Вопрос 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
В отечественном правоведении и в законодательстве понятие “ответственность” долгое время использовалось для обозначения последствий правонарушения, состоящих в применении и реализации санкции нарушенной нормы права. В таком понимании ответственность исследуется в общей теории права и в ряде отраслевых наук, излагается в научных трудах и в учебной литературе. В том же смысле это понятие обычно используется в законодательстве и в практике применения к правонарушителям мер, предусмотренных санкциями правовых норм (уголовная, административная, дисциплинарная, имущественная ответственность). В конце 60-х годов в научных трудах появилось, а затем получило распространение другое понятие — понятие правовой позитивной ответственности, чаще всего толкуемое как синоним правомерности.
Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений.
Согласно статье 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Анализируя муниципальную ответственность, следует разграничить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления и ответственность самих органов местного самоуправления.
В зависимости от вида юридической ответственности можно выделить уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и муниципально-правовую ответственность. Названные виды юридической ответственности различаются следующими признаками.
Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей. Так, порядок привлечения к уголовной ответственности регулируется нормами уголовного права; к материальной — нормами трудового права и т. п.
Основания. Основанием любого вида юридической ответственности является правонарушение, но основанием уголовной ответственности является такая его разновидность, как преступление, гражданско-правовой — гражданско-правовой деликт, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, муниципаль-но-правовой — утрата доверия.
Шкала взысканий. За административный проступок могут быть наложены штраф, исправительные работы, административный арест и т. д.; за дисциплинарный проступок — выговор, строгий выговор и т. д., за гражданско-правовой деликт — пеня, возмещение вреда и т. д.
Порядок привлечения к ответственности. Уголовная ответственность налагается в судебном порядке.
Круг лиц или органов, налагающих взыскание. Уголовное наказание налагается только в судебном порядке; дисциплинарное взыскание налагается руководителем или вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом; административное взыскание налагается, например, административной комиссией, органами внутренних дел.
Форма правоприменительного акта. В уголовном праве это приговор, в административном — постановление, в гражданском — решение и т. д.
Перед кем наступает ответственность. Уголовная или административная ответственность наступает перед государством; муниципально-правовая — перед населением муниципального образования.
Нужно отметить, что особенности разных видов ответственности в юридической литературе освещаются достаточно хорошо. При решении вопросов о привлечении к ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц можно наглядно ощутить комплексную природу муниципального права как отрасли права.
Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является “самостоятельная и под свою ответственность” деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется населением в значительной мере через органы местного самоуправления. Поэтому важно, прежде всего, обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения – основного субъекта прав местного самоуправления. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепленные в законодательстве о местном самоуправлении. Организационный механизм осуществления норм муниципального права об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяет население муниципального образования в уставе муниципального образования.
Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Эта правовая категория – “утрата доверия населения” – является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.
Федеральный Закон не определяет порядка и условий ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования.
Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразных “мандат доверия” от населения на решение вопросов местного значения.
В статье 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Таким образом, при принятии устава муниципального образования непосредственно население или представительный орган местного самоуправления определяет формы ответственности выборных лиц и в том числе возможность и необходимость введения института отзыва депутата.
Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум; отзыв через эти институты муниципальной демократии населения выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования.
Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Процедурные вопросы назначения и проведения местного референдума определяются муниципальным образованием с учетом закона субъекта Российской Федерации о местном референдуме.
В уставах муниципальных образований процедура отзыва, как правило, отсутствует; этот вопрос должен регулироваться законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, в уставах муниципальных образований содержится бланкетная норма, отсылающая к закону субъекта Российской Федерации.
Введение института отзыва направлено на усиление связи выборного лица местного самоуправления с населением[164]. За небольшое время избирательной кампании не всегда бывает просто оценить деловые качества депутата. Кроме того, каче ства, необходимые для избрания, и качества, необходимые для принятия управленческого решения, — разные. Отзыв позволяет вносить достаточно оперативно коррективы в деятельность выборных лиц местного самоуправления. Такой механизм нужен, по своей природе он является достаточно демократичным.
В настоящее время в большинстве уставов городских и сельских муниципальных образований предусмотрен институт отзыва депутата и/или выборного должностного лица местного самоуправления. Следует отметить, что механизм отзыва выборного лица местного самоуправления детально разработан в законодательстве далеко не всех субъектов РФ. В уставах муниципальных образований также не регламентируется вся процедура отзыва депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица. Обычно в уставах муниципальных образований закрепляется, что основанием отзыва депутата является утрата доверия населением, выраженная на референдуме.
Основаниями отзыва депутатов являются:
• утрата доверия избирателей (Алтайский, Красноярский края. Белгородская область);
• совершение проступков, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);
• систематическое без уважительных причин невыполнение обязанностей, возложенных на депутата законом о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (Алтайский край);
• грубое нарушение выборным должностным лицом Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов, устава муниципального образования (Алтайский край)[165].
Инициатива об отзыве выборного лица местного самоуправления может исходить от граждан, проживающих на территории соответствующего округа (Воронежская, Белгородская области, Республика Хакасия, Алтайский, Красноярский края), депутатов представительного органа местного самоуправления (Республика Хакасия), избирательных объединений, выдвинувших данного депутата (Белгородская область. Алтайский, Красноярский края). Практически всегда инициатива об отзыве выборного лица местного самоуправления должна подтверждаться сбором подписей в ее поддержку.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в поддержку предложения об отзыве необходимо собрать:
• не менее 10% голосов от числа избирателей округа, в котором выборное лицо было избрано (Алтайский край);
• не менее одной десятой от числа избирателей соответствующего округа, зарегистрированных на момент избрания депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (Белгородская область);
• не менее 5% от общего числа граждан соответствующего округа, имеющих право участвовать в голосовании (Республика Хакасия, Воронежская область);
• не менее 1% избирателей соответствующего избирательного округа; однопроцентная норма может не соблюдаться, если предложение поддерживают не менее 5 тыс. избирателей соответствующего избирательного округа (Красноярский край).
Во всех рассматриваемых законах субъектов Российской Федерации оговариваются условия, при которых невозможно проведения голосования по отзыву депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления. Так, предложение о проведении голосования не может быть внесено ранее чем:
• через год (Республика Хакасия), 6 месяцев (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область) с момента избрания;
• через год (Воронежская область. Республика Хакасия, Алтайский край), 6 месяцев (Красноярский край, Белгородская область) с момента проведения голосования по отзыву, если в результате голосования выборное лицо сохранило свои полномочия.
Голосование не может быть проведено позднее чем за год (Республика Хакасия, Воронежская область), 9 месяцев (Алтайский край), 6 месяцев (Красноярский край. Белгородская область) до истечения срока полномочий.
В уставе муниципального образования могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые заменяют свою должность по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением, а перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и занимать свои интересы например, согласно федеральному закону “об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 16), глава муниципального образования может быть избран представительным органом, которому он подотчетен. Устав муниципального образования может предусмотреть основания и формы ответственности главы муниципального образования, который избран на свою должность представительным органом местного самоуправления.
В уставе муниципального образования могут бать закреплены также различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Федеральный Закон “об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусматривает, что подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований (ст. 16, 17)
Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизации, оказании ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.