция числом и мерой. 242
Глава 18. Воздействие на мышление в акциях по манипуляции. 250
§ 1. Перестройка и разрушение логического мышления. 250
§ 2. Аутизм интеллигенции. 256
§ 3. Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности). 264
§ 4. Учебная задача: когерентны ли рассуждения экономистов?. 268
§ 5. Утрата меры и некогерентность мышления. 274
Глава 19. Отключение памяти и нравственности. 277
§ 1. Историческая память. 277
§ 2. Краткосрочная память и манипуляция в политике. 278
§ 3. Разрушение символов. 282
§ 4. Манипуляция образом труда и безработицы. 288
§ 5. Разрушение ядра нравственности. 295
Глава 20. Кухня манипуляции сознанием: испытанные на нас приемы. 301
§ 1. Прямая ложь. 301
§ 2. Не прямая ложь, а умолчание. 304
§ 3 . Умолчание цели, цены и сроков изменений. 309
§ 4. Ложная мудрость. 316
§ 5. Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача. 320
Глава 21. Метафоры и стереотипы перестройки. 323
§ 1. Метафоры оппозиции. 323
§ 2. Стереотип антигосударственности. 333
§ 3. Ролевые стереотипы: «государство-эксплуататор». 335
§ 4. Стереотип «льготы и коррупция номенклатуры». 338
§ 5. Стереотип «обделенного народа». 341
§ 6. Стереотип «преступного мышления». 347
§ 7. Канализирование стереотипов: фильм С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». 350
§ 8. Страх голода в манипуляции сознанием. 356
Глава 22. «Мягкие» черные мифы о советском строе. 360
§ 1. Подготовка к отказу от советского хозяйства. Экономические мифы. 360
§ 2. Миф о советской милиции. 361
§ 3. Миф о технологическом риске. 364
§ 4. Экологический миф. 367
Глава 23. Место телевидения в манипуляции сознанием. 370
Глава 24. Учебные задачи: разбор черных мифов. 380
§ 1. Миф о черносотенцах и его активизация в конце ХХ века. 380
§ 2. «Проект Ленина» — путь к гибели?. 386
Глава 25. Маленькие учебные задачи. 403
Глава 26. Блестящие операции по манипуляция сознанием. «Государственный переворот» августа 1991 г. 416
§ 1. Предыстория августовского переворота. 417
§ 2. Фактология «путча». 420
§ 3. История «ареста» Горбачева. 423
§ 4. «Переворот» и КПСС. 425
§ 5. Модели объяснения событий. 427
§ 6. Основные результаты «путча» и Августовской революции. 431
§ 7. Процесс против «заговорщиков». 432
§ 8. Фактор страха в политике после августа. 434
Заключение. 436
Введение.
Мы — свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира — Запад и Восток. После первого удара в ХХ веке Россия, уже в облике СССР, возродила свои главные черты, вновь обрела свое лицо (правда, умывшись кровью). Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройку втягивается, с нарастающим ужасом, весь мир.
По всему видно, что смута надолго, и нас ждут еще невероятные приключения. Слегка переделав знаменитую фразу Хрущева, можно сказать: «Нынешние поколения советских людей не соскучатся до самой смерти». И, в отличие от предсказания Никиты Сергеевича, этот прогноз, похоже, сбудется. Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается.
Чтобы, сводя счеты с жизнью, не было мучительно стыдно за наделанные нами глупости, полезно нам порассуждать: что же произошло? Почему же мы хотели как лучше, а получилось не как всегда, а как и в страшном сне не приснится. Ведь до сих пор вкладчики банка «Чара» жалуются друг другу: «Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог же я, такой умный и хитрый, отнести и отдать все мои сбережения жуликам. Добровольно!». Нет, все это — не сон. Да и «Чара» — мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля воды, в которой отразилась вся эта перестройка, реформа, демократия и что там еще было у фокусника под шляпой.
Думаю, страсти уже немного остыли, и порассуждать мы можем с пользой и даже со смехом (иногда нервным, но уже не истерическим) — все вместе. И жертвы нашей эпохальной аферы, и те, кто в ней, как ему кажется, сумел поживиться. Таких все меньше, но они есть. Да и не любит человек выглядеть простофилей, вот и хорохорится — я теперь банкир, а я менеджер.
Может быть, наши рассуждения еще успеют помочь нам самим в нашей жизни, наверняка помогут нашим детям — кашу придется расхлебывать им. Да и для истории, для потомков хочется оставить свидетельства очевидцев хоть с какими-то попытками осмысления. А то мы сегодня читаем разные версии о том, что произошло с русскими в начале XVII века, а понять трудно. Что это за Смута такая? Почему поверили ворам и жалким проходимцам, даже на русский престол посадили? Почему воеводы наперебой спешили сдать города ничтожным силам удивленных авантюристов, а казаки кинулись грабить русские города?
И потом, люди мы в основном неверующие (свечки и крестики — это не совсем то), но у большинства свербит тайная мысль: придется ведь ответ держать перед нашими мертвыми. Спросит меня отец, не пришедший с войны: «Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем, понять не можем». Надо же готовиться, нашим предкам речь Горбачева под нос не сунешь: вот, мол, этими истинами увлеклись. У них мышление было не новое, а здравое.
Начнем же понемногу разматывать ниточку, восстановив в памяти историю так, чтобы понять: какими чудодейственными средствами нас убедили сделать все то, что мы сделали. Ведь наворочали мы дел немало, и без всякого кнута и пряника — с энтузиазмом и даже восторгом. Сейчас, задним умом, кое-кто очень крепок. Иные даже хвалятся: я знал! я предупреждал! Эти люди общей картины не меняют.
Во-первых, таких умных было очень немного. Почитайте хотя бы выступления Лигачева, нашего консервативного буки. Тех же щей, но пожиже влей. А иные предупреждали вроде бы верно, но в такой нарочито нелепой форме, что, похоже, их предупреждения писались в ведомстве А. Н. Яковлева. Вспомним хоть письмо Нины Андреевой. Конечно, писала она сама и искренне, ведомство А. Н. Яковлева только подбирало такие перлы и «по оплошности» пускало в печать.
Наконец, в каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил — опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя.
Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная часть человечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-то образом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек, не считая «союзников», активно действовало по программе, приносящей огромные выгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этап этой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительно как факт и больше на нем не останавливаться. Потери и приобретения известны и очевидны, они подсчитаны и обнародованы в мировых бухгалтерских книгах, буквально написаны на роже счастливых политиков.
Что бы там ни говорили крепкие задним умом скептики, если считать, что мы — народ (то есть, единое тело с надличностным разумом), то пора признать, что наша народная мудрость почему-то дала осечку. Мы коллективно заглатывали одну приманку за другой, пока нас не подвели к крючку и не вытянули на разделочную палубу. Правда, и сегодня есть такие, которые, уже лежа на этой палубе, кричат: «Я этого хотел и не могу поступиться принципами! Да здравствует товарищ Чубайс!». Но это — тонкие натуры, их особенно жалко.
Так вот, давайте разберем, что это была за приманка, как ее готовили и с какими словами ею помахивали у нас перед носом. Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии. Прежде чем начать решающие действия в России, были поставлены «острые» (часто исключительно кровавые) эксперименты над многими народами и получено ценное знание по этнографии и антропологии. Мир изменился не только из-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты. И особенно культурный слой человечества, читателя и телезрителя.
Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа (по словам Даллеса, «самого непокорного народа») опасно вскружил голову политикам-победителям и их экспертам. Сегодня пресса полна торжествующими воплями о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множество тех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали в какое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), в какие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики «зомбируют» людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализует волю к сопротивлению. Так что «создание» этой веры (путем слухов, статей, «обличений» и «признаний») — само по себе есть важное средство манипуляции общественным сознанием.
Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся на два типа. Одни считают, что, в принципе, человек — это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) просвещенным и мудрым правителем — не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием — огромный шаг в развитии человечества.
Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) — огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем «зомбирование», роботизация людей.
Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее — душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в политическую доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно — или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество.
Поэтому в книге, которая предлагается читателю всего лишь как основа, матрица для диалога, мы постараемся избежать обвинений и оценки идеалов. Будем говорить о делах — их можно и нужно оценивать с позиций совести, поскольку они затрагивают жизнь людей. Но и скрывать свои установки бесполезно и даже вредно, это же не агитпроп. Вербовать в свою веру не нужно, гораздо важнее создать очаг диалога в нашем расколотом обществе. Поэтому предпочитаю предупредить, что книга написана с позиций неприятия манипуляции и общественным, и личным сознанием. Я уверен, что на этом пути, который, конечно же, обеспечивает удобства и комфорт, человека ждет беда. Истощение бытия и угасание всего рода человеческого, включая касту жрецов, сидящих у пульта манипулирующей машины.
Но это — личное, об этом лучше читать у Достоевского. Мы же поговорим о вещах явных и осязаемых — о той технологии манипуляции сознанием, которая сложилась в наше время и которая была применена против «совка», против меня и моих сограждан.
Раздел I. Что такое манипуляция сознанием.