Пути развития внешней торговли России
Экспортв 2013 - 2014 гг. будет находиться в диапазоне 527-565 млрд. долларов США. При этом физический рост экспорта в 2012-2014 гг. будет составлять около 2% в год. Значительно увеличится к 2014 году по сравнению с 2010 годом экспорт машин и оборудования, продукции химической промышленности, древесины и продовольствия.
Номинальный экспорт товаров топливно-энергетического комплекса при значительном росте цен в 2011 году и росте физических объемов на 1-2% в 2011-2014 гг. к 2014 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 35,8%, однако удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре российского экспорта к 2014 году прогнозируется ниже уровня 2010 года (62,4% против 64,5% в 2010 году) [9].
Доля продукции химической промышленности в структуре экспорта увеличится с 6,3% в 2011 году до 7,2% в 2014 году, машин, оборудования и транспортных средств – с 5,9% до 7,2%, доля металлов и изделий из них сохранится на уровне 10 процентов.
Импорт товаров прогнозируется в 2014 году на уровне 486 млрд. долл. США (увеличение почти в 2 раза по отношению к уровню 2010 года). В прогнозный период прирост импорта будет замедляться с 17% в 2012 году до 9% в 2014 году, при этом физический прирост импорта также замедлится с 14% до 8% в год, рост цен ожидается на уровне 2 процентов.
Физический темп роста потребительского импорта замедлится, начиная с 2011 года, с 18,1% до 2,5% в 2014 году, при этом в структуре импорта доля потребительской продукции снизится с 45,4% в 2010 году до 36,3% в 2014 году [9].
В 2013-2014 гг. рост импорта будет связан главным образом с ростом спроса на инвестиционные товары и товары промежуточного потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет до 30,4% в 2014 году. В товарной структуре импорта возрастет доля машин, оборудования и транспортных средств. Она увеличится до 52,3% в 2014 году. В стоимостном выражении объем импорта данной группы к 2014 году будет примерно в 2,4 раза выше уровня 2010 года. Несмотря на увеличение стоимости других товарных групп, их доли к 2014 году снизятся по сравнению с 2010 годом.
Географическая направленность внешней торговли существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны ЕС (Германия, Нидерланды, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан).
Крупнейшим торговым партнером России будет оставаться Европейский Союз, на долю которого приходится половина товарооборота России. Среди торговых партнеров ЕС Россия устойчиво занимает 3-е место (после США и Китая).
В основе торгово-инвестиционного взаимодействия между Россией и ЕС лежит взаимодополняемость их экономик и обусловленная этим взаимная заинтересованность сторон в использовании конкурентных преимуществ друг друга для усиления своих позиций в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке. Под влиянием последнего мирового финансово-экономического кризиса расширился круг возможных направлений экономического сотрудничества (в преодолении негативных последствий кризиса, выработке подходов к реформированию мировой валютно-финансовой системы).
До настоящего времени наиболее важным и перспективным для обеих сторон было развитие энергетического диалога. Перспективы в этой сфере представляются обнадеживающими.
Перспективы развития торгово-экономических отношений стран Содружества представляются в целом благоприятными. В прогнозный период двусторонние связи России со странами СНГ в торгово-экономической области будут определяться, с одной стороны, сложившейся структурой товарооборота, взаимодополняемостью экономик, с другой, – совокупным спросом на товары взаимной торговли в условиях сохраняющихся проблем в мировой экономике и финансах.
В прогнозный период на стоимостные объемы российского экспорта позитивное влияние будет оказывать благоприятная конъюнктура мирового рынка энергоресурсов, металлов, минеральных удобрений.
Экспорт из России по-прежнему будет превышать импорт, что приведет к дальнейшему росту сальдо торгового баланса со странами СНГ.
В целом структура внешней торговли России со странами СНГ в прогнозный период существенно не изменится, но в отличие от торговли со странами дальнего зарубежья будет более диверсифицирована. Наряду с продукцией топливно-энергетического комплекса (примерно половина от общего объема российского экспорта в страны СНГ) основными экспортными товарными позициями будут машины и оборудование, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности.
Спрос на российскую продукцию машиностроения позволит довольно значительно увеличить стоимостные объемы экспорта машин, оборудования и транспортных средств по сравнению с предкризисным 2008 годом. Основными потребителями российской продукции машиностроения и металлургического комплекса среди стран СНГ являются Белоруссия, Украина и Казахстан.
Увеличится доля в экспорте продукции химической промышленности при одновременном снижении доли этой группы в импорте. Наряду с этим государства Содружества остаются важным рынком для российских продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, одновременно Россия будет главным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции для стран СНГ.
В среднесрочной перспективе дополнительный импульс росту объемов торговли России со странами СНГ и взаимного товарообмена придадут такие интеграционные инициативы как завершение создания зоны свободной торговли и формирование Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана с возможным присоединением других государств-участников СНГ.
Переход на более высокие ступени интеграции в рамках Таможенного союза, в частности, к согласованной внешнеторговой политике и единой системе таможенного администрирования также является существенным фактором и для стабильного роста взаимного товарообмена.
Продолжится сотрудничество в топливно-энергетической сфере в части упорядочения поставок нефтегазового сырья в Украину и Белоруссию, углубление отраслевой специализации на основе разработки и принятия совместных программ в таких областях как энергетика (атомная и гидроэнергетика), нефтегазовый комплекс, включая модернизацию и расширение систем транспортировки углеводородов, развитие транспортно-транзитных систем и коридоров, систем связи и телекоммуникаций, энергосистем и других.
Позитивная динамика развития будет сопровождаться укреплением торгово-инвестиционных связей в регионе. Значительные перспективы роста товарооборота связаны с реализацией инвестиционных проектов по развитию топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, в машиностроении и других отраслях. Так, в двустороннем формате предполагается дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество по следующим направлениям: в нефтегазодобывающих отраслях (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), в расширении и строительстве новых генерирующих мощностей в атомной энергетике (Армения, Белоруссия), гидроэнергетике (Армения, Киргизстан, Таджикистан), развитии железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, строительстве заправочных станций, развитии сотовой связи и других.
Важным направлением сотрудничества является содействие России в модернизации экономик стран СНГ через научно-техническую кооперацию, экспорт инвестиций и высоких технологий, развертывание на их территории новых производств на базе приобретенных активов и в форме совместных предприятий. Технологическая совместимость, преемственность национальных особенностей и условий ведения бизнеса, схожие требования к кадровому потенциалу выступают существенными факторами для расширения экономического присутствия российских компаний в СНГ, несмотря на все более острую конкуренцию со стороны третьих стран.
Наряду со значимыми интеграционными проектами в России и Казахстане на рассмотрении в Евразийском банке развития (ЕАБР) проекты на территориях его новых участников (акционеров): в Армении (на сумму 500 млн. долл. США) и Белоруссии (на 1500 млн. долларов). Финансирование ряда из них предполагается начать в ближайшее время, что будет способствовать увеличению спроса на готовые изделия и комплектующие от российских производителей. В ближайших планах ЕАБР также вопросы расширения торгового финансирования малого и среднего бизнеса с целью увеличения приграничной торговли между странами Таможенного союза. Выполняя функции Управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС, Евразийский банк развития проводит подготовку необходимых для рассмотрения Советом Антикризисного фонда документов по инвестиционным проектам на общую сумму более 685 млн. долларов США с объемом кредитной поддержки порядка 530 млн. долларов.
Заключение
В декабре 2011 года закончился восемнадцатилетний период присоединения России к ВТО.
Условия, которые были согласованы российскими переговорщиками со странами-членами рабочей группы, являются в целом вполне приемлемыми для страны и ее хозяйствующих субъектов. Так, несмотря на то, что окончательный уровень связывания на ряд товаров установится в день присоединения, для «чувствительных» товаров определены переходные периоды, которые призваны позволить производителям адаптироваться к новым условиям функционирования.
В части экспортных пошлин механизм их расчета становится более прозрачным и предсказуемым.
При этом практически вдвое сократился список товаров, по которым возможно применение данного инструмента торговой политики. Для ряда товаров ставки пошлин четко зафиксированы. Для других прописаны формулы, учитывающие колебания мировых цен.
Применительно к последствиям тарифной либерализации потенциальная угроза сопряжена с определенными потерями в доходной части государственного бюджета Российской Федерации.
Вместе с тем, более вероятным представляется рост соответствующих поступлений в связи с ростом деловой активности в сфере внешнеэкономической деятельности и повышением уровня собираемости пошлин. Логика подобного предположения состоит в том, что в новых условиях компаниям будет проще заплатить пошлины по действующим ставкам, чем искать и использовать разного рода «серые» схемы.
Несмотря на серьезный переходный период, предусмотренный для либерализации доступа на рынок легковых автомобилей и даже довольно значительную (15%) ставку пошлины по его завершении, ряд отечественных автопроизводителей опасаются серьезных проблем, связанных с ростом конкуренции.
Кроме того, правительство страны не сможет применять ряд субсидий, аналогичных программе утилизации, существовавшей в России в период экономического кризиса. Однако неучастие страны в соглашении по правительственным закупкам открывает дополнительные возможности поддержки отечественных автопроизводителей. Предполагается также, что довольно высокий уровень защиты рынка в переходный период будет способствовать дальнейшему расширению масштабов деятельности сборочных производств иностранных компаний на территории России.
В сфере сельского хозяйства на ряд «чувствительных» товаров также предусмотрены значительные переходные периоды. Для некоторых видов продукции будут действовать тарифные квоты.
Экспортные субсидии для сельхозпроизводителей России не разрешены, что, в целом, соответствует общему настрою, который можно наблюдать в рамках Дохийского раунда: страны, использующие эти субсидии в настоящее время, в принципе согласились принять на себя обязательства по их отмене с 2013. Что касается мер внутренней поддержки, то правительству России потребуется довольно серьезная «домашняя работа», связанная с ее перераспределением по «корзинам» таким образом, чтобы она не входила в противоречие с обязательствами страны. Предполагается, что в случае грамотного регулирования в сельскохозяйственной отрасли и облегчения доступа на внешние рынки отечественных производителей, положительные последствия от присоединения перекроют возможные негативные эффекты от открытия внутреннего рынка.
После присоединения к ВТО Россия сохранила возможность регулировать тарифы на электроэнергию и газ, предназначенные для населения страны. Что касается промышленных предприятий, то продажи им энергоносителей должны быть прибыльными для компаний-поставщиков, что вполне логично.
Потенциальные негативные последствия для сектора могут возникнуть в отношении перспектив создания нефтехимических кластеров на территории России, так как возрастающая конкуренция со стороны иностранной продукции будет способствовать вытеснению с рынка ряда отечественных производителей.
В сфере услуг Россия приняла обязательства в 116 подсекторах. При этом во многих из них предусмотрены изъятия, либо из национального режима, либо из режима наиболее благоприятствуемой нации. В очень узком количестве секторов Россия взяла на себя дополнительные обязательства. Предполагается, что присоединение к ВТО не принесет серьезных негативных последствий для отечественных поставщиков услуг.
В ходе переговорного процесса по присоединению к ВТО в России проходили серьезные внутренние реформы, связанные с приведением отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации. Теперь правительству страны предстоит еще большая работа по реформированию, созданию и укреплению институтов, которые будут полезны для усиления положительных эффектов от членства России в ВТО.
Обязательства по присоединению России к ВТО, как и любой страны, сложны и многообразны.
Присоединение чревато как плюсами, так и минусами для ее хозяйствующих субъектов. Максимизация плюсов и минимизация минусов может быть достигнута путем проведения грамотной экономической политики и выстраиванием должной институциональной структуры, позволяющей оперативно и должным образом реагировать на новые вызовы. Со своей стороны хозяйствующие субъекты должны действовать по принципу «на государство надейся, да сам не плошай».
Список литературы
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" С изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г. // http://base.garant.ru/12133486/1/#block_100
2. Белова Ю.А., Подзоров Н.Г. Государственное регулирование развития конкурентоспособности продовольственных товаров в России. – М.: зерцало, 2011. – 208 с.
3. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. – М.: Юрайт, 2013. – 369 с.
4. Всемирная торговая организация. Что ждет Россию. Мировой опыт. – М., 2012. – 76 с.
5. Вступление в ВТО: Подсчитали, прослезились // http:// www.svpressa.ru
6. Евсеев В. Присоединение к ВТО: влияние на Россию // www.usrf.ru
7. Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации // http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf
8. Присоединение России к ВТО: основные обязательства, возможные последствия//http://www.intracen.org/uploadedFiles/Russia%20WTO%20Accession%20commitments%20paper%20-%20Russian.pdf
9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов // http://www.sizev.ru/prognozy_i_plany/prognoz_razvitiya_rf_na_2012_2014gminekonomrazvitiya/
10. Радужные перспективы ВТО // http:// www.stop–vto.ru
11. Российский АПК – 2012: рекорды, новые перспективы и новые угрозы // http:// www.ria.ru
12. Спасение АПК России после присоединения к ВТО // http:// www.agroobzor.ru
13. Халевинская Е. Д., Вавилова Е. В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – М.: Магистр, 2013. – 211 с.
14. Чернышева Н. А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. – М.: МГИМО-Университет, 2012. – 69 с.
15. Шорников А. В. ВТОржение в Россию: последствия для бизнеса. – М.: Вершина, 2012. – 156 с.