Агитация кулаков и зажиточных против мероприятий по поднятию урожайности и коллективизации

Кулаки и зажиточные повсеместно агитируют против мероприятий по повышению урожайности и расширению посевплощади до тех пор, пока правительство не снизит налог. «Прежде чем поднять урожайность, со-ввласть должна озаботиться снижением налогов». Особо резким нападкам кулачество подвергает вопрос о коллективизации сельского хозяйства. Вокруг этого вопроса кулачество распространяет всевозможные провока­ционные слухи, запугивая крестьян тем, что «если кто из членов коллек­тива в будущем захочет выйти, то его отпустят голым». Зарегистрирова­ны единичные случаи срывов кулаками и зажиточными собраний, посвя­щенных вопросу о коллективизации.

Арсенъевский район. В дер. Савинка Захаровского сельсовета на собра­нии крестьян по вопросу о коллективизации выступил зажиточный, за­явив: «Коммунисты и сама власть подгоняет нас, мужиков, в коллективы для того, чтобы в случае войны этот коллектив крепко стоял за Совет­скую власть, так как на самых лучших мужиков надежда слабая. Такого рода задание дала партия своим членам, чтобы быстрее организовали коллективы и сами входили туда... Война весной неизбежна».

Ефремовский район. В дер. Теряевка Остропятского сельсовета зажи­точный по вопросу о коллективизации в группе крестьян говорил: «Ор­ганизованный Липаевскии колхоз более полмиллиона рублей должен кре­дитным товариществам и с каждым годом все больше и больше запуты­вается в долгах и только потому, что главки, завхозы, агрономы и др. получают по 200—250 руб. в месяц, а рядовые крестьяне этим не поль­зуются. Кроме того, многих крестьян заманивают туда обманом, так, один мужик с двумя сыновьями вошел в колхоз, привел трех лошадей, быка, двух коров, штук 25 овец, а потом, как не понравилось ему, ну, задумал он уйти из колхоза, и отпустили его безо всего — суд с его жа­лобой не посчитался, и вот теперь он побирается. Вообще во всех колхо­зах, коммунах члены живут хуже, чем собаки, хорошо живется только коммунистам, которые являются заправилами, распорядителями. Колхо­зы создают с определенной целью — загонять в них всех крестьян, и начнут




нашим братом распоряжаться. Мы раньше пережили одну барщину, но не миновать переживать и другую, еще более худшую барщину. И опять, пожалуй, засвистят нагайки над нами».

Воловский район. В с. Волово собрание бедноты, посвященное вопросу о коллективизации всего района, было сорвано пробравшимися сюда за­житочными, поднявшими шум и крики: «Не пойдем в коллектив, до­вольно, мы видим, что за жизнь в других коллективах, с голоду будем умирать, но в коммуну не пойдем».

Михайловский район. В с. Казаки на собрании крестьян было приня­то постановление об организации семенного товарищества. Через несколь­ко дней кулаки путем агитации и запугивания добились распада т[ова-рищест]ва. Аналогичное имело место в с. Пушкари, где кулаки агитиро­вали: «Колхозы — это прежнее крепостное право, государство берет нас на удочку».

Комаревский район. В с. Языково на собрании крестьян при обсужде­нии вопроса о поднятии урожайности незначительным большинством го­лосов (17 против 16) было принято постановление, одобряющее мероприя­тия по поднятию урожайности. Кулаки и зажиточные, оставшись недо­вольными этим, подняли шум, сорвав тем самым собрание. В с. Бибино Гремичевского сельсовета под влиянием агитации зажиточных о том, что «власть сейчас выдает шатиловский овес на посев с тем, чтобы его осенью весь забрать с крестьян», большинство крестьян отказалось от обсемене­ния своих полей шатиловским овсом.

Отношение середнячества к коллективизациии мероприятиям по повышению урожайности

Отношение середнячества, в основном, к мероприятиям по повыше­нию урожайности и коллективизации — благоприятное. Тем не менее, благодаря недостаточной разъяснительной работе о пользе коллективов и усиленной антиколхозной агитации кулачества и зажиточных, в отдель­ных районах среди середнячества отмечается отрицательное отношение к коллективизации. Главный аргумент против коллективов — это «работа по гудку», «общий котел», «работать на других» и т.д. Зарегистрированы в единичных случаях выступления середняков за организацию обособлен­ных исключительно середняцких колхозов.

Серебряно-Прудский район. На пленуме Дудинского сельсовета высту­пил крестьянин-середняк с призывом организовать колхоз исключитель­но из середняков, говоря: «Имеющийся Дудинский колхоз объединил, главным образом, бедняков-лодырей, которые сами не работают, а живут за счет государства. Такие колхозы дают только убыток государству, поэ­тому нужно организовать свой колхоз только для середняков». Однако выступление его успеха не имело.

Никольский район. В дер. Озерки на собрании крестьян по вопросу о коллективизации выступивший крестьянин-середняк говорил: «У нас коллективизация невозможна, у нас и сейчас много лодырей, которые не хотят работать, не стараются даже лично для себя, а в коллективе от таких людей и вовсе ждать работы нельзя и можно остаться совершенно голыми, раздетыми и разутыми».

Комаревский район. В пос. Снежец среди бедноты отмечено стремле­ние к организации колхоза. Благодаря агитации зажиточных и отдель­ных середняков организация коллектива чрезвычайно затягивается. Со стороны одного середняка отмечена такого рода агитация: «Бедняки умеют только пьянствовать, какие из них будут коллективы, они все про-

гуляют. Сколько власть ни помогала бедноте, все без толку. Нужно боль­ше помогать середняку, а не бедноте».

Богородицкий район. В с. Лопасня Волохонского сельсовета никакой разъяснительной работы по коллективизации не проведено. Крестьянин середняк (псаломщик) агитирует: «В коллективе всех крестьян обманут, это вновь приходит крепостное право. Если сейчас соввласть дает поощ­рение беднякам, то тогда поощрений никому не будет».

Белевский район. На заседании Белевского кредитного товарищества, состоявшемся при колхозе «Новая деревня», где присутствовало до 20 крестьян ближайших деревень, выступавший по вопросу о коллективиза­ции середняк говорил: «Бедноте все помогают, а она не хочет работать, ее очень трудно поднять. Сколько лет подряд ей выдают то косы, то серпы, то кредиты, а что толку от этого — никакого. Наши товарищи приезжают и все стараются нас в коллектив загнать, хотят заставить ра­ботать по звонкам и гудкам... Нет, вы нас не затянете, мы еще хотим пожить, мы раньше у государя служили, с нами делали что хотели».

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 525. Л. 105—112. Подлинник.

№ 330—332

Наши рекомендации