Порядок заключения договора
Рассматриваемые виды договоров по созданию подразделений ГПС заключаются по взаимному согласованному волеизъявлению Сторон:
· Высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и ГУГПС МЧС России;
· Исполнительного органа муниципального образования и УГПС МЧС России субъекта Российской Федерации;
· ГУГПС МЧС России (УГПС (ОГПС) МЧС России субъекта Российской Федерации) и администрация охраняемого объекта.
· Нормативные акты, посвященные хозяйственным договорам, подробно регламентируют оформление Договора путем составления и подписания Сторонами Договора.
Преддоговорные споры
В процессе подготовительной работы, предшествующей заключению Договора между Сторонами, в ряде случаев, могут возникнуть разногласия по поводу тех или иных пунктов Договора, отдельных условий и т.д. Такие разногласия называются преддоговорными спорами. Любая из договаривающихся Сторон, имеющая замечания, предложения, оговорки, уточнения по тексту Договора, должна оформить свои предложения в протоколе разногласий, приведя в нем пункты в редакции Договора и свою редакцию этих пунктов, или же включить новые пункты и изложить те, которые предлагается исключить.
Права и обязанности сторон
Договоры по созданию подразделений ГПС – двусторонние, каждая из Сторон наделена правами и несет определенные обязанности, причем правам одной Стороны соответствуют обязанности другой, а обязанностям одной Стороны соответствуют права другой Стороны. Поэтому целесообразно рассматривать обязанности каждой из Сторон по Договору и соответствующие их обязанности и права.
Изменение и прекращение договора
Изменение и прекращение договоров по созданию подразделений ГПС осуществляется в соответствии с действующим законодательством (статьи 450-453 ГК РФ), а также буквальным значением содержащихся в них слов и выражений.
Организация претензионно-исковой работы
Претензионно-исковая работа по рассматриваемым видам договоров должна осуществляться в строгом соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выводы
Организация договорной и претензионно-исковой работы в подразделениях ГПС должна осуществляться в строгом соответствии с существующим законодательством, при этом необходимо учитывать особенности договоров по созданию подразделений ГПС. В силу специфических особенностей данные виды договоров не могут быть отнесены ни к одному из смежных договоров, следовательно, договорные отношения по ним не всегда регламентируются на прямую существующим законодательством, так как Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных глав, статей и т.п. посвященных договорам по созданию подразделений Государственной противопожарной службы. Данные виды договоров являются самостоятельными и отношения в них регулируются как общегражданскими нормами, так и специальными нормами. При их заключении органы управления ГПС должны руководствоваться действующим гражданским законодательством, а также федеральным законодательством в области пожарной безопасности, Положением о Государственной противопожарной службе, уставами, наставлениями, инструкциями, издаваемыми МЧС России (ранее изданными МВД России, до их замены нормативными актами МЧС России) и ГУГПС МЧС России.
Особенностью договоров по созданию подразделений ГПС является отсутствие материальной ответственности ГПС за ущерб, который может понести субъект Российской Федерации, муниципальное образование или организация (охраняемый объект) в результате пожара и (или) аварии.
Вместе с тем, материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения ущерба освобождаются (статья 22 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
VIII. ОПЫТ МЧС ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Федоренко В.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Человечество на протяжении всей истории своего существования подвергается воздействию самых различных ЧС природного, а затем, с бурным развитием техники, еще и авариям и катастрофам техногенного характера.
В постановлении Генерального секретаря Международной организации гражданской обороны отмечается, что «крупные катастрофы как природного, так и техногенного характера способны свести на нет годы, даже десятилетия упорного труда по совершенствованию условий существования человечества, не говоря уже о страданиях, которые они приносят населению. Ежегодные затраты на оказание помощи по ликвидации ЧС возрастают по экспоненте, и эта тенденция сохранится в будущем, отражая увеличение рисков, вызванных непомерным воздействием человечества на окружающую среду: безудержной эксплуатацией природных ресурсов, промышленными загрязнениями, изменениями экосистемы».
В настоящее время в сейсмогенных зонах Земли находится свыше 200 густонаселенных городов и проживает более 300 млн. человек. Около 0,5 млрд. человек ежегодно по разным причинам посещает такие зоны.
В настоящее время вулканические извержения угрожают 200 млн. человек, проживающим в опасной близости к действующим вулканам. За последние 400 лет от извержений вулканов и их последствий погибло 175 тыс. человек.
Ежегодно над океанами формируется от 80 до 100 тропических циклонов и от вызываемых ими ураганов, наводнений и паводков гибнет 250 тыс. человек, а экологический ущерб составляет до 7 млрд. долларов. От катастроф, последствий только тропических циклонов страдает население 50 стран.
За последнее столетие (по данным ЮНЕСКО) от последствий циклонов погибло 9 млн. человек, а среднегодовой ущерб в некоторых странах достиг 15% валового национального продукта (ВНП).
По имеющимся оценкам наводнения охватывают:
· на территории бывшего СССР - 500 тыс. км2;
· в Бразилии - 300 тыс. км2;
· в США -280 тыс. км2;
· в Индии - 250 тыс. км2.
Ежегодно в США потери от засух по пшенице и кукурузе превышают 2,6 и 12,8 млн. тонн соответственно. Засухи ускоряют процесс опустынивания и усиливают его последствия. Опустынивание угрожает 35% всей суши, где проживает около 850 млн. человек.
Уровень катастроф техногенного характера уже превосходит природные катастрофы. Ущерб от Чернобыльской аварии оценивается примерно в 200 млрд. рублей (по ценам 1990 года). По данным ООН, за минувшие 20 лет почти миллиард жителей Земли испытал на себе последствия стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, в результате которых погибло около 3 млн. человек. Только в 1996 году общий материальный ущерб в мире от ЧС составил около 60 млрд. долларов.
Все это требует от человечества все больше уделять внимания развитию систем и разработке комплекса мероприятий, которые позволили бы снизить потери от ЧС природного и техногенного характера, а также от возможных последствий (особенно на мирное население и объекты гражданской инфраструктуры) воздействия современных средств вооруженной борьбы (в войнах и военных конфликтах). Систематически такие системы стали активно создаваться после завершения Второй мировой войны, особенно в странах Северной Америки, Европы и Азии.
В большинстве зарубежных государств к настоящему времени сложилась достаточно развитая и эффективная система органов, сил и средств гражданской обороны. Она решает задачу обеспечения защиты и выживания населения, экономического потенциала и социальной структуры государства как в мирное время при различных бедствиях, авариях и катастрофах, так и в условиях войны.
Одним из элементов в составе органов управления НАТО (Североатлантического совета - САС) является Главный Комитет по планированию использования гражданских служб в чрезвычайных обстоятельствах (SCEPC). Этот комитет проводит свои заседания с участием представителей стран-партнеров по программе «Партнерство во имя мира» (ПВМ) для осуществления контроля за выполнением программы мероприятий практического сотрудничества (семинаров, коллоквиумов и обмена информацией) в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях) и гуманитарной помощи. У стран-партнеров по сотрудничеству имеются также возможности обмена техническим опытом в области планирования использования гражданских служб в ЧС по средствам участия в других комитетах, подчиненных Главному комитету (SCEPC). Основное внимание уделяется разработке законодательства в области ликвидации последствий ЧС; готовности к предупреждению катастроф и стихийных бедствий (по всему спектру), включая затем ликвидацию последствий, реагирование, восстановление, а также эффективное сотрудничество между гражданскими и военными службами. (Из книги «Кратко о НАТО», Брюссель, 1996).
В составе многочисленных комитетов Североатлантического Совета (САС) имеется также комитет «По вопросам окружающей среды».
Эта система органов, сил и средств состоит из:
· национальной (государственной) гражданской обороны (защиты);
· различных (многочисленных) международных организаций (несколько групп, занятых в предупреждении и ликвидации ЧС).