Государственные органы и органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Согласно действующему законодательству вопросами охраны окру­жающей среды управомочен заниматься целый ряд государствен­ных и му­ниципальных органов. Во избежание подмены и дублирования их друг другом Федеральный закон об охране окружающей среды определяет и за­крепляет за каждым из них круг вопросов, которые они могут и должны решать, дополняя друг друга.

Полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окру­жаю­щей среды, распределяются между федеральными орга­нами госу­дарственной власти – законодательные органы; федеральными орга­нами исполнительной власти – исполнительно-распорядительные орга­ны; органами государственной власти и управления субъектов Феде­рации и органами местного самоуправления. В соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 5) к пол­номочиям органов госу­дарственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- обеспечение проведения федеральной политики в области экологиче­ского развития РФ;

- разработка и издание федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

- разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных про­грамм в области экологического РФ;

- объявление и установление правового статуса и режима зон экологиче­ского бедствия на территории РФ;

- координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

- установление порядка осуществления государственного мониторин­га окружающей среды (государственного экологического монито­рин­га), фор­мирование государственной системы наблюдений за состоянием окружаю­щей среды и обеспечение функционирования такой системы;

- установление порядка осуществления государственного контроля в об­ласти охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяй­ственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ;

- установление федеральных органов исполнительной власти, осуществ­ляющих государственное управление в области охраны окружающей сре­ды.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти РФ в об­ласти охраны окружающей среды относятся такие, как:

- установление порядка обращения с радиоактивными и опасными отхо­дами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

- установление требований в области охраны окружающей среды, разра­ботка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нор­мативных документов в области охраны окружающей среды;

- установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отхо­дов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- организация и проведение государственной экологической экспер­тизы;

- взаимодействие с субъектами Федерации по вопросам охраны окру­жающей среды; ряд других.

Согласно Закону к полномочиям органов государственной власти субъек­тов Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъектов Федерации с учетом географических, природ­ных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Федерации;

- участие в разработке федеральной политики в области экологи­ческого развития РФ и соответствующих программ;

- реализация федеральной политики в области экологического развития РФ на территориях субъектов Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенно­стей;

- разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны окружающей среды с учетом гео­графических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

- разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже уста­новленных на федеральном уровне;

- разработка, утверждение и реализация целевых программ в области ох­раны окружающей среды субъектов Федерации;

- осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъ­ектов Федерации и др.

Что же касается полномочий федеральных органов исполни­тель­ной власти и органов управления субъектов Федерации в области охраны окру­жающей среды, то Закон об охране окружающей среды устанавливает (ст. 8) следующее:

1) государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполно­моченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ;

2) органы государственной власти субъектов Федерации, осуществ­ляющие государственное управление в области охраны окружаю­щей сре­ды, определяются субъектами Федерации.

Аналогично со ссылкой на действующее законодательство в Законе ре­шается также вопрос о полномочиях органов местного самоуправления и управления в области охраны окружающей среды, осуществляемого органа­ми местного самоуправления.

Статьи 7 и 10 Закона, посвященные решению данного вопроса, соот­ветственно гласят:

1) полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соот­ветствии с федеральными законами;

2) управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, уставами муници­пальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между различными государственными органами, в ча­стности, между законодательными органами разных уровней – на уровне Феде­рации и субъектов Федерации, а также между федеральными органами испол­нительной власти и органами испол­нительной власти субъектов Федерации осу­ществляется с помощью конс­ти­туционных и обычных федеральных законов, с помощью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации) и соглашений между федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

4.4. Права и обязанности граждан, общественных и иных неком­мерческих объединений в области охраны окружающей среды

Конституция РФ устанавливает, что «каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду», на полную и достоверную о ней информа­цию, а также на возмещение ущерба, причиненного его здо­ровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В пла­не конкретизации данного конституционного положения и дета­лизации мер, направленных на его реализацию, равно как и права граждан в области охраны окружающей среды, текущее экологическое законода­тельство закреп­ляет за гражданами РФ до­вольно широкий круг конк­рет­ных прав и обязанностей. Среди прав граждан Закон выделяет следующие права:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммер­ческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окру­жающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным ли­цам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шест­виях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референ­думах по во­просам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законода­тельству РФ акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, орга­нам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ­ственной власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправ­ления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложе­ниями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевремен­ные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, а также осуществлять другие предусмотренные законодательством права (Закон об охране окружающей среды, ч. 2 ст. 11).

В числе обязанностей Закон устанавливает обязанность сохра­нять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства в данной сфере.

Наряду с правами и обязанностями граждан в области охраны окру­жающей среды в законодательном порядке закрепляются также соответст­вующие права и обязанности общественных и иных неком­мер­ческих объе­динений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. В частности, Закон устанав­ливает, что они имеют следующие права:

1) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защи­щать права и законные интересы граждан в области охраны окру­жаю­щей среды, при­влекать на добровольной основе граждан к осу­щест­влению деятельности в области охраны окружающей среды;

2) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, орга­нам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

3) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в ука­занных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охра­ны окружающей среды и об обсуждении проектов, касаю­щих­ся охра­ны окружающей среды;

4) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ­ственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуп­рав­ления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей сре­де, жизни, здоровью и имуществу граждан;

5) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

6) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ­ственной власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуп­равления и иные организации с жалобами, заявлениями, иска­ми и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей сре­ды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать уг­розу жизни, здоровью и имуществу граждан;

8) организовывать и проводить в установленном порядке общест­вен­ную экологическую экспертизу;

9) рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

10) предъявлять в суды иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и др. (ст. 12).

Осуществляя свою деятельность в области охраны окружаю­щей среды и реализуя при этом свои соответствующие права, общест­вен­ные и иные некоммерческие объединения обязаны соблюдать в данной области зако­нодательно закрепленные требования.

Наши рекомендации