Ирландский фашизм и его крах
Первая половина 30-х годов в Ирландии была отмечена также развитием фашистского движения «синерубашечников». В 1933—1934 гг. оно стало массовой силой, и его представители предприняли попытки захватить власть и установить в стране тоталитарную диктатуру континентального образца (чаще всего ирландские фашисты старались заимствовать «опыт» Муссолини и его приспешников). «Синерубашечники» действовали как наиболее откровенная, неприкрыто антинациональная агентура британских монополий в Ирландии.
Выступавшая против углубления национально-освободительного процесса ирландская реакция по-разному использовала «синие рубашки»: до 1933 г. преимущественно как охранные и штурмовые отряды при основной политической организации правых сил — партии Кумман на Гэл, затем с 1933 по осень 1934 г. в качестве авангарда и главной ударной силы. Вместе с тем лидеры правых неизменно заботились о том, чтобы не упускать возможность в случае необходимости вернуться на конституционную почву.
По своим масштабам и реальным возможностям претворить программу в жизнь «синие рубашки» уступали континентальному фашизму. Социальный диапазон «синих» был куда более узким: у них не было массовой опоры в лице основной части мелкой буржуазии и других промежуточных слоев. Продвижение Ирландии вперед по пути реализации программных установок Фианна фойл обещало этим слоям конкретные и вполне реальные социально-экономические выгоды; из них рекрутировалась новая национальная буржуазия.
Родоначальницей фашистского движения явилась созданная весной 1931 г. так называемая Ассоциация товарищей по оружию, насчитывавшая до 3 тыс. членов организация ветеранов армии и полиции. Во главе Ассоциации стоял бывший начальник военно-медицинской службы армии доминиона, брат убитого в 1927 г. вице-премьера, полковник О'Хиггинс. С ней были связаны влиятельнейшие члены кабинета Косгрейва Р.Мэлкахи (военный министр) и Э.Блитс (министр финансов).
«Ветераны» провозгласили своей целью «борьбу против распространения коммунизма». Их отряды оберегали предвыборные митинги Кумман на Гэл, нападали на собрания ее политических противников, на прогрессивные рабочие и мелкофермерские организации, совершали террористические акты. Подобного рода деятельность продолжалась и в 1932 г., т.е. после прихода к власти Фианна фойл, и вызвала одобрение английской реакционной прессы. «Ветеранов» с энтузиазмом приветствовала лондонская «Тайме». В ответ газета ИРА «ан облахт» («Республика») бросила клич. «Вернем доктора О'Хиггинса в его больницу!» Прогрессивные силы Ирландии с самого начала не строили себе иллюзий относительно подлинного характера и целей этой организации.
После повторного, на этот раз сокрушительного поражения реакционных сил на парламентских выборах начала 1933 г. отношение правых кругов к парламентаризму начало меняться. В партийном органе Кумман на Гэл газете «Юнайтед айришмен» появляется статья, отрицавшая буржуазную демократию и парламентаризм. Статью заключал призыв «покончить с грязным политиканством» путем создания в Ирландии «органического корпоративного государства фашистского типа». Весной 1933 г. Ассоциация товарищей по оружию избирает себе нового главу, прозванного «ирландским дуче», уволенного со своего поста правительством Де Валеры, бывшего начальника полиции доминиона генерала Эойна О'Даффи. Тогда же по предложению ярого фашиста майора К.Кронина «ветераны» оделись в синие рубашки. К этому времени их численность достигала уже нескольких десятков тысяч человек, главным образом за счет крупных фермеров и членов и семей, богатых торговцев, служащих и т.п.
С июля 1933 г. фашисты начинают именовать себя «национальной гвардией». Они объявляют «общенациональную кампанию» за привлечение в своп ряды максимального числа молодых ирландцев. В своих выступлениях их вожаки открыто провозглашают свое намерение в короткий срок установить в стране вариант фашистского государственного устройства, связывая это с «неспособностью» правительства Фианна фойл совладать с «нарастающей коммунистической угрозой», с его якобы «ведущим к экономическому и социальному хаосу» политическим курсом. У.Косгрейв и его единомышленники в ирландском Дойле развернули активную кампанию поддержки и пропаганды принципов «национальной гвардии».
С начала лета 1933 г. фашисты открыто, в большом числе, в форме, вооруженные различным оружием, выходят на улицы ирландских городов и сел, проводят шествия, парады, марши, совершают нападения на помещения прогрессивных организаций, осуществляют многочисленные террористические акты против их членов Активизация «синих рубашек» встречает решительный отпор со стороны бойцов Ирландской республиканской армии, тред-юнионистов, членов КПИ. Правительство до поры до времени активно не вмешивалось в конфликт. Однако оно проявило достаточную твердость, когда О'Даффи объявил о намерении провести 22 августа, в годовщину смерти М.Коллинза, в Дублине общеирландский смотр членов фашистской организации, под видом которого готовился заговор с целью захвата власти.
Компартия Ирландии обратилась с призывом к ирландскому народу остановить фашизм. Командование ИРА объявило мобилизацию всех своих сил и выразило твердую решимость силой подавить фашистский мятеж. В этих условиях правительство Де Валеры стянуло в столицу сильные контингенты полиции и войск, а затем запретило фашистский смотр. О'Даффи не рискнул принять вызов и отступил. Однако он приказал провести 20 августа фашистские парады по всей стране, обещая вывести на улицу 100 тыс. человек. Дальнейшее обернулось жалким фарсом. «Обещали поднять 100 тыс., а откликнулось в сто раз меньше, да и то очень тихо, либо рано утром, либо поздно вечером, на окраинах городов и деревень», — сообщала республиканская пресса. 22 августа правительство объявило «национальную гвардию» вне закона.
Сокрушительное поражение фашистов не помешало ирландской реакции поставить на «синюю карту» еще раз. В сентябре 1933 г. в Дублине было объявлено о создании новой политической организации — Партии объединенной Ирландии. В нее вошли Кумман на Гэл, недавно созданная кулацкая Партия центра и фашисты, именовавшие теперь свою лигу «Молодой Ирландией». Весьма характерной была программа новой партии. Провозглашалось, что она стремится к добровольному объединению всей Ирландии в «единое, независимое государство, являющееся без какого-либо ограничения национального суверенитета членом Британского Содружества». Предусматривались урегулирование «торговой войны» с Англией путем прямых переговоров, отмена перевода в Англию земельных выплат и их общее сокращение вдвое, эффективное с помощью государства развитие промышленности и сельского хозяйства. Все это свидетельствовало о том, что в середине 30-х годов началось сближение платформ обеих основных группировок ирландской буржуазии. Благодаря самоотверженным усилиям ирландского народа возврат на позиции Договора 1921 г. стал немыслимым. Вместе с тем в программе имелось, хотя и довольно туманное, упоминание о корпоративной системе, использование которой могло якобы избавить Ирландию от «крайностей» капитализма и социализма.
«Синерубашечники» заняли ведущее положение в новой партии. Ее лидером стал Э.О'Даффи. Но правобуржуазные круги и в этих условиях оставили лазейку для того, чтобы отмежеваться от «синих рубашек». «Молодая Ирландия» входила в новое политическое объединение на автономных началах; ее члены автоматически становились членами более широкого, общего целого, но отнюдь не наоборот.
Весь промежуток времени до осени 1934 г. был заполнен активной борьбой ирландского народа против фашистской угрозы. В жарких схватках на улицах и площадях ирландских городов и деревень, на сельских дорогах, где нередко применялось огнестрельное оружие, в большинстве случаев верх брали защитники демократии. Очень большую роль в искоренении фашизма сыграла ИРА — массовая военная организация, способная и стремившаяся предпринять эффективные и решительные действия против врагов демократии и национального дела. В первых рядах бойцов-антифашистов были ирландские коммунисты. В гуще схваток и на страницах газеты «Айриш уоркерс войс» они самоотверженно боролись с этой наиболее опасной в то время угрозой. КПИ явилась инициатором создания Антифашистской лиги, в которой рука об руку выступали коммунисты, тред-юнионисты, республиканцы, члены Фианна фойл.
Что же касается правительства, то оно стремилось не допустить чрезмерного обострения ситуации, оставить за собой возможность сказать решающее слово. Оно «дозировало» репрессивные акции против «синерубашечников», перемежая их с мерами против ИРА и прогрессивных организаций рабочего класса. Однако в конце лета—начале осени 1934 г., когда крупные фермеры-«синерубашечники» на юго-востоке Ирландии попытались организовать широкое антиправительственное выступление под флагом отказа от внесения земельных выплат в государственную казну и практически взяли в осаду столицу региона Корк, правительство подавило мятеж вооруженной силой.
В ходе этих событий, когда поражение «синих» не вызывало сомнений, Косгрейв и его единомышленники поспешили отмежеваться от «одержимого» О'Даффи. Последний был отстранен от лидерства партии и выдворен из ее центрального совета. Фашистская организация была вновь поставлена вне закона, и на этот раз уже не было сделано попытки возродить ее под новым именем. Правительство проявляло готовность пойти на мировую с потерпевшим поражение противником. Уже в декабре 1934 г. были выпущены на свободу 115 принимавших участие в антиправительственных выступлениях фашистов. Вскоре «синерубашечникам» были возвращены находившиеся некоторое время под секвестром государственные пенсии. Со своей стороны Объединенная партия (с середины 30-х годов ее стали называть по-ирландски — Фине гэл; это название вторая партия ирландской буржуазии носит и по сей день) всеми средствами начала открещиваться от своего недавнего прошлого, делать вид, что ей незнаком синий цвет.
Всесторонняя, самоотверженная поддержка ирландского народа позволила национально-буржуазному правительству Де Валеры удержаться у власти и ликвидировать фашистскую опасность.