Порядок заключения инвестиционного договора
Порядок заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» [65].
В соответствии с данным нормативным правовым актом и инвестор (инвесторы), претендующий на заключение инвестиционного договора, или иное уполномоченное им в установленном порядке лицо обращаются с заявлением:
- в государственный орган в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей сфере экономики;
- в исполнительный комитет в случае реализации инвестиционного проекта на территории административно-территориальной единицы соответствующей области (г. Минска).
К заявлению инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора прилагаются следующие документы:
- проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами);
- копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей —резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц — нерезидентов Республики Беларусь);
- копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц — резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально (для физических лиц —нерезидентов Республики Беларусь);
- копия документа, подтверждающего полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц);
- краткое финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, подготовленное в произвольной форме и содержащее указание объемов и источников инвестиций, срока реализации инвестиционного проекта, ожидаемого социально-экономического эффекта, а также иную информацию, характеризующую инвестиционный проект.
В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» и иными решениями Президента Республики Беларусь, к заявлению дополнительно прилагаются:
- бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства;
- заключение о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) за два года, предшествующие дате обращения, а для инвесторов, с начала создания которых прошло менее двух лет, — за период деятельности. Заключение аудитора (для юридических лиц — резидентов Республики Беларусь) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык (для юридических лиц — нерезидентов Республики Беларусь) должно содержать всестороннее исследование финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций;
- иные документы, необходимые для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта в соответствии с актами законодательства.
В случае если инвестором является иностранное юридическое или физическое лицо и проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на русском или белорусском и иностранном языках, то к заявлению дополнительно прилагается перевод проекта инвестиционного договора на иностранный язык и документ, подлинность подписи переводчика на котором засвидетельствована нотариально.
Рассмотрение заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора и принятие решения по нему осуществляются государственным органом, исполнительным комитетом в течение 30 дней с даты получения такого заявления [65].
В случае необходимости внесения изменений в проект инвестиционного договора и (или) получения заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики, срок рассмотрения заявления инвестора (инвесторов) о заключении инвестиционного договора может быть увеличен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения заявления инвестор (инвесторы) уведомляется до истечения 30 дней со дня поступления заявления в государственный орган, исполнительный комитет.
В процессе рассмотрения проекта инвестиционного договора с прилагаемыми материалами государственный орган, исполнительный комитет обеспечивают:
- непосредственное взаимодействие с инвестором (инвесторами), в том числе по вопросам получения дополнительных сведений об инвестиционном проекте и (или) внесения в проект инвестиционного договора по согласованию с ним (ними) изменений, необходимых для его заключения;
- согласование проекта инвестиционного договора с другими государственными органами, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с предусмотренными в проекте инвестиционного договора условиями, в срок не более 10 дней с даты поступления такого проекта в согласующий государственный орган;
- получение заключения соответствующего исполнительного комитета, городского (городов областного подчинения), районного исполнительного комитета или администрации свободной экономической зоны по месту нахождения земельного участка о согласовании возможности размещения объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, на земельном участке в намечаемом месте с указанием его примерной площади, в случае если проектом инвестиционного договора предусматривается предоставление земельного участка;
- аутентичность текстов проекта инвестиционного договора на русском или белорусском и иностранном языках, в случае если заключение инвестиционного договора предусматривается на русском или белорусском и иностранном языках;
- непосредственное взаимодействие с государственным органом, исполнительным комитетом, решение которых необходимо для заключения инвестиционного договора, в случае если проектом инвестиционного договора предусматривается его заключение на основании решения двух и более государственных органов, исполнительных комитетов.
При положительном заключении по бизнес-плану инвестиционного проекта и согласовании проекта инвестиционного договора, государственный орган, исполнительный комитет обеспечивают получение заключения:
- обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, проводимой Министерством юстиции;
- государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики.
Срок проведения обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора и государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта не должен превышать 10 рабочих дней.
Вопрос о заключении инвестиционного договора подлежит обязательному рассмотрению на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета, по результатам которого принимается решение:
- о заключении инвестиционного договора;
- о внесении в Правительство Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора;
- об отказе в заключении инвестиционного договора.
При наличии двух и более инвесторов, претендующих на заключение инвестиционных договоров, связанных с реализацией аналогичных инвестиционных проектов или инвестиционных проектов, заявленных к реализации на одном и том же земельном участке, на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета может быть принято решение о проведении конкурса. Предмет конкурса, условия и порядок его проведения определяются государственным органом, исполнительным комитетом. Инвестиционный договор заключается с инвестором (инвесторами), победившим в конкурсе, без рассмотрения вопроса о заключении с ним (ними) инвестиционного договора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета.
О принятом решении государственный орган, исполнительный комитет в пятидневный срок со дня проведения заседания коллегии (совета) государственного органа, заседания исполнительного комитета информируют инвестора (инвесторов).
При принятии на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета решения о внесении в Правительство Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь государственный орган, исполнительный комитет в десятидневный срок обеспечивают его подготовку и внесение в установленном порядке в Правительство Республики Беларусь.
К проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь кроме документов, прилагаемых в соответствии с законодательством для данного вида проекта нормативного правового акта, дополнительно прилагаются:
- копии документов, представленных инвестором;
- заключение аудитора о финансовом состоянии инвестора (инвесторов) или заключение по результатам проведения финансового Due Diligence с его переводом на русский язык;
- заключение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, проводимой Министерством экономики;
- заключение обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, проводимой Министерством юстиции;
- копия соответствующего решения коллегии (совета) государственного органа, исполнительного комитета.
При наличии замечаний и (или) предложений по проекту инвестиционного договора, выявленных в процессе рассмотрения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь и (или) его согласования с Президентом Республики Беларусь, проект постановления Совета Министров Республики Беларусь возвращается государственному органу, исполнительному комитету на доработку с указанием имеющихся замечаний и (или) предложений и после их устранения по согласованию с инвестором (инвесторами) может быть внесен повторно. При этом повторного проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта и обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора, а также рассмотрения вопроса о заключении инвестиционного договора на заседании коллегии (совета) государственного органа, заседании исполнительного комитета не требуется.
Инвестиционный договор:
- заключается после принятия соответствующего решения (решений) о его заключении;
- составляется в количестве экземпляров по числу сторон инвестиционного договора;
- подписывается руководителем государственного органа, исполнительного комитета, принявших решение о заключении инвестиционного договора, либо должностным лицом государственного органа, исполнительного комитета, иного государственного органа;
- вступает в силу с даты его подписания, если в инвестиционном договоре не указан иной срок его вступления в силу.
Прекращение действия инвестиционного договора осуществляется в случаях:
- выполнения инвестором (инвесторами) своих обязательств по договору;
- окончания срока действия договора;
- ликвидации инвестора — юридического лица или индивидуального предпринимателя, смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим инвестора — физического лица;
- соглашения сторон;
- отказа Республики Беларусь от выполнения своих обязательств по инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств [7].
Инвестиционный договор по требованию одной из сторон может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Приведем пример, из судебной практики.
Хозяйственный суд г. Минска, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «А» к индивидуальному предпринимателю Иванову И.И. о расторжении договора.
Суд, исследовав материалы дела, руководствуясь ст.ст. 290, 420, 422 ГК Республики Беларусь, пришел к выводу, что заявленные исковые требования законны и обоснованны.
Согласно ст. 290 ГК Республики Беларусь обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 420 ГК Республики Беларусь по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В ходе рассмотрения настоящего спора и оценки доказательств суд пришел к выводу, что неисполнение инвестиционного договора в части сроков начала строительства здания в 4-ом квартале 2007 г. является со стороны ответчика существенным нарушением договора в силу следующего.
Утверждение ответчика о действиях непреодолимой силы суд считает необоснованным. В силу пункта 3 ст. 372 ГК Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом инвестиционном договоре стороны также согласовали, что срок строительства может продлеваться в случае наступления обстоятельств «форс-мажор», определенных пунктом 9.1. В связи с изложенным непринятие местным исполнительным и распорядительным органом решения о продлении срока аренды земельного участка не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы. В этой связи все риски, делающие невозможным производство строительных работ в установленный договором срок, несет ответчик. Согласно пункту 7.4.3 договора заказчик обязан своевременно получать, а в случаях необходимости продлевать сроки действия всех необходимых для строительства здания согласований и разрешений.
Довод ответчика о том, что стороны своими конклюдентными действиями продлили сроки строительства объекта не соответствуют обстоятельствам дела. В соответствии с пунктом 1 ст. 420 ГК Республики Беларусь соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора не вытекает иное. В подпункте 11.5 договора стороны прямо установили, что дополнения и изменения к договору принимаются при обоюдном согласии сторон и оформляются дополнительным соглашением. Доказательств соблюдения простой письменной формы по вопросу продления сроков строительства здания ответчиком не представлено.
Также не обоснован довод ответчика о продлении срока строительства в связи с корректировкой проектно-сметной документацией. Ответчиком не представлено доказательств, что истец настаивал на корректировке проектно-сметной документации, и в связи с осуществлением корректировки по желанию истца, как это предусмотрено в подпункте 2.2 договора, срок строительства с согласия истца был продлен.
В материалах дела имеется только письмо о перечне документов, необходимых для согласования корректировки проектно-сметной документации, что не может являться подтверждением ни пожеланий истца, ни фактического совершения ответчиком действий по корректировке.
Требования ст. 422 ГК Республики Беларусь, согласно пункту 2 которой требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок, истцом соблюдены, что подтверждается письмом истца от 21 ноября 2008 г. о предложении расторгнуть договор с 30 ноября 2008 г. в связи с существенным нарушением ответчиком условий по срокам строительства.
На основании изложенного суд решил расторгнуть инвестиционный договор от 9 августа 2007 г., заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «А» и индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И. [120].
Ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство экономики направляет в Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля информацию о ходе реализации инвестиционных договоров, зарегистрированных в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
В соответствии с Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» государственный орган, заключивший инвестиционный договор, в трехдневный срок с даты заключения или прекращения (расторжения) инвестиционного договора направляет письмом в Министерство экономики для:
- регистрации инвестиционного договора в Государственном реестре — копии инвестиционного договора и решения коллегии (совета) государственного органа, оформленные в соответствии с установленными законодательством требованиями;
- включения записи о прекращении (расторжении) инвестиционного договора — копию решения коллегии (совета) государственного органа, оформленную в соответствии с установленными законодательством требованиями [65].
Министерство экономики осуществляет регистрацию инвестиционного договора в Государственном реестре в двухдневный срок с даты получения копии заключенного инвестиционного договора.
Государственный реестр содержит сведения:
1) о республиканском органе государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, областном (Минском городском) исполнительном комитете, ином государственном органе (организации), заключивших инвестиционный договор;
2) о государственном органе, ответственном за координацию работы по выполнению инвестиционного договора и оказанию инвестору необходимого содействия в реализации инвестиционного проекта;
3) о наименовании инвестора (для юридического лица указываются страна учреждения и место нахождения, в том числе для коммерческих организаций Республики Беларусь с иностранными инвестициями — страна учреждения иностранного инвестора, для физического лица — фамилия, собственное имя, отчество, страна проживания);
4) о дате заключения инвестиционного договора;
5) об объекте инвестирования;
6) об объеме инвестиций;
7) о сроке реализации инвестиционного проекта;
8) о сроке действия инвестиционного договора;
9) о дате и основании прекращения (расторжения) инвестиционного договора [65].