Возникновение и этапы региональной политики в мире
Первый этап: 30-е годы XX в. Произошло долгожданное осознание важности региональных проблем и принятие первых программ помощи отдельным старопромышленным и слаборазвитым территориям. Такая необходимость диктовалась в первую очередь последствиями известного экономического кризиса 1929-1933 гг. При этом региональные мероприятия «по настоящему» были развернуты лишь в двух государствах - Великобритании и США. (В первом из них в 1933 г. были выделены «специальные районы», призванные стать объектом целенаправленного воздействия государственной политики в контексте антикризисных мероприятий). Спад производства и социальные волнения наиболее глубоко поразили, как известно, ареалы сосредоточения традиционных отраслей (особенно угольную промышленность и черную металлургию), но существенно «затронули» и слаборазвитые аграрные.
Второй этап: 40-50-е гг. За эти годы расширился круг стран, практикующих региональные мероприятия. Хотя многие из них еще не оправились окончательно от последствий войны и вынуждены были концентрировать свои усилия на задачах общенационального развития, региональные идеи и разработки буквально «будоражили» умы экономистов и политиков. Очередной экономический кризис - послевоенный (особенно в Западной Европе) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании. Обострение сырьевых проблем подтолкнуло правительства к более энергичному освоению Аляски в США, северных районов Канады и Скандинавии.
Третий этап: 60-е — начало 70-х гг. Это своеобразный Ренессанс региональной политики, период резкого ее оживления. Во многих странах в ранг государственной политики возводятся мероприятия по разгрузке крупнейших районов и агломераций (хотя эффективность подобных попыток в целом оказалась низкой). Благодаря относительно устойчивым темпам развития экономики появились возможности ассигновать больше средств на реализацию региональных программ (особенно в пределах старопромышленных и слаборазвитых ареалов). Можно утверждать, что именно в этот период сформировалась целостная система региональной политики высокоразвитых стран Запада, а необходимость ее осуществления была окончательно признана в странах, «прохладно» относившихся к идеям специального, вмешательства государства в структуру региональных пропорций в условиях рынка. В эти годы по существу произошло утверждение системы регионального программирования - наиболее активной и действенной формы региональной политики в условиях развитых товарно-денежных отношений. Параллельно происходило совершенствование инстументария региональной политики, апробировались стимулы экономического развития «проблемных» районов.
Четвертый этап: середина 70-х годов -1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений, давших импульс для проведения принципиально новой, «наднациональной» региональной политики в рамках ЕС). Данный этап эволюции региональной политики связан с частичным ее «откатом» назад в связи с новым экономическим кризисом, охватившим развитые страны после 1974 г. Замедление темпов экономического развития выдвинуло на «повестку» дня вопросы структурной реорганизации промышленности и модернизации производственного аппарата в целом. Стали более популярны макроэкономические, а не региональные цели. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, хотя зародившаяся на предыдущем этапе система регионального программирования продолжала развиваться. Более того, в разработках региональных программ появились наднациональные элементы.
Пятый этап: с 1993 г. - по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло прямой путь к превращению «Европы национальных государств» в «Европу регионов». И хотя идеи создания последней благодаря успешному развитию интеграционных процессов имеют большее отношение к территории Европейского сообщества, они в случае полной реализации ознаменуют собой принципиально новую веху в развитии региональной политики вообще.
Эволюция РП ЕС.
Апреля 1951 г. в Париже. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). (Фр., Герм., Ит., Бел., Нид. и Люкс.). Это событие считается отправным пунктом объединения Европы. Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) просуществовал до 2002 года и стал неактуальным в связи с переходом европейских стран к постиндустриальному обществу
25 марта 1957 «Римский договор»: потребность усилить единство своих экономик и гарантировать их гармоничное развитие, сокращая различия, существующие среди разных регионов, и отставания в развитии отстающих регионов. (Фр, Герм, Ит, Бел, Нид и Люкс)
В 1958 г. два структурных фонда: Европейский социальный фонд (ESF) и Европейский фонд сельскохозяйственного руководства и гарантий (EAGGF).
В 1992 г. было подписано Соглашение о Европейском союзе (Маастрихтский договор), которое вступило в силу в 1993 г.
Чтобы ускорить социально-экономическое сближение регионов, Европейское сообщество основывает в 1994 г. Фонд сплочения. Он предназначен для стран, где ВВП на душу населения ниже 90 % от среднего по ЕС. Цель Фонда сплочения – финансирование (в виде грантов) проектов, связанных с экологической и транспортной инфраструктурой.
За историю существования ЕС было 3 программных периода:
1994-1999 – 6 целей, охвачен 51% населения Европы, 13 инициатив, ряда ключевых задач регионального, социального и отраслевого характера.
2000-2006 – самый ответственный (12 новых членов), 4 цели, Agenda 2000 (проект программы действий по укреплению Европейского союза, предложения по проведению реформ, связанных с модернизацией общей сельскохозяйственной политики Сообщества и направленных на повышение эффективности Структурных фондов и Фонда сплочения, предложения, касающиеся стратегии подготовки к расширению ЕС, финансовые перспективы развития Европейского союза на период с 2000 по 2006 гг.)
2007-2013
На программный период 2007-2013гг. основными принципами региональной политики ЕС являются 6 принципов программного периода 2000-2006гг.: взаимодополняемости, согласованности, координации, соответствия, дополнительности, а также 3 новых принципа: пропорциональности, равенства между мужчинами и женщинами, принцип недискриминации. устойчивого развития и
3 цели
Цель 1 «Сближение»
Цель 2 «Региональная конкурентоспособность и занятость»
Цель 3 «Европейское территориальное сотрудничество».