Методические указания по подготовке семинарских занятий для студентов
На третьем курсе дневной формы обучения студенты юридического факультета изучают семейное право. По учебному плану наряду с лекционным курсом предусмотрены семинарские и практические занятия по темам, глубокое изучение которых имеет не только теоретическое, но также важное практическое значение, способствует формированию навыков правоприменительной и правоохранительной деятельности юриста.
Основное назначение практических занятий по семейному праву заключается в том, чтобы помочь студентам глубоко изучить теоретические положения по заданной теме, хорошо уяснить содержание соответствующих норм семейного законодательства и практику их применения. Кроме того, в ходе практических занятий выясняется степень усвоения студентами изучаемого материала, качественный уровень их знаний, добросовестность отношения к самостоятельной работе над темой. Таким образом, практические занятия выполняют также важную контрольную функцию в учебном процессе.
В период изучения курса студентам следует осуществлять подготовку к семинарским занятиям на основе конспектов лекций по изучаемому курсу, основных нормативно-правовых актов, судебных постановлений, рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студентов своевременно, но не позднее пяти дней до дня проведения семинара. Семинар проводится не ранее 5-6 дней после прочтения лекции по теме семинара. Указанное время позволяет студенту ознакомиться с планом семинара, изучить нормативные правовые акты, законспектировать рекомендованную учебную и специальную литературу.
В ряде семинаров рекомендуется написание рефератов и подготовка докладов. Темы рефератов и докладов посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросов. Тема реферата или доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополняют содержание основных учебных вопросов, либо посвящаются обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов.
Преподаватель оказывает содействие и помощь студентам при подготовке к семинару. Основные методические советы и рекомендации по изучению темы даются на лекции, в том числе как подойти к изучению литературы, на что обратить особое внимание, какие нормативные акты являются базовыми и т.д. В том числе, преподаватель организует еженедельные консультации для того, чтобы студенты могли задать вопросы или обратиться за помощью при изучении отдельных вопросов темы семинара.
Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками.
Обсуждение вопросов, выносимых на семинар, происходит под руководством преподавателя. При ответах рекомендуется делать ссылки на соответствующие положения нормативно-правовых актов, разъяснения высших судебных инстанций, касающихся проблем семинара.
Каждая высказанная точка зрения должна быть обоснована студентом. Студенту могут быть заданы вопросы по варианту его решения задачи, на которые должны быть даны ответы. Возможна дискуссия при решении задачи.
Студенты при ответах могут пользоваться лекциями, конспектами, подготовленными ими в рамках подготовки к семинару, а также учебными пособиями и дополнительной литературой. При этом необходимо понимать, что дословное цитирование указанных источников не обязательно, приоритет следует отдавать свободному пересказу ранее прочитанного материала, который сопровождается собственными анализом и оценками соответствующих правовых явлений.
К каждой теме семинара может быть предложена рекомендуемая литература (правовые источники, судебные акты, научные публикации, статьи, монографии и др.). Необходимо отметить, что правовые акты являются обязательными для подготовки конкретных тем.
Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине. При изучении дисциплины студенты обязаны применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам содержащим историю развития, становления и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что имеющаяся учебная литература по настоящей дисциплине иногда отстает от изменений и дополнений действующего законодательства. Студент при ответе на вопросы не вправе ссылаться на литературу, если она основана на недействующем законодательстве. Таким образом, учебный материал необходимо корректировать в свете новых правовых актов, принятых после издания учебника или учебного процесса.
В списке рекомендуемых нормативных правовых актов указаны акты в редакции на дату составления настоящего учебно-методического комплекса, поэтому преподаватель должен отслеживать изменения в законодательстве по изучаемой дисциплине и доводить такие изменения до сведений студентов. Однако это не освобождает студента от обязанности самостоятельного поиска действующей редакции закона или иного нормативного правового акта на момент подготовки к семинару и решения конкретной задачи.
При поиске нормативно-правовых актов студенту следует ориентироваться на официальные источники их опубликования - Собрание законодательства РФ, Российская газета. Однако надо иметь в виду, что при изучении отдельных тем рекомендованы акты, которые могли быть приняты до принятия вышеуказанных закона и указа, поэтому следует применять Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ. Также студентам рекомендуется использование широко распространенных электронных баз правовых данных - «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.д. Электронные базы правовых данных имеются в библиотеках, в зале кодификации юридического факультета, распространяются на коммерческой основе, а также частично представлены в сети Интернет.
При подготовке к семинару студент должен уметь самостоятельно выявлять и использовать новые публикации, которые появились после даты составления настоящего учебно-методического комплекса. Широкий круг возможности в поиске новейших публикаций по темам настоящего курса дает Интернет.
Успешность освоения учебного курса непосредственно зависит от умения студента самостоятельно работать с основной и дополнительной учебной литературой, нормативными актами и научными публикациями.
Дополнительная литература может быть рекомендована преподавателем в ходе семинарских занятий.
Традиционный подход, основанный на передаче знаний от преподавателя к студентам путем лекций и семинаров, становится недостаточно эффективным, поэтому следует делать акцент на развитии творческого мышления студентов, на активизацию их познавательной деятельности и применять нетрадиционные методы обучения: решение практических задач, круглые столы, дискуссии, рефераты, доклады, ситуационные игры, экспресс-опрос.
По ряду тем, связанных с изучением вопросов, не имеющих однозначного решения в юридической науке и судебной практике, предполагается проведение групповых дискуссий. Использование этого методического средства обучения позволяет не только выявить мнение аудитории, но также способствует формированию у студентов навыков ведения дискуссии, поиска доводов в поддержку выдвигаемых суждений и построения логической аргументации.
В качестве самостоятельной работы предполагается выполнение студентами индивидуальных заданий в виде составления одного из возможных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, судебное решение) по некоторым разделам курса. Составляемый студентом документ должен отвечать требованиям действующего законодательства. Такие письменные задания ориентированы на лучшее усвоение учебного материала, который после прочтения письменно закрепляется студентом. Такая форма самостоятельной работы делает процесс обучения более осмысленным, интересным, разнообразным и является необходимым условием для формирования у студентов более четкого представления о будущей работе по специальности.
На занятиях студенты решают задачи и выполняют задания, содержащиеся в методических указаниях к изучаемой теме. Задача представляет собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм права. При ее решении студент должен дать анализ фактических обстоятельств, изложенных в задаче. Эти обстоятельства предполагаются установленными, поэтому, формулируя решение, нужно исходить только из них. В учебных целях допускается в качестве варианта привнести в содержание задачи новые фактические обстоятельства или изменить какое-либо из содержащихся в ней условий. Но это уже будет вариант задачи, и решение его будет иным.
В ходе решения задачи на основе анализа фактических обстоятельств студент должен дать им юридическую оценку, правильно квалифицировать, определить правовые нормы, на основе которых надлежит решить спор, правильно их истолковать и юридически грамотно сформулировать решение данного казуса. Одновременно с этим следует рассмотреть связанные с содержанием задачи теоретические положения семейного права, объясняющие природу спорного отношения, способы и механизм воздействия на него правовых средств, порядок их применения и т. д.
В процессе подготовки к практическим занятиям студентам необходимо решать задачи письменнов особой тетради. Решение должно содержать краткое изложение сущности спора, юридическую квалификацию спорного правоотношения, оценку доводов сторон и их представителей, обоснование применения правовых норм, в соответствии с которыми надлежит разрешить спор. Решение задачи следует формулировать в виде мотивировочной и резолютивной частей решения (постановления) суда, заключения юрисконсульта.
На практических занятиях от студента требуется кратко изложить фактические обстоятельства спора, определить природу правоотношения, из которого возник спор, умение обосновать применение правовых норм, в соответствии с которыми его следует разрешить.
По отдельным темам семинара может быть проведен круглый стол. Как правило, круглый стол проводится по спорным вопросам, имеющим практическую значимость для правовой действительности и интерес для науки, а также широко освещаемые в средствах массовой информации и вызывающих особый общественно-политический интерес. К круглому столу несколько студентов по желанию или по выбору преподавателя готовят выступления по различным аспектам выбранной темы. При подготовке студентам рекомендуется дополнительная литература. В участии круглого стола и обсуждении темы принимают участие все студенты группы, поэтому преподаватель предлагает всем студентам заранее познакомиться с наиболее интересными материалами темы круглого стола. Ведущим круглого стола может быть как преподаватель так и студент. Ведущий круглого стола дает каждому выступающему 7-10 минут для доклада. Затем задаются вопросы участниками круглого стола, при этом время для вопросов следует ограничить 10 минутами. После запланированных выступлений ведущий круглого стола должен предоставить слово всем желающим. В конце работы круглого стола преподаватель подводит краткий итог.
Кроме того, по некоторым ситуациям студентам предлагается проведение учебных судебных процессов как разновидности ролевой игры. Учебный процесс по делам, вытекающим из семейно-правовых споров, позволяет глубже изучить институты семейного права, получить навыки применения норм действующего законодательства на практике и навыки публичного выступления, а также стимулирует студентов к ответственному отношению к изучаемой дисциплине.
Так, проводится судебное заседание суда по конкретной теме, предложенной преподавателем в соответствии с учебным планом. Судебное заседание проводится в строгом соответствии с процедурой установленной нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с применением иных действующих правовых норм. Рекомендуемые для ситуационной игры документы обязаны изучить студенты группы, в том числе и не принимающие непосредственного участия в судебном заседании. Предмет ситуационной игры и ответственные за ее подготовку определяются преподавателем, который также предлагает студентам примерный план проведения ситуационной игры. Студенты самостоятельно выбирают представителей сторон, судью, специалистов, представителей органов государственной власти, судебных приставов других лиц, принимающих участие в судебном заседании. Итогом ситуационной игры является принятие итогового решения судом по конкретному спору (делу) в сфере семейных отношений.
При подготовке к занятиям по всем темам рекомендуется использование следующих учебников, учебных пособий и комментариев:
1.Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 1996.
2.Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право.Учебник. М.,1974.
3.Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.,2001.Т.З.
4.Загоровский И.А. Курс семейного права. Одесса.,1902.
5.Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Часть 3: Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности. Семейное право. Наследственное право. Л.,1965.
6.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М.,1996.
7.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.,1997.
8.Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.,1985.
9.Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.,1998.
10.Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.,2000.
11.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.,1999.
12.Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М.,1982.