Структура государственной власти
2.1. Основные подходы к структуре государственной власти.Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении и тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти целесообразнее всего рассматривать, исходя из разных подходов: природы государственной власти, ее функциональной характеристики, принципа разделения властей, ее территориальной организации. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
2.2. Структура государственной власти, исходя из природы государственной власти.Исходя из природы государственной власти, в ее структуре можно выделить два элемента: волю и силу. Воля – это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т. д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-то воля. Это воля либо народа, либо тех или иных классов, либо каких-то социальных групп.
Другой структурный элемент власти– сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться и воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, идеологическом воздействии, принуждении, насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, и, прежде всего, в органах принуждения – армии, полиции и т. д. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.
2.3. Структура государственной власти, исходя из функциональной характеристики государственной власти.Структура государственной власти будет выглядеть иначе, если государственную власть рассматривать, исходя из ее функциональной характеристики. Здесь государственная власть предстает уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.
В структуре государственной власти, исходя из ее функциональной характеристики, можно выделить следующие элементы: субъектов власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т. е. тех, чью волю, чьи интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, т. е. те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектами и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъектам власти.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т. д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.
2.4. Структура государственной власти, исходя из принципа разделения властей.Исходя из принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего (ст. 10 Конституции РФ), в структуре государственной власти обычно выделяются такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями государственной власти.
Законодательная власть – это выборная, коллегиальная ветвь государственной власти, представляющая интересы населения страны или отдельной ее части, принимающая законы и контролирующая деятельность исполнительной власти. Законодательная власть осуществляется, как правило, парламентом, который является высшим представительным органом государственной власти.
Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, которая формируется, как правило, законодательной властью и деятельность которой связана с исполнением, претворением в жизнь законов, принимаемых законодательной властью. Исполнительная власть осуществляется достаточно разветвленной системой органов как на общегосударственном, так и местном уровне. На общегосударственном уровне исполнительная власть в большинстве стран принадлежит главе государства, который выполняет главным образом функцию верховного представительства государства, и правительству, которое осуществляет в основном текущие функции.
Судебная власть представляет собой относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Органами, непосредственно осуществляющими судебную власть (правосудие), являются суды.
Более подробно о законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти будет сказано в 7–9 главах.
Необходимо вместе с тем иметь в виду, что названные элементы государственной власти можно выделять лишь в тех государствах, где признается и законодательно закрепляется принцип разделения властей.
2.5. Структура государственной власти, исходя из территориальной организации государственной власти.Исходя изтерриториальной организации государственной власти, в ее структуре можно выделить, прежде всего, центральную (верховную) власть, которая действует на всей территории страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований (городов, районов и т. д.). Подобные элементы государственной власти характерны для унитарных государств. В государствах же с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти выделяют также региональную власть, т. е. власть субъектов федерации.