Модель I. Вертикально-интегрированная модель (значительная степень централизации и государственного регулирования)
В Норвегии, Швеции, Финляндии продажа и покупка электрической энергии ведется через энергетическую биржу (ЭБ) — Северный пул, состоящий из оптового рынка (на сутки вперед), фьючерского рынка (на неделю вперед) и регулируемого рынка, которым управляет системный оператор — государственная сетевая энергокомпания - ЭК Statnett .
Все субъекты рынка имеют лицензию, обязывающую их работать в соответствии с указанием системного оператора. Государственная энергокомпания (ГЭК) составляет графики нагрузок своих агрегатов на получасовой основе с учетом заявок. Так как торговля ведется на конкурентном рынке с оценкой риска и про-
1 Workshop on the restructuring and privatisation of district heating and combined heat and power production in central and eastern Europe: towards local energy systems// WEC Group Central and Eastern Europe. -Ljubljana, 2002. -June.
гнозированием поведения конкурентов, осуществляется измерение перетоков энергии на рынке и установка соответствующих приборов в сети. Северный пул (оператор рынка) задает правила для конкурентного рынка, но рынком управляет Statnett. Цены на регулируемом рынке Statnett устанавливает каждый час и направляет данные Северному пулу, который использует их при оплате необъявленных перетоков электрической энергии. Поставщики и потребители взаимодействуют с оператором рынка — Северным пулом. Все поставщики и потребители электрической энергии участвуют в оперативном (суточном) и фьючерском (недельном) рынках. Рыночная цена определяется пересечением цена/объем для покупателей и продавцов. Никакие добавки к полученным ценам не вводятся .
Опыт Скандинавских стран свидетельствует о возможности создания рынка тепло-и электроэнергии без осуществления приватизации энергокомпаний. Генерирующие компании стали работать на рыночных принципах. Для выполнения своих обязательств генерирующим компаниям стало выгоднее покупать электроэнергию по низкой рыночной цене. В период же высоких цен на электроэнергию им выгоднее даже останавливать производство и не участвовать в торгах. В результате либерализации электроэнергетики в странах Скандинавии отмечена стабилизация цен на передачу и распределение электроэнергии, а также повышение эффективности работы сетевых компаний.
Во Франциисвободный доступ к выбору поставщика электроэнергии открыт с 1999г. Франция - наиболее зависимая от энергетики страна, где три четверти электроэнергии вырабатывается на АЭС. С начала 70-х годов XX в. в стране было построено и введено в эксплуатацию 59 реакторов. АЭС принадлежат компании EDF -национальной электроэнергетической компании Франции. Электроэнергия во Франции считается одной из самых дешёвых в Европе причём цена на электроэнергию для промышленности ниже. В сентябре 2001г. завершилось создание ядерного суперхолдинга Areva. Коммерческому подразделению комиссариата по атомной энергии Франции -государственной компании CEA-Industrie принадлежит 79% акций, ещё 5% - напрямую правительству Франции. Таким результатом завершилась проводимая в течение нескольких лет программа, нацеленная на усиление роли государства в атомной отрасли страны . Французский рынок электроэнергии является примером почти полной иерархии. Основной целью государственного регулирования является руководство отраслью.
3 Семенов В.А. Диспетчерское управление в условиях оптового рынка элктроэнергии. СПб.: ПЭИПК, 1998. 411,53 центов США/кВт.ч; более низкие цены только в Швеции - 10,12 центов США/кВт.ч и Финляндии -10,23 центов США.
5 Сошина В.В. Либерализация электроэнергетического рынка и развитие ядерной энергетики в зарубежных странах // Росэнергоатом, 2003.
Государство обладает сильными позициями в отрасли, поддерживая и усиливая её развитие, главным образом, в соответствии с политическими приоритетами, одним из которых является ядерная энергетика. При существующих условиях EDF является монополистом, и для вступления в рынок третьих участников нет возможности. Существующую систему можно назвать очень стабильной. Однако и во Франции ожидается развитие отрасли в сторону либерализуемой иерархии, включающей некоторую ценовую координацию. Предложение Франции о введении Единого закупщика, регулирующего всю международную торговлю внутри ЕС, может быть шагом в этом направлении. По заявлению правительства Франции, окончательный выбор в пользу либерализации электроэнергетического сектора страны будет сделан между 2007-2009 гг.
Модель II. Конкурентная модель: Англия и Уэльс
Великобритания (23% всей электроэнергии производится атомными
электростанциями) одной из первых либерализовала свою электроэнергетическую отрасль и является примером мягкого регулирования. Произведённая электроэнергия распределялась между 12 региональными правлениями, контролируемыми правительством страны, которые реализовывали её конечным потребителям.
При проведении реформы электроэнергетики в Великобритании было учтено, что электроэнергетика Англии находилась в государственной собственности. В 1989г. был принят основной закон отрасли - «Закон об энергоснабжении Англии и Уэльса» , в котором были чётко расписаны роли всех участников реформ. На государственном уровне был принят Системный Кодекс. Именно государственная собственность и контроль в электроэнергетике позволила проводить реформы, не оглядываясь на частных владельцев. Было признано целесообразным:
• выделить в отдельную энергокомпанию национальную электроэнергетическую сеть высокого напряжения совместно с диспетчерским управлением (National Grid);
• образовать несколько генерирующих компаний, обеспечивающих основные объёмы производства электроэнергии;
• приватизировать 12 распределительных энергокомпаний, обеспечивая оптовую закупку электроэнергии и продажу её потребителям;
• создать специальную структуру переходного периода, обслуживающую механизм продажи-покупки электроэнергии- Пул.
Вмарте 2001г. Пул был ликвидирован. Его заменило новое соглашение о продаже электроэнергии (New Electricity Trading Arrangements (NETA), в соответствии с которым было принято правило, что все сделки по купле-продаже электроэнергии должны производиться непосредственно между продавцом и покупателем и каждый участник сделки получает или платит взаимосогласованную цену. В результате в первый же год действия нового механизма ценообразования цены на электроэнергию в Англии и Уэльсе упали более чем на 30%.