Доходы населения и проблема бедности
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Первые включают все поступления денег, а вторые – всю продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Наряду с денежными доходами на уровень жизни населения влияют так называемые общественные блага, к которым относятся блага и услуги, предоставляемые населению бесплатно, или за ограниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть здравоохранение и образование, частично – услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных категорий населения. В странах с рыночной экономикой существует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.
Принято деление доходов на первичные и вторичные. Первичными называются доходы, полученные собственниками факторов производства. (Подробно они были рассмотрены в соответствующей теме. Среди них спецификой отличается прибыль). Напомним только, что экономическим механизмом распределения в рыночной экономике является цена ресурса (фактора производства), которая определяет размер дохода. В свою очередь цена на факторы производства зависит от соотношения спроса и предложения. Колебания спроса и предложения, изменения цен на товары, конкурентная борьба являются факторами распределения доходов. Вторичные доходы являются результатом перераспределения первичных доходов. Таким образом, главными источниками доходов населения являются доходы от факторов производства, трансфертные платежи, поступления из финансово-кредитной сферы.
Различают номинальный, реальный и располагаемый доходы. Номинальным доходом называется количество денег, полученных экономическим субъектом за определенный промежуток времени (чаще всего за месяц или за год). Реальный доход – это номинальный доход, скорректированный на инфляцию. Его характеризует количество товаров и услуг, которое может быть приобретено на номинальный доход. Располагаемый доход – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода.
Распределение доходов может быть функциональным иперсональным. Функциональнымназывается распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства. При этом выясняется, какая доля национального дохода приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональным считается распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае определяют, какую долю национального дохода в денежном выражении получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.
Главными составляющими денежных доходов населения являются доходы от факторов производства, а также социальные трансферты. Доход на каждый из факторов производства в соответствии теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием доход после реализации продукции. Такое распределение доходов, исходя только из теории предельной производительности, приводит к значительному неравенству доходов и в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Кроме того, вследствие несовершенной конкуренции на рынке размер доходов не отражает вкладов факторов производства в выпуск продукции. Нередко определенную роль в неравенстве доходов играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи. Эти факторы действуют разнонаправленно, то сглаживая, то увеличивая неравенство.
Вышеперечисленное позволяет говорить о высокой дифференциации доходов различных групп граждан. При этом следует отметить, что неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Причины неравенства доходов в рыночной экономике в первую очередь связаны с тем, что рыночная система является бесстрастным механизмом. Действительно, исключительно индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. Но можно выделить и более специфические факторы, способствующие этому неравенству: различия в способностях, образовании, профессии, наличие или отсутствие собственности, монопольное положение на рынке, дискриминация по различным признакам.
1.Различия в способностях. Поскольку люди обладают разными интеллектуальными, физическими и эстетическими способностями, то их вклад в создание национального продукта также различен. Поэтому люди, имеющие врожденные таланты, получают более высокие доходы, чем те, кто обладает меньшими способностями.
2.Разлияия в образовании. С одной стороны, эти различия являются результатом свободного выбора, поскольку траекторию обучения каждый выбирает индивидуально. С другой стороны, такой выбор не всегда доброволен: в бесплатные учебные заведения конкурс велик, и поступить могут не все, а платное обучение доступно не всем семьям.
3.Различия, связанные с выбранной профессией. Не все профессии, специальности приносят одинаковый доход: заработная плата людей, занятых тяжелой, опасной, грязной работой достаточно высока. Увеличить доходы можно путем совместительства, то есть работая в двух или нескольких местах. Кроме того, величина заработной платы существенно зависит от степени риска, присущего традиционно опасным профессиям (испытатели, подводники, космонавты). Сюда относится и предпринимательский риск, величина которого в значительной степени определяет получаемый доход.
4.Владение собственностью. Поскольку размеры собственности различных семей и индивидов сильно отличаются друг от друга (от полного отсутствия собственности до владения огромными зданиями, землями, корпорациями), то и доход, полученный от использования собственности, также сильно отличается. Следует помнить и о праве наследования, что еще больше увеличивает неравенство во владении собственностью.
5.Монопольное положение на рынке. Оно также приводит к значительному неравенству, поскольку такое положение дает право монополисту диктовать свои ценовые условия.
6.Дискриминация по полу, возрасту, национальной и социальной принадлежности часто является причиной значительного неравенства доходов для определенных групп или категорий населения. В ряде случаев экономическая дискриминация касается молодежи, которой отказывают в приеме на работу по причине отсутствия какого-либо профессионального опыта.
Неравномерность распределения доходов приводит к существованию категории бедных. Бедность не поддается точному определению. Но в широком смысле можно сказать, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Бедные слои населения нуждаются в социальной защите со стороны государства в форме денежных и натуральных пособий.
Для того, чтобы отнести определенные категории населения в число имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Общий уровень бедности в целом по каждой стране определяется соответствующим показателем, представляющим долю числа бедных людей в численности населения от 15 лет и старше. Бедность в социальной практике измеряется с помощью сопоставления дохода с величиной прожиточного минимума.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, выраженный в денежных единицах, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат бюджетам низкодоходных семей.
В мировой практике имеется три основные концепции определения и измерения бедности: абсолютная, относительная и субъективная.
Абсолютная концепция бедности основывается на установлении минимума средств существования, при этом индивиды, имеющие доход ниже прожиточного минимума, относятся к категории бедных. В соответствии с относительной концепцией бедности бедным признается тот, чей доход не позволяет жить в рамках признанного и преобладающего в данном обществе стандарта потребления. Поскольку дифференциация благосостояния свойственна любому обществу, то, согласно данной концепции, бедность будет существовать всегда. Концепция субъективной бедности основана на исследовании мнения населения о минимальном доходе, необходимом для полноценной жизни.
Каждая из концепций, взятая в чистом виде, обладает недостатками, которые затрудняют ее использование для определения бедности. Поэтому статистическая практика пошла по пути комбинирования нескольких концепций. Например, в государствах Европейского союза определяются два порога бедности: 40% и 60% от уровня средних доходов взрослого населения. По методике Международной организации труда (МОТ), к бедным относится население, уровень доходов которого составляет от 1/2 до 2/3 среднего по стране. Российский подход к измерению бедности основывается на абсолютной концепции с использованием некоторых элементов относительного подхода. В связи с этим определяется относительная и абсолютная черта бедности.
Абсолютная черта бедности – это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилье, то есть на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина относительно среднего уровня достатка в данной стране. Например, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – менее 50%.
Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также другие показатели, более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум. Они получили название минимальный потребительский бюджет и рациональный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг, который необходим для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому его еще называют социальный прожиточный минимум. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание –45,1%; непродовольственные товары – 39,0%; услуги – 13,2%; налоги и сборы – 2,7%.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат – в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы: продукты питания – 30%; непродовольственные товары – 47% (из них ткани, одежда, обувь – 20%, мебель, предметы культуры и быта – 18%, прочие товары – 9%); все услуги – 23%.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы регулирования доходов. Государственная политика доходов является составной частью социальной политики.
Государственная социальная политика – это действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержка стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы – образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Так, увеличение социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к бюджетному дефициту и инфляции. Увеличение социальных расходов государственного бюджета даже в пределах полученных доходов ведет к росту налогов.
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого различают два вида социальной политики: остаточная и институциональная.
Остаточная модель является ограниченной по своим масштабам и охватываемому контингенту социальной политикой. Она преимущественно пассивна и имеет компенсационный характер. Американская социальная политика является типичным примером остаточного варианта.
В случае институционального варианта, социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Наиболее ярким примером является социальная политика, реализуемая в Швеции.
Оба варианта государственной социальной политики отличаются между собой не столько наличием или отсутствием тех или иных компонентов, сколько их соотношением, а также степенью вмешательства государства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритетов социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных станах мира находится между этими двумя моделями. Величина отчислений на программы социальной защиты среди стран мирового сообщества является наибольшей во Франции (49,89%) и Австрии (44,90%), а наименьшей в Швейцарии (14,84%) и США (18,15%).
Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики, как правило, всегда тесно связаны с экономическим развитием страны.