ФРАГМЕНТЫ ГЕРАКЛИТА. Перевод М.А. Дынника
1. Секст adv. math.VII 132.
Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его- ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают.
2. [92] Секст VII 133.
Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание.
3. [О] Аэций II 21, 4 (D. 351). (О величине солнца). Шириной в ступню человеческую.
4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 545 Meyer. Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды.
5. U30 126 ] Аристократ Theosophia 68, Ориген с. Cels VII 62.
Но напрасно они, запятнанные кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо, вступив в грязь, грязью пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы его человек, заметивший, что он так поступает. И этим статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами; они не знают, каковы боги и герои.
6.Аристот елъ meteor. В 2. 355а 13., Солнце-не только (как говорит Гераклит) новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.
7. [37 ] __ de sensu 5.443a 22. Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать.
8. [46 ] __ eth. Nic. VIII 2 1155 в 4.
Враждующее соединяется, из расходящихся-прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
9. [51] __ __ X 5.1176а 7. Ослы золоту предпочли бы солому.
10. [59] [Аристотель] de mundo 5.39в 7. Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся,
согласное и разногласное, и из всего-одно, и из одного-
все.
11. [55] __ __ 6 р. 401 а 8. Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости).
12. [41. 42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е. XV 20 (Д 471,1).
На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги.
13. [54] Атеней V р. 178 F. Быть довольным грязью. Свиньи грязью наслаждаются.
14. [124 125] Климент Protr. 22.
[Кому же пророчествует Гераклит Эфесский?] Ночным бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам. [Им он угрожает наказанием после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не священным образом совершаются посвящения в принятые у людей мистерии.
15. [127 ] __ -:_ 34 р. 26,6.
Если бы не в честь Диониса они совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыднейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен Аиду.
16. [27] __ Paedag II 99.
Как мог бы кто укрыться от незаходящего [огня]
17. [5] __. Strom II 8.
Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим кажется, [что понимают].
18. [7[ __ __ II 17.
Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого.
19. [6] __ __// 24.
Они не умеют ни выслушивать, ни сказать.
20. [86 ] _ _ ill i4.
Родившись, они стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать-успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти.
21. [64] __ __ __ 21.
Смерть-все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон.
22. [8] __ __ IV 4.
Много земли перерывают золотоискатели и находя! немного [золота].
23. [60 ] __ __ __ 10.
Имени Правды они бы не знали, если бы этого не было.
24. [102 ] __ __ __ 16.
Павших на войне боги почитают и люди.
25. [101 ] __ __ __ 50.
Чем больше удел, тем больше и доля достается по жребию.
26. [77] ____ __143.
Человек в ночи себе зажигает свет. Умерев, он жив. Уснув, угаснув очами, он соприкасается с мертвым и с уснувшим соприкасается, бодрствуя.
27. [122 ] __ __ __ 146.
Людей ждет после смерти то, чего они не ожидают и не предполагают.
28. [118] -_- __ V 9.^
То, что самый испытанный [мудрец] знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей.
29. [111в\ __ __ __ 60 (после В 104).
Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу-преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
30 . /20/ - -У 105
Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, -но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
31. 120] __ __ __ __ (после 30).
Превращения огня: сначала-море, море же-наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь посредством всеуправляющего ] логоса [и бога через воздух превращается в воду-как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и прежде был до возникновения земли.
32. [65 ] __ __ __116.
Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться именем Зевса. .
33. [110} __ __ __
И воле одного повиновение-закон.
34. [3] __ __ __
Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
35. [49] __ __ 141.
Очень много должны знать мужи-философы.
36. [68] __ __ VI 16.
Психеям смерть-стать водою, воде же смерть-стать землею; из земли же вода рождается, а из воды- психея.
37. [53] Колумелла VIII 4.
Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в золе купаются.
38. [23 ] Диоген I 23 {1 А 1).
Фалес [по указанию некоторых ] был первым астрономом [об этом свидетельствуют Гераклит и Демокрит].
39. [112} __ / 88.
В Приене жил Биас, сын Тевтама, чье учение было лучше, чем у других.
40. [16]
Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
41. [19] __ __ (примык. к 40).
Мудрость заключается только в одном: признать разум как то что управляет всем при помощи всего.
42.[119] __
Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным розгами, так же как и Архилох.
43. [103] __ -- 2.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
44. [100] -- --
Народ должен сражаться за закон, как за свои стены.
45. [71] -- -- 7-
По какому бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос.
46. [132 ] __ --
[Про самомнение он говорил, что это ]-священная болезнь.
47. [48] __ -- 73.
О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.
48. [66 ] Elym. gen. . Имя луку-жизнь, а дело его - смерть.
49. [113]\Гален de diff. puls. VIII 773K. Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший.
49а. [81] Геракл, alleg. 24 {после 62). В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.
50. [1] Ипполит Ref. IX 9.
[Все-едино: делимое - неделимое, рожденное - нерожденное, смертное-бессмертное, логос-вечность; отец-сын, бог-справедливость]; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все-едино.
51. [45; срв. 56] __ -- [после В 50].
Они не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука и лиры.
52. [79 - -
Вечность-ребенок, забавляющийся игрой в шахматы: царство ребенка.
53. [44] __ __
Война-отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными.
54. [47] __ __
Скрытая гармония лучше явной.
55. [13] __ __
Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить.
56. [к 47] __ __
В познании явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру, который был мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули его, сказав: «То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и не поймали, то носим».
57. [35] __ IX 10.
Учитель весьма многих [вещей или людей ]-Гезиод, его считают знающим весьма много,-его, который не разумел, что день и ночь-одно.
58. [57, 58] __ __
И добро и зло [одно ]. Действительно, врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески, требуют еще сверх того платы, хотя ее не заслужили, так как они делают то же самое: добро и болезни.
59. [50] __ __
Путь валяльного винта, прямой и кривой, - один и тот же.
60. [69 ] __ __
Путь вверх и вниз - один и тот же.
61. [52] __ __
Морская вода - чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же - для питья непригодна и вредна.
62. [67 ] __ __
Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
63. [123]
Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых.
64. [Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем].
65. [Он же называет его] недостатком и изобилием;
[недостаток же, по его учению, это-образование космоса, а изобилие-его пожар].
66. Грядущий огонь все будет отделять и связывать.
67. [36] __ __
[Бог]: день-ночь, зима-лето, война-мир, изобилие-голод [все противоположности. Этот ум] изменяется подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно, как различны удовольствия от каждого из них.
67а. [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim.
[Так жизненное тепло, исходящее от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела-с паутиной. Подобно тому, как паук,-говорит он,-находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити,-так и человеческая психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена крепко и соразмерно].
68. [129] Ямвлих de myst.I 11.
[Поэтому справедливо Гераклит называл эти «средства»] лекарствами [так как они исцеляют психеи от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий].
69. [128] __ __ V 15.
[Следует различать два вида жертв: одни [жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это изредка может иметь место у какого-либо одного человека, по словам Гераклита, или же немногими мужами, которых легко перечесть. Другие [жертвы]-материальные и т. д.].
70. [к 79] __ de anima.
Детские игры [говорил он про человеческие мысли].
71. [к 73} Марк Антонин IV 46 [после 76].
[Следует помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь.
72. [93} __ __
С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную связь,- со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым.
73. [94] __ __
Не следует действовать и говорить подобно спящим [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим].
74. [к 97] __ __
[Не следует действовать, как [дети родителей], т. е., говоря попросту,-как мы переняли].
75. [90\ __ VI 42.
[Спящих, предполагаю я, Гераклит называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе.
76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62}. Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля-воды [смертью].
Огня смерть-воздуха рожденье и воздуха смерть-воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха-огонь, и наоборот.
77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия).
Для психеи-услада или смерть: [смерть-стать влагою, услада же для них-вступление в жизнь. В другом же месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они живут нашей смертью.
78. [96] Ориген с Сels VI 12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из Целъса].
Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает.
79. [97] __ __ [после 78].
Младенцем слывет муж для божества, как мальчик-для мужа.
80. [62]- - У1 42
Следует знать, что война всеобща и правда-борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости.
81. [срв. 138] Филодем Rhet. 1 с. 57. 62 [из стоика Диогена}.
[Ораторское обвинение устремляет к этому пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы зарезать.
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 А.
Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом.
83. [98] __ __ В.
Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего
84. [83. 82] Плотин Enn. IV 8, 1.
В изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же работать и быть под началом.
85. [105} Плутарх Coriol. 22.
С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи.
86. [116} __ __ 38.
[Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию.
87. [117] __ de and. 7 р. 41 А:
Неразумный человек способен увлечься любым учением.
88. [78] __ consad Apoll. 10 р. 106 Е.
Одно и то же в нас-живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
89. [96] __ de superst. 3 р. 166 с.
Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный].
90. [22} __ de Е 8 р. 388 Е. На огонь обменивается все, и огонь-на все, как на золото-товары и на товары-золото.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется.
92. [12] __ de Pyth. or. 6 p.,397 А.
Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством.
93. [11] __ __ 18 р. 404 Д.
Государь, чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками указывает.
94. [29] __ __ de exil. 11 р. 604 А.
Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды.
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644 F. Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
96. [85] __ __ IV 4, 3 р. 669 А.
Трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз.
97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787 С.
Собаки лают на тех, кого они не знают.
98. [38] __ /ас. lun. 28 р. 943 Е
Психеи обоняют в Аиде.
99. [31] __ aqu, et ign. 3 p. 98 С.
Если бы солнце не существовало,- несмотря на остальные светила, была бы ночь.
100. [34] __ __ Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 Д.
...Периоды. Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту].
101. [80] __ adv. Colot. 20. 1118 С.
Я исследовал самого себя.
101 а. [15] Полибий XII 27.
Глаза- более точные свидетели, чем уши.
102. [61] Порфирий к Д 4.
У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое- справедливым.
103. [70] __ к Е 200.
Общи начало и конец у периферии круга.
104. [Ilia] Лрокл in Ale. 1 р. 525, 21.
Каков у них ум, или разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них -толпа, ибо не знают они, что «многие- плохи, немногие же-хороши».
105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251.
[Из этого места-»Илиада» 18, 251: «Ночью они родились»-заключает Гераклит, что Гомер был] астрологом, [а также из следующего-0, 478: «Никто из смертных, думаю я, не избежал своей судьбы»].
106. [120] Сенека ер. 12,7.
Один день равен всякому другому.
107. [4] Секст Эмпирик VII 126.
Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи.
108. [18] Стобей flor. I 174.
Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично.
109. [108] __ __ 175.
Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
110. [104а] __ -- 176.
Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают.
111. [104b] __ __ 177.
Болезнь приятным делает здоровье, зло-добро, голод-насыщение, усталость-отдых.
112. [107] __ __ 178.
Мышление-великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
113. [91] __ __ 179.
Мышление обще всем.
114. [91b] __ __ 179.
Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх.
115. [О] __ __ 180а.
Психее присущ самовозрастающий логос.
116. [106] __ __ V 6.
Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить.
117. [73] __ __ 7.
Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея его влажна.
118. [74-76] __ __ 8.
Сухое сияние-психея мудрейшая и наилучшая.
119. [121] __ __ IV 40, 23.
Образ мыслей человека-его божество.
120. [30] Страбон I в р. 3.
Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы- гора сверкающего Зевса.
121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX 2.
Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, сколько ни есть возмужалых, повесили друг друга и оставили город для несовершеннолетних,- они, изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со словами: «да не будет среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то пусть он живет в другом месте и среди других».
122. [9] Сеида.
. .Приближение...
123. [10] Фемистий or. 5 р. 69.
Природа любит скрываться.
124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen.
Прекраснейший космос [был бы] как бы куча copy, насыпанная как попало.
125. [84] Феофраст de vert. 9.
И кикеон разлагается, если его оставить без движения.
125а. [О] Цец ad Aristoph. Plat. 88.
Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей подлостью.
126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herm.
Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА[1]
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 1—17:Гераклит, сын Блосона (или, как говорят некоторые, Геракионта), эфесец. Он был в расцвете в шестьдесят девятую олимпиаду [504—501 гг. до н. э.]. Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал, как это явствует из его сочинения, где он говорит: “Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем” Ибо “Мудрым [Существом] можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной” Гомер, по его словам, заслуживал того, чтобы его выгнали с [поэтических] состязаний и высекли, да и Архилох тоже. (2) Он говорил также, что “своеволие надо гасить пуще пожара” и что “народ должен сражаться за попираемый закон как за стену [города]”. Нападает он и на эфесцев за то, что они изгнали его друга Гермодора, в следующих словах: “Все взрослые эфесцы заслуживают того, чтобы их казнили всех поголовно, а город оставили на безусых юнцов за то, что они изгнали Гермодора, <мужа> из них наилучшего, со словами: “Среди нас никто да не будет наилучшим, а коли есть такой, быть ему на чужбине и с другими”. Когда они просили его дать им законы, он пренебрег их просьбой, сославшись на то, что город уже во власти дурного государственного устройства. (3) Удалившись в святилище Артемиды, он играл с детьми в кости (астрагалы), а обступившим его эфесцам сказал: “Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах?”. Впав под конец в человеконенавистничество и став отшельником, он жил в горах и питался травами и растениями. Заболев от этого водянкой, он спустился в город и, говоря загадками, спрашивал у врачей, могут ли они из ливня сделать засуху. Они не поняли, а он закопался в коровнике, надеясь, что тепло от навоза испарит влагу [из его тела]. Ничего не добившись и этим, умер шестидесяти лет от роду [следует эпиграмма Диогена]. (4) По словам Гермиппа [фр. 28 FHG], он спросил врачей, может ли кто-нибудь из них опорожнить ему внутренности и откачать влагу, а когда те отказались, лег на солнце и велел слугам облепить его навозом; так, распластанный на земле, он скончался на второй день и был похоронен на агоре. А Неанф из Кизика [83 F 24 J ас], говорит, что, не смогши отодрать навоз, он остался на месте и был пожран собаками, которые не узнали его из-за перемены [облика] (5) С детства он был чудаком: в молодости говаривал, что не знает ничего, а повзрослев — что знает все. Он не был ничьим учеником, но, по его словам, выпытал самого себя и узнал все от себя самого. Сотион, однако, говорит, что, по сообщениям некоторых, он был учеником Ксенофана и еще что Аристон в сочинении “О Гераклите” сообщает, будто от водянки он излечился, а умер от другой болезни; то же говорит и Гиппобот.
Книга, дошедшая до нас под его именем, по своей основной теме — “О природе”, а разделена на три главы: о Вселенной, о государстве и о богословии. (6) Он посвятил ее в храм Артемиды, по мнению некоторых, нарочно написав ее понепонятнее, чтобы она была доступна только способным [ее понять] и не стала предметом пренебрежения со стороны черни. Тимон так описывает его в общих чертах: “Вскочил среди них Гераклит, горлан, хулитель черни, говорящий загадками”. Теофраст говорит, что под влиянием меланхолии одно он в своем сочинении оставил незаконченным, а о другом пишет то так, то иначе. Свидетельство его высокомудрия приводит Антисфен в “Преемствах [философов]” он уступил титул царя (басилевса) своему брату. Сочинение его снискало такую славу, что от него произошли и последователи его учения, прозванные гераклитовцами.
Сочинение и стиль
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 22: Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил о его мнении. Тот ответил: “Что понял — великолепно, чего не понял, думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик”.
КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 50, 2 (II, 360, 22 St): И мы найдем еще тьмы и тьмы загадочных речений философов и поэтов, поскольку даже целые книги выражают смысл, вложенный в них сочинителем, в прикровенном виде, как, например, книга Гераклита “О природе”, за что он и получил прозвище “Темный”.