Тема 4. Понятие и основы конституционного строя РФ
Фронтальный опрос. Необходимые сведения: конституция, конституционализм, конституционное законодательство, предмет конституционного права, метод конституционного права, основы конституционного строя, представительная и непосредственная демократия, разделение властей, суверенитет, светское государство, федерализм, политический плюрализм, верховенство права, легитимность.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Раскройте сущность конституционного определения России как правового государства. Назовите главные отличительные черты правового государства от обычного.
2. Сформулируйте основные принципы правового государства. Назовите типы правовых систем, существование которых не требовало бы наличия законов, права.
3. Сделайте сравнительный анализ содержания ст. 1 и ст. 5 Конституции РФ и покажите их сходство и различие.
4. Назовите и раскройте основные признаки федерального устройства государства. Покажите отличие федерации от конфедерации.
5. Докажите верность, обоснованность утверждения п. 1 ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия является демократическим государством.
6. Раскройте сущность ст. 2 Конституции РФ, гласящей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества.
7. Как вы понимаете утверждение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Соответствует ли это действительности?
8. Как вы считаете, почему государство обязано обеспечивать надежную социально-правовую защиту своих граждан; ответ обоснуйте фактическими данными, примерами.
9. Раскройте содержание государственного и национального суверенитета, укажите, в чем состоит различие между ними. Как вы понимаете сущность принципов территориального верховенства и нерушимости государственных границ?
10. Что означает осуществление власти народа непосредственно? В каких формах оно может реализовываться?
11. Раскройте содержание п. 4 ст. 3 Конституции РФ, гласящего, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Не является ли заявление Государственной Думы РФ о необходимости перераспределения объема полномочий покушением на захват власти или присвоение властных полномочий?
12. Как надлежит понимать содержание федеративного устройства России при наличии специальных договоров о взаимоотношениях с отдельными ее субъектами?
13. Что понимается под предметом ведения органов государственной власти?
14. Что следует понимать под государственной целостностью?
15. Раскройте механизм обеспечения верховенства закона на территории Российской Федерации. Правомерно ли применение мер принуждения в цепях обеспечения верховенства закона и целостности России?
16. Как вы понимаете принцип обеспечения верховенства закона на всей территории России при наличии в ее составе республик, имеющих свои конституции?
17. Как надлежит понимать содержание п. 3 ст. 6 Конституции РФ, провозглашающего, что «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»?
18. Как вы понимаете сущность ст. 7 Конституции о том, что «Российская Федерация—социальное государство». Обеспечивает ли государство гражданам реализацию права на достойную жизнь и свободное развитие человека?
19. Ст. 8 Конституции РФ провозглашает, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Как реально обстоит
дело в этой области?
20. Докажите наличие разделения властей в Российской Федерации.
21. Обоснуйте наличие судебной власти в России. Назовите основные критерии наличия у судьи государственных полномочий.
22. Что необходимо понимать под разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации?
23. Как вы понимаете идеологическое и политическое многообразие, и какое между ними отличие?
24. Что означает многопартийность и равенство общественных объединений перед законом?
25. Как вы понимаете разжигание социальной розни?
26. Что означает формулировка ст. 15 Конституции РФ о том, что она (Конституция) имеет прямое действие?
27. Какие общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России?
Задачи и ситуации
№1
Администрация учебного заведения предъявила П. обвинение в том, что он на семинаре утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию правовым государством.
Обоснованы ли здесь претензии к П.? В качестве доказательства приведите основные признаки правового государства.
№2
Администрация района обязала начальника милиции принять меры по прекращению пикетирования здания мэрии, так как у пикетчиков имелись лозунги и транспаранты, нелестно отзывавшиеся о наличии в России демократии. Помогите администрации доказать наличие демократии.
№3
И. был задержан постовым за то, что он у магазина сидел с плакатом «Помогите жертве демократии» и просил подаяние. Он обратился к Вам за помощью в качестве адвоката. Как бы Вы поступили в данной ситуации? Какие аргументы в свою защиту необходимо привести каждой из указанных сторон конфликта?
№4
Н. подал в федеральный суд жалобу на администрацию ПРЭО за то, что она, в нарушение предписаний Конституции, не признает его высшей ценностью, отключив освещение и отопление за неуплату: он же уже три месяца не получает зарплату. Как надлежит разрешить данную проблему?
№5
Родители студента А. подали в суд иск на администрацию вуза за то, что она не предупредила их о резком увеличении стоимости оплаты обучения, и в силу этого им пришлось срочно, на невыгодных условиях, брать кредит в банке. Обоснование иска — неуважение к гражданам, нарушение их конституционных прав. Обоснован ли иск, приведите доказательства.
№6
Несколько комитетов Государственной Думы потребовали включить в повестку дня работы Думы вопрос «О реальном разделении власти в РФ». Представитель одной из фракций заявил о том, что поставленный вопрос -есть покушение на захват власти, и потребовал осудить его авторов. Оцените действия сторон. Сошлитесь на конкретные статьи Конституции, убедите спорящих в состоятельности либо несостоятельности доводов сторон.
№7
Семьи лиц, погибших на территории Чеченской Республики, обратились в суды с исковыми заявлениями о возмещении причиненного им материального и морального ущерба, сославшись на ст. 53 Конституции РФ. Судьи отдельных судов отказались принимать иски к рассмотрению, мотивируя свое решение тем, что требования семей не подкреплены соответствующими законами.
Оцените действия истцов и судей. Что означает обеспечение целостности, неделимости и неприкосновенности территории России? Можно ли считать, что гибель участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике явилась следствием незаконных действий органов государственной власти?
№8
Один из субъектов РФ, ссылаясь на ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на федеральную государственную власть, запретившую субъекту РФ принять свою Конституцию.
Обоснована ли жалоба? Может ли данный спор являться предметом рассмотрения в Конституционном Суде?
№9
Работники ЗАО «Виват, Россия» обратились к прокурору города с заявлением о возбуждении уголовного дела за систематическую невыплату зарплаты и с исковым заявлением к администрации ЗАО о возмещении материального и морального ущерба. Правомерны ли действия истцов?
№10
Обманутые вкладчики обратились в администрацию района с просьбой зарегистрировать их общественную организацию. Администрация отказала, мотивируя свое решение тем, что в уставе организации вкладчиков имеется запись об ответственности органов государственной власти за разрешение определенным структурам «обирать народ». Данную запись расценили как разжигание социальной розни и выступление против государственной власти. Обоснован ли отказ? Приведите доказательства.