Теория «столкновения цивилизаций»

Идея: современный мировой порядок определяется взаимоотношениями между цивилизациями, среди которых Хантингтон выделяет такие: западная, индуистская, исламская, латино-американская, православно-славянская, конфуцианская, японская и африканская (как возможная) цивилизации. Страны группируются вокруг ведущих государств своих цивилизаций.

Хантингтон считает, что в новом, нарождающемся мире основным источником кровопролитных боев будут не экономические и политические интересы, а разногласия между культурами. Культурами не стран или городов, а культурами цивилизаций.

Цивилизация - это некая культурная сущность. Цивилизации определяются наличием общих черт: язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей.

Конфликты будут вестись вдоль разлома линий цивилизаций. Во-первых, потому что цивилизации очень разные. Во-вторых, мир становится более тесным, что способствует культурному сплочению людей внутри цивилизаций. Также рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. В-четвертых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.

Центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между Западом и остальным миром.

В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад. Сейчас мы можем увидеть расколотые изнутри страны, например, Турция, Мексика и Россия. Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, необходимо, чтобы элита этой страны поддерживала такой шаг. Во-вторых, ее народ должен быть согласен на принятие новой идентичности. В-третьих, господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять ее. В случае Мексики, по мнению Хантингтона, соблюдены все три условия. В случае Турции — первые два. И совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу.

Функциональная роль политического насилия в истории.

Политическое насилие – особый тип действия, направленный на навязывание воли одного человека или группы остальным, для чего используется физическая сила.

Функции насилия:

1. насилие занимает место ключевого инструмента в социальном контроле, через который осуществляется предотвращение социальных отклонений и блокируются тенденции социальной дезинтеграции. Посредством него поддерживается социальный порядок;

2. насилие является ключевым инструментом для социальной мобилизации населения вокруг общей идеи, при конституировании социальных общностей, при создании новых государств;

3. насилие является непосредственным инструментом для господства одной группы населения над другой, для функционирования и развития экономики на протяжении большей части истории человечества;

4. во всей предыдущей истории человечества насилие всегда служило инструментом для отдельных групп, общностей, народов в борьбе против существующей системы, в действиях по преодолению тех или иных несправедливостей, изменению условий жизни, данной политической или экономической системы.

Насилие с древнейших времен до настоящего времени рассматривается субъектами политики как одно из основных средств достижения своих целей.

Причины меньшего применения насилия:

1) Большинство государств и обществ становятся все более терпимыми к тем действиям граждан, которые не затрагивают непосредственно интересы других людей.

2) Все большему числу людей становится ясно, что волну насилия крайне трудно остановить, и это может привести к катастрофическим последствиям.

3) Для граждан развитых стран насилие стало неприемлемым по моральным соображениям.

Насилие выступает в различных формах.

1. В виде прямого насилия, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор).

2. В форме косвенного (скрытого) насилия, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), а заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Неограниченное насилие в политике сопровождается формированием адекватного ему политического режима — тоталитарного и сосредоточению власти в одних руках.

Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения.

Наши рекомендации