Оценка влияния на рыночное равновесие введения государством налога на потребление
Налог на потребителя увеличивает цену, уплачиваемую покупателями, в соответствии с чем цена в функции спроса будет увеличивать на соответствующую величину налога Тпотр = 20%, т.е QdIII = 557 - 5·(p + 0,2p), или QdIII = 557 – 6р.
Параметры спроса, описываемого функцией QdIII :
0=557 – 6р → рIIImax= =92,8 ден.ед. Т.о., как применительно к нашей ситуации, так и в общем случае, можно констатировать: при введении налога на потребителя цена спроса снижается, т.к. введение налога на потребдение снижает платежеспособность покупателей (см. рис.7).
Функция предложения Qs = 6,4р + 231 при этом не меняется (Qmin = 231 тыс.шт).
Равновесие на рынке после введения указанного налога на потребителей найдем из условия QdIII = Qs: 557 – 6р = 6,4р + 231
12,4р = 326 → рIII* ≈ 26,3 ден.ед.
QIII* = 557 - 6·26,3 = 399,2 тыс.шт.
Изменение ситуации на рынке под влиянием введения налога на потребителей представлена на рис. 7.
QIIImax = QdIII(0) = 557 тыс.шт. Емкость рынка после введения налога не изменилась.
Анализ полученного графика позволяет увидеть, что в результате введения налога с продаж (налоги – неценовой фактор спроса) спрос уменьшится, вследствие чего равновесная цена падает с уровня 28,6 ден.ед. до 26,3 ден.ед., равновесный объем сокращается с 414 тыс.шт. до 399,2тыс.шт.
Денежная емкость рынка снижается: ZIII = 26,3· 399,2 ≈ 10498 тыс.руб. (против 12641 тыс.руб.)
Равновесие по-прежнему неустойчиво, поскольку |αIII| = 6 ˂ β=6,4
Эластичность спроса в новой точке равновесия EdIII = -6· = - 0,395 (против Ed = - 0,3). В условиях налогооблажения потребители становятся более чувствительными к колебаниям цены. При этом эластичность предложения в «новой» точке равновесия снижается: EsIII = 6,4· = 0,421 (против Es = 0,442).
Найдем значения следующих величин (рис. 8.):
- поступления в государственный бюджет, вызванные введение 20% - го налога с продаж (площадь прямоугольника В);
- излишек потребителя после введения налога (площадь треугольника А);
- излишек производителя после введения налога (площадь трапеции С);
- общественный выигрыш после введения налога (сумма площадей треугольников А и С);
- чистые потери общества от введения данного налога (площадь треугольника F).
При построении выше указанных фигур пользуются следующим правилом: из «новой» точки равновесия пускаем перпендикуляр а график «старого» (т.е. до введения налога на потребителя) спроса, из полученной точки – на ось цен. Следует также отметить, что за основу расчётов всегда берется график «старого» спроса (на рис. 8 он представлен тонкой линией).
Найдем поступления в государственный бюджет, вызванные введением 20%-го налога с продаж (площадь прямоугольника В на рис. 8). Для нахождения площади прямоугольника В необходимо найти значение цены рТ.
Подставляя объем Q = 399,2 в «старую» функцию спроса Qd = 557 – 5p, получаем:
399,2 = 557 – 5р → рТ = = 31,56 ден.ед
Налоговые поступления в бюджет Nd = (31,56 – 26,3) · 399,2 = 2099,792 тыс.ден.ед.
Согласно теории перелагаемости налогов, налоговая нагрузка обладает свойством перераспределения между субъектами рынка – потребителями и производителями – в процессе их взаимодействия. Так на графике, представленном на рис. 8 видно, что площадь прямоугольника В «старой» равновесной ценой (р* = 28,6) делится на 2 части. Площадь прямоугольника, лежащего над «старой» равновесной ценой (р* = 28,6) характеризует ту часть в общих налоговых поступлений, которую уплатят потребители. Площадь прямоугольника, лежащего под «старой» равновесной ценой (р* = 28,6) характеризует ту часть в общих налоговых поступлениях, которую уплатят за счет своих доходов (в явной или неявной форме) производители. Таким образом, налоговые поступления, получаемые государством за счет установления налога на потребителя, частично формируются и за счет производителей:
Nd = 2099,792 тыс.ден.ед.
Nпотр = (31,56 – 28,6)·399,2 = 1181,632 тыс.ден.ед. Nпроизв=(28,6-26,3)·399,2=918,16 тыс.ден.ед.
или Nпроизв = Nd - Nпотр
Nпроизв =2099,792–1181,632=918,16 тыс.ден.ед.
Расчёты показывают, что налоговые платежи, поступаемые в бюджет государства после введения 10%-го налога на потребителя на 45,%
( ·100) формируются за счет потребителей и на 55,% - за счет прибыли производителей.
Излишек потребителя после введения налога (площадь треугольника А на рис. 8):
SIIIпотр = ·(111,4 – 31,56)·399,2 = 15936,064 тыс.ден.ед. (против 17139,6 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях (рис. 4)).
Излишек производителя после введения налога рассчитаем посредством нахождения площади трапеции С (рис. 8):
SIIIпроизв= · 26,3 = 9470,63 тыс.ден.ед. (против 9223,5 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях (рис. 4))
Общественный выигрыш после введения налога (сумма площадей треугольников А и С на рис. 8):
ОВIII = SIIIпотр+SIIIпроизв = 17139,6 + 9223,5=26363,1 тыс.ден.ед.
Чистые потери общества от введения данного налога (площадь треугольника F на рис. 8):
ЧПОIII = ·(31,56 – 26,3)·(414 – 399,2) = 38,92 тыс.ден.ед.