Изменяющиеся функции государства
При изменении политической обстановки обязательно наблюдаются перемены в экономической ситуации. Последние четверть столетия происходили значительные политические перемены. Необходимо проанализировать, насколько велики и серьезны были отклонения от традиционной капиталистической системы в экономике. Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим следующие четыре вида государственной деятельности:
1.Прямой контроль. Как отмечалось выше, значительно расширилась область государственного контроля. Многие элементы этого механизма регулирования вряд ли могут быть определены как “планирование”, так как большую часть деятельности регулируют все еще рыночные цены. Тем не менее, государственное вмешательство заслуживает того, чтобы подвергнуть его в дальнейшем экономическому анализу.
2. Общественное потребление. Как мы уже говорили выше, увеличение государственных расходов означает, что мы, как нация, потребляем все большую часть национального продукта. Не каждый человек покупает все больше и больше товаров
на деньги, а общество в целом. Например, вместо того чтобы платить за проезд по государственному шоссе (как мы платим по железной дороге), мы оплачиваем такие ценные услуги в виде налогов.
При этом следует отметить, что такие общественно потребляемые товары и услуги производятся в основном свободными частными предприятиями. Так же обстоит дело и с большей частью государственных расходов на товары производственного назначения. Однако это совсем не то, что основатели социализма понимали как социализм, т.е. не государственная собственность на землю, фабрики и заводы и не государственное управление ими.
3.Государственное производство. Вслед за этим необходимо проанализировать третий вид государственной деятельности — непосредственное управление производством. В этом отношении мало что изменилось за последние несколько десятков лет. Исторически так сложилось, что государство осуществляет лишь некоторые производственные функции. Почта и почтово-посылочная служба в течение длительного времени находятся в подчинении государства, а телеграф и железнодорожные перевозки—в частных руках. Аэропорты являются собственностью государства, а железнодорожные станционные устройства — частной собственностью. В настоящее время многие муниципалитеты обеспечивают людей водой, газом, электричеством, а телефонная связь не входит в их компетенцию.
Причины такого разграничения частично объясняются исторически сложившимися условиями. Но с экономической точки зрения, их нельзя считать полностью случайными. Так, например, суды считали, что в особых случаях, когда “предприятия коммунального обслуживания подвергаются воздействию общественных интересов”, возможности эффективной конкуренции между независимыми предпринимателями значительно сужаются, и поэтому такие предприятия должны либо регулироваться государством, либо отойти в его собственность. Но отсюда нельзя делать вывод, что естественным кандидатом в государственную собственность является и производство мыла.
Прежде чем делать выводы, необходимо изучить, насколько широко распространилась государственная собственность в производстве хотя бы за последние 30 лет. Во времена Нового курса сфера государственной собственности расширилась лишь в области строительства гидроэлектростанций. (Например, Администрация долины реки Теннесси, Бонневильская плотина на северо-западе, плотина Гувер на юго-востоке и т.д.) В отличие
от Канады, Швеции, Англии в нашей стране железные дороги, угольные шахты, сталелитейные заводы, линии воздушного сообщения, радио, телевидение никогда не были государственной собственностью.
Если придавать словам их общепринятое значение, то не будет ошибкой назвать Администрацию долины реки Теннесси “ползучим социализмом”. Отметим, что, независимо от того, к добру это или ко злу, но подобное явление не получило широкого распространения в последние годы.
Освоение атомной энергии зародилось в период, последовавший за Новым курсом. В данной ситуации государство платит “Дженерал электрик” незначительное фиксированное вознаграждение за то, что компания основала огромную атомную промышленность и управляет ею. Каким же будет в данном случае предпринимательство — частным или государственным? Оно будет частным лишь с той точки зрения, что рабочие находятся на службе у компании, а не являются государственными служащими. Но, вместе с тем, все средства вложены государством, и оно, конечно, контролирует важнейшие решения. В этом свете производство атомных и водородных бомб происходит в рамках событий, которые кое-кто вполне мог бы назвать “галопирующим социализмом”. (Государственная монополия в области мирного использования атомной энергии начинает уменьшаться. Но и в дальнейшем, бесспорно, ядерная энергетика, связанная с секретностью материалов о соединении и расщеплении ядерных элементов, будет удерживаться в сфере “воздействия общественных интересов” и государственного надзора.) На этом примере мы можем убедиться, как мало подходят традиционные слова и понятия, признающие только “белое и черное”, для описания “серого” характера нашей жизни.
В связи с этим третьим видом государственной деятельности — прямым использованием финансовых и людских ресурсов — необходимо подчеркнуть, что сумма выплачиваемой федеральным правительством заработной платы и численность государственных служащих постоянно растут. Многие из этих служащих заняты в правительственных учреждениях в Вашингтоне, в местных лабораториях, на военной службе и т.д. Государство использует эти ресурсы, хоть они и не заняты производством товаров и услуг для индивидуального пользования. И мы должны быть уверены, что эти ресурсы применяются разумно, в должных количествах, в соответствии с потребностями нации.
4.Расходы на социальное обеспечение. Эта сфера деятельности государства будет постоянно развиваться. Эти расходы
повышают покупательную способность нуждающихся, независимо от того, компенсируют ли они эту помощь какими-то услугами со своей стороны. Денежную помощь получают ветераны войн, пожилые люди, нетрудоспособные, ушедшие на пенсию рабочие и их семьи и безработные.
Эту четвертую категорию следует рассмотреть подробнее. Действительно, нашу современную государственную систему называют иногда “государством благоденствия”.