Начало первой англо-китайской («опиумной») войны

Английские газеты объявили законные меры китайских властей по борьбе с контрабандой насилием над британскими поддан­ными и призвали «сурово наказать китайцев». Вслед за тем английское правительство предъявило Китаю вызывающие тре­бования: компенсировать стоимость уничтоженного опиума; дать удовлетворение за «оскорбления», нанесенные английским подданным; дать гарантии, что в будущем к англичанам будут относиться в Китае «с должным уважением»; предоставить в вечную собственность Англии какой-либо остров у берегов Юж­ного Китая, который англичане превратили бы в свою укреп­ленную базу. Характер этих требований показывает, что ан­глийское правительство стремилось не только добиться «права» на беспрепятственное отравление китайского народа опиумом, но и создать благоприятные условия для дальнейшего проник­новения в Китай.

Английское правительство понимало, что без войны эти тре­бования не будут реализованы. В июне 1840 г. в китайские воды прибыла британская военная эскадра из нескольких десятков кораблей. Часть кораблей блокировала Гуанчжоу, другие на­правились к устью Янцзы. В начале июля английский десант занял о-ва Чжоушань, расположенные недалеко от Шанхая. Английский офицер, участник войны, так описывал эту опера­цию: «...войско было высажено на берег, развернулся флаг Ан­глии, и с этой минуты глазам представилось зрелище страшного грабежа. В каждый дом вторгались насильственно, разбивали каждый сундук, улицы были завалены картинами, стульями, столами... Грабеж прекратился, только когда уже нечего было взять. Наши люди порядочно запаслись подарками для своих приятелей, им будет чем убрать и квартиры; нет недостатка в трофеях, взятых не с боя, не на поле битвы, а похищенных у мирных беззащитных жителей».

Так, без объявления войны, английские колонизаторы нача­ли первую англо-китайскую («опиумную») войну. Англию под­держивали не участвовавшие в войне Франция и США. В ки­тайские воды была направлена американская эскадра. Быв­ший американский президент Джон Адаме заявил, что «война, объявленная Англией, является справедливой».

При китайском дворе в тот период взяли верх сторонники капитуляции перед англичанами. Наместник столичной провинции Чжили —Ци Шань от­крыто требовал начать пере­говоры и пойти на уступки. В ноябре 1840 г. император издал эдикт об отмене запре­та на опиум. Началась рас­права со сторонниками со­противления англичанам. Линь Цзэсюй и другие пат­риоты были смещены со сво­их постов. Ци Шань, назна­ченный наместником Гуан­дуна и Гуанси, потребовал казни командира гуандун-ских морских сил Чэнь Ляньшэна за то, что по­следний приказал открыть огонь по английским захват­чикам. В результате проте­стов населения это требова­ние не было выполнено, но гуандунские морские и сухо­путные части, стойко сопро­тивлявшиеся захватчикам, были расформированы. Ци Шань вел с английским ко­мандованием переговоры, во время которых в принципе согласился принять требова­ния англичан.

Капитулянтская полити­ка вызывала недовольство в различных слоях китайского общества, особенно в Гуан-дуне и других приморских провинциях, ставших объек­тами английской агрессии. С другой стороны, правитель­ство не имело средств для выплаты контрибуции ан­гличанам в возмещение стоимости

конфискованного опиума. К тому же император опасался, что открытая капиту­ляция серьезно подорвет престиж династии.

В Феврале 1841 г. английские войска начали наступление в районе Гуанчжоу и захватили один из фортов

В этих условиях цинское правительство не могло поддержать Ци Шаня и лойти открыто на полную капитуляцию. Оно офи­циально объявило войну Англии. Богдыхан разжаловал и отдал под суд Ци Шаня, его имущество было конфисковано, а жены и наложницы проданы с аукциона.

Вскоре английское правительство направило в Китай новые подкрепления. Английские войска захватили окрестности Гуан­чжоу и некоторые порты юго-восточного побережья Китая.

Китай вел справедливую войну за сохранение своей незави­симости и суверенитета. Ее следует рассматривать как начал» освободительной борьбы китайского народа против иностран­ных колонизаторов.

Еще в то время, когда происходили переговоры между Ци Шанем и английским командованием, в прибрежных районах начали действовать партизанские отряды: они нападали на небольшие группы англичан, высаживавшиеся с кораблей для пополнения запасов продовольствия. Партизанские формировав ния называли себя «пинъинтуань» («отряды для усмирения ан­гличан»). Самую крупную операцию пинъинтуани правели 30 мая 1841 г. у деревни Саньюаньли (вблизи Гуанчжоу), где несколько тысяч плохо вооруженных партизан окружили 800 ан­глийских солдат и моряков. Проливной дождь, подмочивший порох англичан, лишил их возможности пустить в ход огне­стрельное оружие. Только вмешательство наместника провин­ции Гуандун, приказавшего выпустить окруженных англичан, спасло английский отряд от уничтожения. Англичане отступили на свои корабли.

Капитуляция Китая

Патриотический подъем, охвативший приморские районы Гуан­дуна, не оказал решающего влияния на ход войны. В июне 1842 г. англичане взяли Шанхай и повели наступление вверх по р. Янцзы. Упорные бои развернулись у г. Чжэньцзян, тюлу-торатысячный гарнизон которого сражался до последней воз­можности. Все защитники Чжэньцзяна пали в бою. «...Англича­не, — писал Ф. Энгельс, — получили достаточно доказательств тому, что как бы несовершенны ни были в военном искусстве монголо-китайские солдаты, у них не было недостатка в храб­рости и отваге... Если бы завоеватели встретили подобное сопро­тивление повсюду, они никогда не добрались бы до Нанкина. Но этого не случилось» *.

*К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, с. 182.

Чжэньцзян расположен на стыке Великого канала и Янцзы. Взяв его 21 июля, англичане перерезали важнейшую комму­никацию, соединявшую Южный Китай с Северным, и создали угрозу Нанкину. Вскоре китайское правительство капитули­ровало.

Главной причиной поражения Китая была его военная и экономическая слабость по сравнению с капиталистической Ан­глией. В то время как китайские армии потеряли 20 тыс. чело­век убитыми и ранеными, потери англичан составили всего 520 человек. Феодальные правители Китая не организовали единой обороны в масштабе всей страны. В каждом городе сражались небольшие гарнизоны, действовавшие изолированно. Воспитан­ные в духе высокомерного пренебрежния к «заморским варва­рам», маньчжурские военачальники оказались неспособными умело руководить войсками на поле боя, они считали самоубий­ство почетной смертью, искупающей позор поражения. Богды­хан посмертно награждал и щедро одаривал семьи командиров-самоубийц, чьи войска потерпели поражение.

Вооруженные до зубов англичане продвигались вперед, же­стоко расправляясь с мирным населением. «В этой войне,— писал К. Маркс, — английская солдатня совершала мерзости просто ради забавы; ее ярость не была ни освящена религиоз­ным фанатизмом, ни обострена ненавистью к надменным завое­вателям, ни вызвана упорным сопротивлением героического врага. Насилование женщин, насаживание детей на штыки, сжигание целых деревень — факты, зарегистрированные не манда­ринами, а самими же британскими офицерами, — все это со­вершалось тогда исключительно ради разнузданного озор­ства» *.

*К. Маркси Ф. Энгельс. Соч., т. 12, с. 297.

Наши рекомендации