Эффективность государственной службы
В административном управлении эффективность определяется как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат.
Критерии эффективности государственной службы представляют собой те признаки, стороны проявления управления, посредтвом анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Наиболее обобщающими являются критерии общей социальной эффективности государственной службы.
Модели оценки эффективности государственной службы:
1. схема «pecypснoe обеспечение управленческой деятельности - затраты – результат» - выделение роли ресурсов обеспечения и затрат в повышении эффективности управленческой деятельности;
2. модель эффективности организации Р.Лайкерта – эффективность представляет собой сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее· положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы факторов: 1) внутриорганизационные - формальная структура организации, экономическая база и социальная политика, профессионально-квалификационный состав персонала; 2) промежуточные переменные - человеческие ресурсы организации, организационный климат, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования и мотивации к деятельности; 3) результирующие переменные - рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей;
3. по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства - согласно данному подходу, эффективность государственной службы выражается в расширении возможностей активной гражданской жизни каждого человека и всего общества. Одним из оснований для определения эффективности государственной службы является уровень социального партнерства политико-административной элиты и населения в системе государственного управления;
4. в зависимости от наличия оптимальной парадигмы административно-политического управления;
5. в зависимости от наличия региональной бюрократии, служащей обществу, то есть такой, которая находится под реальным контролем общества, выражает интересы общественного прогресса, минимальна по своим количественным и качественным параметрам.
Критерии эффективности заключаются:
1. в степени соответствия направлений, содержания результатов деятельности управленческих структур и государственных служащих тем параметрам, которые определены функциями и статусом государственного служащего;
2. законности решений и действий управленческих структур и государственных служащих, соблюдении правовых и иных установленных норм;
3. реальности влияния управленческой деятельности на состояние и развитие объектов управления;
4. глубине учета и выражения в управленческих решениях и действиях потребностей, интересов и целей людей;
5. характере и объеме взаимосвязей с трудовыми коллективами, организациями, социальными группами, Т.е. в демократизме деятельности;
6. мере авторитетности решений и действий управленческих структур и государственных служащих;
7. правдивости и целесообразности управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и государственными служащими;
8. нравственном влиянии управленческой деятельности на внешнюю среду.
В последнее время при оценке эффективности государственной службы акцент смещается в сторону факторов социокультурного и духовного развития.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, в который включаются показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ, а спeцифические показатели - правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
Формулировки и целевые значения для каждого показателя эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности могут определяться специальной комиссией, в которую должны входить руководители структурных подразделений государственного органа, ответственные за достижение обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
Таким образом, установленные для конкретных государственных гражданских служащих показатели результативности могут включаться в результативные контракты. При заключении результативного контракта можно предусмотреть условия и размеры дополнительных выплат гражданским служащим в зависимости от степени достижения показателей результативности, тем самым создав мотивационные стимулы к их достижению.