Билет Коренные народы Северной Америки
По мнению многих ученых, освоение Америки проходило во время ледникового периода через заледеневший Берингов пролив, который с изменением климата разделил Аляску и Сибирь. Заселение проходило в три волны: сначала люди шли в Северную Америку, затем они заселили центр Америки, и уж в третьем этапе заполнили Южную Америку.Земли Аляски были привлекательны для заселения, так в прибрежных водах водилось огромное количество разнообразной рыбы, моллюсков и морских млекопитающих, на почвах прорастали растения, пригодные в пищу, а в лесах водились бесчисленные животные.Первыми людьми, заселившими Аляску, стали народности Тлинкит, Хайла и Тсимшиан. Тлинкит были самым многочисленным племенем, основавшим множество поселений на Аляске. У них существовал свой язык, относящийся к группе языков племени Атабаски. Основным занятием всех трех племен считалось рыболовство. К орудиям рыболовства индейцы относились с почтением, искусно украшая их. Отношения в племени строились по принципу матриархата. Племена были независимы друг от друга, каждый клан имел свое божество, вождя, персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Индейцы были язычниками.В отличие от перечисленных выше племен, представители Атабасков проживали в более суровых условиях, на севере континента. Вследствие этого они занимались охотой на лосей, медведей гризли, диких коз, зайцев и полярных куропаток; гораздо меньше они занимались рыболовством. Они вели кочевой или полукочевой образ жизни, характерный для племен охотников. Несмотря на искусные охотничьи умения, Атабаски часто голодали. Обычными домами для Атабасков считались вигвамы, достаточно вместительные для семьи и домашних животных, однако кочевники строили более легкие жилища. Место жительства зависело от времени года: зимой устраивалось временное поселение, а летом на рыбалке организовывались лагеря, так называемые биваки.Атабаски также являлись язычниками. Их мир был населен множеством духов, а также они верили в переселение людских душ в животных. У этого племени существовали шаманы - хранители религиозных обрядов, а также предсказатели и знахари.Еще одним народом, который считается коренным на Аляске, являются эскимосы, или инуиты. Их культура развивалась на западе Аляски и во многом была связана с океаном, поэтому большое внимание уделялось лодкам и другим средствам водного передвижения. Занятия варьировались в зависимости от региона проживания эскимосов: охота на морских животных (китов и котиков), охота на оленей и кабаргу. Существовало и разделение труда по временам года. Однако, несмотря на разницу в занятиях, культура эскимосов была общей, в том числе национальная одежда и традиции. Социальные отношения были сконцентрированы вокруг родовой семьи, при этом в ней существовало разделение полномочий: мужчины были охотниками, а женщины занимались воспитанием детей. Зимой в наиболее холодных районах эскимосы конструировали иглу из снежных блоков и деревянные хижины в субарктических регионах, а летом они проживали в палатках из дерева и кожи. Также среди племен, проживающих на Аляске, точнее, в большинстве своем на Алеутских островах, выделяли алеутов. Название дано русскими первопроходцами, скорее всего, происходит от чукотского слова алиат – остров, или алиут – островитяне. Название укоренилось в начала XX века. Алеуты проживали семьями в отдельных землянках, иногда превращаясь в полукочевое население. Селения обычно располагались на побережье водоема и состояло из 3-4 полуземлянок, в которых проживали от 10 до 40 семей. Общество было разделено на следующие группы: вожаки, простые люди и рабы – в основном это были военнопленные, которые за прилежный труд или храбрость могли стать свободными. По своим традициям и обычаям алеуты были очень похожие на другие народности, проживавшие на территории Аляски. Однако у населения островов встречались элементы, не характерные для материка: нарты с собачьими упряжками, короткие и широкие лыжи. Основными занятиями алеутов были охота на котиков, моржей, морских львов, китов. При морской охоте обычно использовали байдары (прообраз современной спортивной байдарки). Также они охотились на птиц, которых проживало на островах бесчисленное множество. Они прекрасно использовали преобладание морских ресурсов в месте проживания. Помимо этого, мужчины умели изготавливать большое количество орудий труда из камня, женщины тем временем шили, вышивали одежду, плели корзины и циновки. Обычной одеждой была парка из меха морского котика, калана или птичьих шкурок, которая защищала от ветра и мороза, а сверху одевалась камлейка, напоминавшая современный дождевик. Существовали также головные уборы, соответствующие случаю: праздник, промысел или повседневная жизнь. Для алеутов характерен анимизм : почитались духи предков. Было также распространено шаманство, но существовала и охотничья магия, которая заключалась в обрядах вызывания зверя, особых запретах и охранных амулетах. С приходом русских в 40-х гг. XVIII века образ жизни коренных народов стал кардинально меняться. Многие приняли христианство, стали носить русскую одежду, большая часть населения работала на Русско-Американскую компанию, впрочем, продолжая заниматься традиционным промыслом в рамках своей работы. Однако многие обычаи и традиции канули в Лету с приходом русской цивилизации. На данный момент в США и России проживает в общей сложности более 4 000 тысяч алеутов, порядка 40000 Атабасков, и более 150000 эскимосов, однако стоит сказать, что все же большая часть эскимосов проживает на территории России. В наши дни в связи с уменьшением коренного населения люди стараются развивать внимание к культуре своих народов, так, например, в Анкоридже, Аляска, существует центр исследования Арктики, который занимается вопросами коренных племен региона. Хочется надеяться, что такие уникальные культуры не исчезнут из исторической памяти и долго будут радовать и удивлять своих потомков.