Возникновение и этапы региональной политики в мире

Первый этап: 30-е годы XX в. Произошло долгожданное осознание важности региональных проблем и принятие первых программ помощи от­дельным старопромышленным и слаборазвитым территориям. Такая необходимость диктовалась в первую очередь последствиями известного эконо­мического кризиса 1929-1933 гг. При этом регио­нальные мероприятия «по настоящему» были раз­вернуты лишь в двух государствах - Великобрита­нии и США. (В первом из них в 1933 г. были вы­делены «специальные районы», призванные стать объектом целенаправленного воздействия государ­ственной политики в контексте антикризисных ме­роприятий). Спад производства и социальные вол­нения наиболее глубоко поразили, как известно, ареалы сосредоточения традиционных отраслей (особенно угольную промышленность и черную ме­таллургию), но существенно «затронули» и слабо­развитые аграрные.

Второй этап: 40-50-е гг. За эти годы расши­рился круг стран, практикующих региональные ме­роприятия. Хотя многие из них еще не оправились окончательно от последствий войны и вынуждены были концентрировать свои усилия на задачах об­щенационального развития, региональные идеи и разработки буквально «будоражили» умы экономи­стов и политиков. Очередной экономический кри­зис - послевоенный (особенно в Западной Европе) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-эконо­мических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Север­ном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атланти­ческих штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании. Обострение сырьевых проблем подтолкнуло правительства к более энер­гичному освоению Аляски в США, северных рай­онов Канады и Скандинавии.

Третий этап: 60-е — начало 70-х гг. Это своеобразный Ренессанс региональной политики, период резкого ее оживления. Во многих странах в ранг государственной политики возводятся меро­приятия по разгрузке крупнейших районов и агло­мераций (хотя эффективность подобных попыток в целом оказалась низкой). Благодаря относительно устойчивым темпам развития экономики появились возможности ассигновать больше средств на реали­зацию региональных программ (особенно в преде­лах старопромышленных и слаборазвитых ареалов). Можно утверждать, что именно в этот период сформировалась целостная система региональной политики высокоразвитых стран Запада, а необхо­димость ее осуществления была окончательно при­знана в странах, «прохладно» относившихся к иде­ям специального, вмешательства государства в структуру региональных пропорций в условиях рынка. В эти годы по существу произошло утвер­ждение системы регионального программирования - наиболее активной и действенной формы регио­нальной политики в условиях развитых товарно-денежных отношений. Параллельно происходило совершенствование инстументария региональной политики, апробировались стимулы экономическо­го развития «проблемных» районов.

Четвертый этап: середина 70-х годов -1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений, давших импульс для проведения принципиально новой, «наднациональной» региональной политики в рамках ЕС). Данный этап эволюции региональной политики связан с частичным ее «откатом» назад в связи с новым экономическим кризисом, охвати­вшим развитые страны после 1974 г. Замедление темпов экономического развития выдвинуло на «по­вестку» дня вопросы структурной реорганизации промышленности и модернизации производствен­ного аппарата в целом. Стали более популярны мак­роэкономические, а не региональные цели. Вследст­вие ослабления инвестиционной деятельности не­сколько сузился инструментарий региональной политики, хотя зародившаяся на предыдущем эта­пе система регионального программирования про­должала развиваться. Более того, в разработках региональных программ появились наднациональ­ные элементы.

Пятый этап: с 1993 г. - по настоящее вре­мя. Подписание Маастрихтских соглашений от­крыло прямой путь к превращению «Европы на­циональных государств» в «Европу регионов». И хо­тя идеи создания последней благодаря успешному развитию интеграционных процессов имеют боль­шее отношение к территории Европейского со­общества, они в случае полной реализации ознаме­нуют собой принципиально новую веху в развитии региональной политики вообще.

Эволюция РП ЕС.

Апреля 1951 г. в Париже. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). (Фр., Герм., Ит., Бел., Нид. и Люкс.). Это событие считается отправным пунктом объединения Европы. Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) просуществовал до 2002 года и стал неактуальным в связи с переходом европейских стран к постиндустриальному обществу

25 марта 1957 «Римский договор»: потребность усилить единство своих экономик и гарантировать их гармоничное развитие, сокращая различия, существующие среди разных регионов, и отставания в развитии отстающих регионов. (Фр, Герм, Ит, Бел, Нид и Люкс)

В 1958 г. два структурных фонда: Европейский социальный фонд (ESF) и Европейский фонд сельскохозяйственного руководства и гарантий (EAGGF).

В 1992 г. было подписано Соглашение о Европейском союзе (Маастрихтский договор), которое вступило в силу в 1993 г.

Чтобы ускорить социально-экономическое сближение регионов, Европейское сообщество основывает в 1994 г. Фонд сплочения. Он предназначен для стран, где ВВП на душу населения ниже 90 % от среднего по ЕС. Цель Фонда сплочения – финансирование (в виде грантов) проектов, связанных с экологической и транспортной инфраструктурой.

За историю существования ЕС было 3 программных периода:

1994-1999 – 6 целей, охвачен 51% населения Европы, 13 инициатив, ряда ключевых задач регионального, социального и отраслевого характера.

2000-2006 – самый ответственный (12 новых членов), 4 цели, Agenda 2000 (проект программы действий по укреплению Европейского союза, предложения по проведению реформ, связанных с модернизацией общей сельскохозяйственной политики Сообщества и направленных на повышение эффективности Структурных фондов и Фонда сплочения, предложения, касающиеся стратегии подготовки к расширению ЕС, финансовые перспективы развития Европейского союза на период с 2000 по 2006 гг.)

2007-2013

На программный период 2007-2013гг. основными принципами региональной политики ЕС являются 6 принципов программного периода 2000-2006гг.: взаимодополняемости, согласованности, координации, соответствия, дополнительности, а также 3 новых принципа: пропорциональности, равенства между мужчинами и женщинами, принцип недискриминации. устойчивого развития и

3 цели

Цель 1 «Сближение»

Цель 2 «Региональная конкурентоспособность и занятость»

Цель 3 «Европейское территориальное сотрудничество».

Наши рекомендации