Л. Европейский центральный банк

ЕЦБ — один из наиболее молодых органов ЕС. Его создание тесно связано с формированием единого внутреннего рынка и построением ЭВС, образование которого было предусмотрено Единым европейским актом 1986 г. Положения этого документа были уточнены и детализированы в Договоре о ЕС. Все последующие учредительные акты расширяют сферу деятельности ЕЦБ. Особенно важное значение имело создание зоны евро. Она объединила в своем составе страны, национальной валютой которых стало евро, введенное в 1999 г. в безналичное, а два года спустя — в наличное обращение. Евро — официальная денежная единица ЕС. По состоянию на 2009 г. в зону евро входило 16 государств.

Существенно изменяет и трансформирует статус ЕЦБ Лиссабонский договор, наделяющий ЕЦБ статусом института ЕС. Постановления общего характера, относящиеся к статусу ЕЦБ, содержатся в ДЕС (п. 3 ст. 13) и детализируются в ДФЕС (ст. 127—133 и 282—284). Их дополняет и уточняет Протокол о ЕСЦБ и ЕЦБ. В связи с принятием Договора о реформе в Протокол внесены в 2007 г. некоторые изменения и поправки.

Согласно ст. 282 ДФЕС ЕЦБ и национальные центральные банки государств-членов, выступая совместно, образуют ЕСЦБ. Именно в рамках ЕСЦБ уточняются и реализуются основные цели финансовой политики ЕС. К числу главных целей ЕСЦБ отнесено поддержание стабильности цен. Она также, хотя и с некоторыми оговорками технического характера, обеспечивает финансовую поддержку общей экономической

230 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 15. Европейский центральный банк, Счетная палата 231



политики ЕС. ЕСЦБ функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободой конкуренции. (Напомним, что общие начала свободной рыночной конкуренции определены в специальном Протоколе. Это особенно важно, поскольку сам по себе этот принцип изъят из ст. 3 ДЕС, устанавливающей принципы и задачи ЕС в экономической сфере.) ЕСЦБ призвана содействовать построению конкурентоспособной социальной рыночной экономики.

К числу задач ЕСЦБ отнесено определение и осуществление денежной политики ЕС; проведение валютных операций, хранение и управление официальными валютными резервами государств-членов; содействие нормальному функционированию платежных систем. В рамках ЕСЦБ обсуждаются и предлагаются все наиболее значимые решения, относящиеся к выработке и проведению финансовой политики ЕС. ЕСЦБ осуществляет совещательные, консультативные и надзорные функции. Важнейшей организационной структурой ЕСЦБ выступает Генеральный (Общий) совет, объединяющий руководителей ЕЦБ и национальных центральных банков. В отличие от ЕСЦБ, объединяющей представителей центральных банков всех государств — членов ЕС, ЕЦБ и национальные центральные банки государств — членов ЕС, денежной единицей которых стал евро, образуют евросистему (или, иначе, систему евро). Сотрудничество центральных финансовых администрации государств — членов зоны евро реализуется в рамках Евро-группы. Там действует совещательный и консультативный орган, включающий министров финансов стран этой группы. Они избирают из своего состава председателя (в 2009 г. им являлся министр финансов Люксембурга, он же и премьер-министр этой страны). На заседаниях Еврогруппы рассматриваются вопросы, связанные с функционированием системы евро. Одобренные ими проекты решений выносятся на рассмотрение Совета ЕС. В обсуждении этих решений на заседаниях Совета могут участвовать все страны -— члены ЕС. Однако в голосовании по предложениям и проектам, внесенным Еврогруп-пой, и в принятии решений участвуют только государства, входящие в систему евро.

Органом управления ЕСЦБ выступает Европейский центральный банк. ЕЦБ является самостоятельным юридическим лицом. В каждой из стран ЕС он пользуется максимальной

правоспособностью, адекватной правоспособности национальных юридических лиц, предусмотренной законодательством данной страны.

Внутренняя структура, порядок формирования и деятельности органов ЕЦБ подчинены решению задач и осуществлению функций, которые возложены на ЕЦБ учредительными договорами, Протоколом о ЕСЦБ и ЕЦБ и внутренним регламентом ЕЦБ. К числу таких органов отнесены: Генеральный (Общий) совет, Совет управляющих и Правление ЕЦБ.

Генеральный совет представляет на банковском уровне интересы ЕЦБ и национальных центральных банков. Поскольку ЕЦБ осуществляет общее управление в рамках ЕСЦБ, то соответственно и орган, объединяющий руководителей всех этих банков во главе с председателем правления ЕЦБ, выступает одновременно и как структурный элемент ЕЦБ. Генеральный совет — это в основном консультативный, совещательный и отчасти координационный орган.

Совет управляющих ЕЦБ — руководящий орган Европейского центрального банка. Он состоит из членов правления ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств, национальной валютой которых является евро. Каждый член Совета управляющих располагает одним голосом. Предусмотрено, однако, что с момента, когда число управляющих достигнет 22, будет применен ротационный принцип осуществления полномочий. Соответствующий механизм распределения голосов описан сравнительно детально в ст. 10 Протокола о ЕСЦБ и ЕЦБ. Показательно также, что принятие решений может иметь место как при личном участии уполномоченного лица, так и посредством телеконференций. Решение, если иное специально не оговорено, принимается большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя дает перевес. Полномочия последнего осуществляет председатель Правления ЕЦБ. При принятии решений квалифицированным большинством используется система взвешенных голосов. Сумма этих последних соответствует доле каждого национального центрального банка в подписном капитале ЕЦБ. Члены Правления ЕЦБ взвешенными голосами не обладают. Для принятия решения квалифицированным большинством необ-\однма поддержка 2/3 подписного капитала ЕЦБ и не менее половины держателей этих долей. Помимо решений и заклю-

232 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 15. Европейский центральный банк, Счетная палата 233



чений Совет управляющих может принимать акты, именуемые ориентациями. Они публикуются в «Официальном вестнике Европейского Союза» в серии L (законодательство). Их обычно включают в число источников права ЕС. Совет управляющих собирается на свои заседания не реже 10 раз в год. Заседания являются полностью закрытыми и носят конфиденциальный характер.

Правление Европейского центрального банка состоит из председателя, вице-председателя и четырех членов. Все они назначаются Европейским советом квалифицированным большинством голосов по рекомендации Совета и после консультаций с Европарламентом и Советом управляющих. Кандидаты на должность в Правлении должны обладать признанным авторп тетом и профессиональным опытом в сфере финансовой и банковской деятельности. Членами правления могут быть граждане ЕС. Они работают на постоянной основе и назначаются сроком на восемь лет. Они не могут быть назначены повторно. Мандат члена Правления несовместим с любой другой профессиональной деятельностью. Иное в порядке исключения может быть постановлено Советом управляющих. Вознаграждения, социальные права и привилегии определяются контрактом. Возможны досрочная отставка и отрешение от должности. Последнее может иметь место, если член Правления более не удовлетворяет требованиям, необходимым для осуществления его функции. или совершил серьезный проступок. Решение по тому вопросу выносит Суд ЕС на основе представления Совета управляющих

или Правления.

Возглавляет Правление председатель, а в его отсутствие вице-председатель. Он руководит работой Правления и представляет ЕЦБ при осуществлении как внутренних полномочии. так и внешних связей.

Придание ЕЦБ статуса института ЕС отражает возросшее влияние этого органа, его растущую роль в достижении целей и задач, стоящих перед ЕС. В то же время это признание заслуг ЕЦБ, осуществлявшего весьма активную деятельность в ЕС я последнее десятилетие. В настоящее время это также в значительной мере признание той важной роли, которую играет ЕЦБ в преодолении кризисных явлений, серьезно затронувших экономику и финансовую систему ЕС.

Счетная палата

Счетная по/гата — специализированный институт финансового контроля Союза. Первые такого рода органы финансового контроля были созданы в рамках ЕОУС и Европейских Сообществ практически с момента их образования. В современном видеСП была основана значительно позднее и начала функционировать в 1977 г. В перечень институтов ЕС Счетная пала-1-л была включена Договором о ЕС. По своему статусу СП заметно отличается от других институтов ЕС. Это, в частности, находит выражение в том, что СП не обладает правом издания нормативных правовых актов. Ее главное назначение — осуще-ст&тение контрольно-ревизионной деятельности в финансовой сфере, ревизионная проверка счетов и оказание содействия Европейскому парламенту и Совету в реализации ими функций контроля за исполнением бюджета.

Согласно ст. 13 ДЕС Счетная палата включена в общий перечень институтов ЕС. Порядок ее формирования устанавливается учредительными актами. В соответствии со ст. 285 ДФЕС Счетная палата состоит из одного гражданина от каждого из государств-членов. Кандидаты в члены СП рекомендуются государствами-членами. Их независимость должна быть вне всякого сомнения. Им необходимо обладать требуемыми профессиональными знаниями и опытом, в частности опытом практической работы по осуществлению международного аудита. Они не должны получать каких-либо инструкций или указаний со стороны рекомендовавших их государств или институтов ЕС. Члены СП руководствуются в своей деятельности общими интересами ЕС и должны воздерживаться от любых действий, несовместимых с их обязанностями. На них распространяются льготы и привилегии, которые предоставляются представителям других институтов ЕС. Членам СП запрещается заниматься политической деятельностью или иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет, вне рамок СП. Им вменяется в обязанность как в период работы в СП, так и после выхода в отставку соблюдать требование добропорядочности и щепетильности.

Назначение члена Счетной палаты производится решением Сонета ЕС. Ему предшествует проведение консультаций с Гвропарламентом, который может пригласить любого из кан-

234 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 15. Европейский центральный банк, Счетная палата 235



Л. Европейский центральный банк - student2.ru Л. Европейский центральный банк - student2.ru дидатов выступить в соответствующей парламентской комиссии и ответить на имеющиеся у депутатов вопросы. Совет принимает окончательное решение по всему списку кандидатов в целом. Для его одобрения необходимо квалифицированное большинство голосов. Срок полномочий члена Счетной палаты шесть лет. Мандат может быть возобновлен.

Структура и порядок деятельности СП определяются ее внутренним регламентом. Работой Палаты руководит ее председатель. Он избирается членами СП сроком на три года и может быть переизбран по его истечении. Все аудиторы распределяются по специализированным внутренним палатам (группам), создаваемым в зависимости от предмета ведения. Так, одна из палат контролирует расходование средств в рамках сельскохозяйственного фонда ориентации и гарантий, другая группа ведает вопросами контроля за расходованием средств в рамках структурных фондов. Имеется палата, специализирующаяся на контроле за расходованием бюджетных средств, выделяемых на международные программы и оказание помощи третьим государствам. Специальная палата занимается контро-лем за доходной частью бюджета и расходованием средств на содержание институтов и администрации. Кроме того, имеются специализированные группы, ведающие согласованием и координацией деятельности в рамках аудиторских проверок, осуществляемых СП, разработкой методических рекомендаций и другими вопросами.

По итогам работы СП составляет годовые отчеты, специальные отчеты, подготавливаемые в связи с проверками в конкретных областях деятельности ЕС, а также заключения, которые СП дает как по запросу других институтов, так и по собственной инициативе. Официальные документы СП принимаются большинством голосов.

Полномочия Счетной палаты определены в ст. 287 ДФЕС. В соответствии с этим Договором к компетенции СП отнесена проверка счетов по всем доходам и расходам Союза. СП проверяет также счета по' доходам и расходам всех организаций, учрежденных ЕС, если только акт об их создании не исключает такого рода проверку. СП направляет Европарламен-ту и Совету специальную декларацию, которая должна подтверждать правильность ведения счетов, а также законность и правильность лежащих в их основе финансовых операций.

Соответствующий документ публикуется в «Официальном вестнике Европейского Союза». К этой общей декларации могут быть приложены дополнительные документы, содержащие оценку ситуации, применительно к каждой из основных областей деятельности Союза. СП проверяет законность и правильность полученных доходов и произведенных расходов. Она также дает заключение о надлежащем управлении финансами и сообщает обо всех случаях нарушений. СП проверяет бухгалтерскую документацию, на которой основывается ревизия, причем такого рода проверка может осуществляться как непосредственно в других институтах ЕС, так и в резиденции любых органов, которые распоряжаются доходами и расходами от имени ЕС, в том числе в государствах-членах, а также проводит проверки в помещениях любых физических и юрилических лиц, получающих выплаты из бюджета ЕС. Все такого рода действия должны осуществляться в тесном сотрудничестве с соответствующими компетентными национальными службами. Все институты, органы и организации, расходующие средства, получаемые из бюджета ЕС, обязаны представлять соответствующие документы и любую иную информацию, которую запрашивает СП. Такого же рода документы и информацию обязаны представлять физические и юридические лица, получающие выплаты из бюджета ЕС. СП также представляет ежегодный доклад, подводящий итоги финансовой деятельности ЕС за истекший финансовый год. Отчет содержит не столько данные о деятельности по исполнению бюджета ЕК, сколько сообщение об установленных фактах неправильного или ненадлежащего расходования средств. Отчет направляется всем институтам ЕС и публикуется в •Официальном вестнике Европейского Союза» вместе с ответами других институтов на замечания, которые высказаны СП. Помимо ежегодного доклада СП подготавливает и может в любое время по ее усмотрению представить замечания в форме специального доклада, подготавливаемого по отдельным вопросам. Она также дает заключение по просьбе иных институтов ЕС. Годовой отчет, подготавливаемый СП, а равно декларации о правильности и законности доходов и расходов обязательно должны учитываться Советом и Европар-ламентом при рассмотрении и утверждении отчета ЕК об исполнении бюджета.

236 Часть II. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 15. Европейский центральный банк, Счетная палата 237


Наши рекомендации