Мирные массовые акции населения

К ММА относятся митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Цель - привлечение внимания к проблеме, оказания влияния на ОМСУ, в большинстве случаев - это символ неблагополучия. Конституция и ФЗ предусматривают гарантии прав граждан на проведение ММА. Местные особенности регулируются уставами МО.

Проведение ММА требует предварительного уведомления местной администрации. Требования к уведомлению устанавливаются законами и уставами МО, МПА. В уведомлении указываются место, время, продолжительность, цель, количество участников, ответственные лица.

Администрация должна обеспечить порядок при ее проведении, вправе изменить место проведения. Организаторы ММА также несут ответственность.

Лекция 7. Территориальное общественное самоуправление

1.Основы ТОС

ТОС – самоорганизация граждан по месту их проживания на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС – наиболее приближенная к населению и исключительно гибкая и эффективная форма участия граждан в МСУ. Сочетает и прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избранных ими.

Порядок организации и деятельности ТОС устанавливается Уставом и НПА МО. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС органами МСУ МО, в котором отражаются следующие вопросы:

-территория деятельности (сельский населенный пункт, городской микрорайон, квартал, несколько домов, улиц, часть поселения);

-цели и задачи, формы и основные и направления деятельности;

-порядок формирования и сроки действия органов ТОС, их права и обязанности, прекращения их полномочий;

-порядок принятия решений;

-порядок приобретения имущества, а также пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;

-порядок прекращения деятельности.

ТОС может быть юридическим лицом. В таком случае он подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.

Органы ТОС в отличие от органов МСУ:

- не имеют властных полномочий (но могут наделяться полномочиями органами МСУ);

- не носят обязательного характера;

- не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов;

- могут заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью, иметь или не иметь статус юридического лица.

В то же время ТОС отличается от органов общественной самодеятельности граждан (ООС) по правовой основе, по территории деятельности, по количеству инициаторов создания, по обладанию правом нормотворческой инициативы и др.

Система организации ТОС представляет собой совокупность организационных форм:

1) формы непосредственного участия населения:

-собрания (конференции),

-выборы органов ТОС,

-референдумы, опросы,

-правотворческая инициатива,

-обращения, обсуждения, различные общественные инициативы;

2) органы и должностные лица ТОС:

-председатель ТОС (староста),

-исполнительно-распорядительные органы (исполнительный директор),

-общественные комиссии по отдельным вопросам,

-контрольно-ревизионные;

3) ассоциации органов ТОС в пределах МО, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, общероссийские, создаваемые для содействия эффективному осуществлению ТОС, их координации, оказания организационной и методической помощи.

Высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан. К исключительным полномочиям собраний относятся:

-установление структуры органов ТОС,

-принятие Устава, внесение в него изменений,

-избрание органов и должностных лиц ТОС,

-определение основных направлений деятельности,

-утверждение сметы доходов и расходов и отчета о ее исполнении,

-рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

В качестве органов ТОС могут быть: совет или комитет, исполнительные органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС возглавляет председатель, в сельских населенных пунктах – староста. Исполнительный орган может возглавлять директор, в небольших ТОС функции председателя и исполнительного органа совмещаются. По отдельным вопросам могут формироваться комиссии. Председатель и исполнительные органы ТОС подотчетны собранию, ведут соответствующую бухгалтерскую отчетность.

Органы ТОС представляют интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений собраний и конференций

Роли и функции ТОС

ТОС могут играть различные роли и выполнять при этом соответствующие функции:

- как хозяйствующий субъект – распорядительные и исполнительные функции,

- как общественная организация – исполнительные функции,

- как посредник между жителями и властью – информационные, представительные и контрольные функции.

Разнообразная деятельность ТОС подпадает под сферу разных федеральных законов, в связи с чем были предложения по разработке и принятию специального федерального закона, но с принятием закона 2003 года были упразднены даже региональные.

Наши рекомендации