Подготовка к рассмотрению дела об административном

правонарушениисостоит в том, что орган или должностное лицо обязаны выяснить:

— относится ли к его компетенции рассмотрение дан­ного дела;

— правильно ли составлены протокол и другие матери­алы дела об административном правонарушении;

— извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

— истребованы ли необходимые дополнительные мате­риалы: о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, за­конных представителей, адвоката (ст. 255 КоАП).

Это имеет весьма существенное значение для дальней­шего производства по делу об административном правона­рушении.

Если орган или должностное лицо устанавливает, что поступившее дело не относится к его компетенции, он на­правляет материалы по подведомственности.

Кодекс об административных правонарушениях не оп­ределяет порядка такого направления. Видимо, здесь воз­можны два варианта:

— возвращение тому органу или должностному лицу, которое представило дело для рассмотрения;

— либо направление непосредственно тому органу (должностному лицу), которое полномочно его рассматривать.

По некоторым видам административных правонаруше­ний Кодекс об административных правонарушениях пре­доставляет право рассматривать дело двум органам (долж­ностным лицам). В таких случаях имеет место так называ­емая двойная подведомственность, а дело рассматривает, как правило, тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило. Исключение составляют дела о мелком ху­лиганстве (ст. 158 КоАП), которые рассматривают сначала начальники органов внутренних дел. Затем они направля­ют их судье, если штраф, который вправе наложить началь­ник органа внутренние дел, будет признан недостаточной мерой взыскания (ст. 202. 203 КоАП).

Кодекс об административных правонарушениях не со­держит указаний на то, как поступать, если протокол и другие материалы дела об административном правонару­шении составлены неправильно. Видимо, при существен­ных нарушениях, препятствующих полному и объективно­му выяснению всех обстоятельств дела, протокол следует направить тому, кто его составлял.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 247 КоАП по отдельным категориям дел присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела является обязательным.

В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, пограничных войск или судьи органы внутренних дел принимают меры к его приводу.

Порядок рассмотрения дела об административном право­нарушении, его процедура,закрепленная законодателем в ст. 258 Кодекса об административных правонарушениях, состоит из следующих стадий:

1. Объявление состава коллегиального органа или пред­ставление должностного лица, рассматривающего данное дело.

2. Объявление дела, подлежащего рассмотрению.

3. Оглашение протокола об административном право­нарушении.

4. Разрешение ходатайств.

5. Исследование доказательств.

6. Заслушивание лиц, участвующих в рассмотрении дела.

На этом этапе рассмотрения орган, или должностное лицо, обязан выяснить:

• было ли совершено административное правонару­шение;

• виновно ли данное лицо в его совершении;

• подлежит ли оно административной ответственности;

• имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчаю­щие ответственность;

• причинен ли имущественный ущерб;

• имеются ли основания для передачи материалов об ад­министративном правонарушении на рассмотрение това­рищеского суда, общественной организации или трудово­го коллектива; а также выяснить другие обстоятельства, имеющие зна­чение для правильного разрешения дела (ст. 259 КоАП).

Главная цель рассмотрения дела по существу —установ­ление фактических обстоятельств совершения правонару­шения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

Объективное разрешение дела по существу предполага­ет не только установление виновных и применение к ним справедливых мер административного воздействия, но и обеспечение другой, не менее важной задачи — чтобы ни один невиновный не был подвергнут мерам администра­тивного взыскания.

Если в процессе рассмотрения дела об административ­ном правонарушении будет установлено, что это не адми­нистративный проступок, а иное правонарушение, на­пример, дисциплинарный проступок или уголовное пре­ступление, то дело передается соответствующему органу или должностному лицу, уполномоченному его рассмат­ривать. Например, руководителю предприятия, органи­зации или учреждения, если будет обнаружено, что под­чиненное ему по службе лицо совершило дисциплинар­ный проступок.

Если при рассмотрении дела орган или должностное лицо придет к выводу, что в нарушении содержатся при­знаки преступления, то он передает материалы прокурору или органу предварительного следствия (дознания). Дан­ные положения закреплены законодателем в ст. 233 Кодек­са об административных правонарушениях.

Орган, или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен устано­вить не только наличие, но и размер причиненного право­нарушением имущественного ущерба. Стоимость ущер­ба измеряется по государственным розничным ценам. Ущерб, причиненный незаконной порубкой деревьев или нарушением правил охоты и рыболовства, исчисляется по установленным таксам.

При наличии имущественного ущерба, не превышаю­щего 1/2 минимального размера оплаты труда, админист­ративная комиссия, комиссия по делам несовершеннолет­них, судья вправе при решении вопроса об административ­ном взыскании одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Районный или городской народный суд решает этот вопрос независимо от суммы ущерба.

В иных случаях орган, или должностное лицо, должен разъяснить потерпевшим, что вопрос о возмещении иму­щественного ущерба решается в порядке гражданского су­допроизводства (ст. 40 КоАП).

Оценивая характер административного правонарушения и личность виновного, орган, или должностное лицо, рас­сматривающий дело, обязан выяснить целесообразность применения к виновному мер общественного воздействия.

При наличии условий, предусмотренных ст. 21 Кодек­са об административных правонарушениях, лицо, совер­шившее административное правонарушение, освобожда­ется от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, обще­ственной организации или трудового коллектива.

Также должны быть выяснены и другие обстоятель­ства, которые могут иметь значение для правильного раз­решения дела. К ним относятся вопросы о целесообраз­ности освобождения от административной ответственно­сти в случае малозначительности правонарушения (ст. 22 КоАП), о причинах и условиях, способствующих соверше­нию административного правонарушения (ст. 265 КоАП), о судьбе изъятых вещей и документов (ст. 261 КоАП).

Вынесение постановления по результатам рассмотрения —заключительный этап стадии рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении.

В постановлении даетсяокончательная оценка поведе­ния лица, привлеченного к административной ответствен­ности, устанавливается его виновность или невиновность, определяются мера воздействия, состояние администра­тивной наказанности, исчисление сроков обжалования.

Постановление должно как по форме, так и по содер­жанию соответствовать требованиям ст. 261 Кодекса об административных правонарушениях. А также в соответ­ствии со ст. 277 КоАП обязательно для исполнения госу­дарственными и общественными органами, предприятия­ми, учреждениями, организациями, должностными лица­ми и гражданами.

В зависимости от результатов рассмотрения дела, в соот­ветствии с требованиями ст. 262 Кодекса об административ­ных правонарушениях, компетентный орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:

— о наложении административного взыскания;

— о прекращении дела производством.

Постановление о наложении административного взыска­ниявыносится лишь тогда, когда орган, или должностное лицо, рассматривающий дело, приходит к выводу о винов­ности лица в совершении правонарушения. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности.

В постановлении должна быть определена мера админи­стративного взыскания в соответствии с нормами Общей ча­сти Кодекса об административных правонарушениях, но толь­ко в том случае, если она предусмотрена санкцией Особенной части КоАП или другого нормативного акта, по которому ква­лифицировано административное правонарушение.

Постановление о наложении взыскания занимает осо­бое место среди актов, издаваемых в процессе производ­ства по делам об административных правонарушениях:

- прежде всего именно в данном виде постановления реализуется решение полномочного органа или должностного лица о применении меры администра­тивной ответственности к лицу, виновному в совер­шении правонарушения;

— постановление порождает правовые обязанности на­рушителя и компетентных государственных органов по его исполнению;

— наложение взыскания влечет особое правовое состо­яние нарушителя — в течение года со дня исполнения взыскания он считается лицом, подвергавшимся ад­министративному взысканию (ст. 39 КоАП).

Постановление о прекращении дела производством. Дело прекращается:

— при объявлении устного замечания;

— передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового кол­лектива либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания;

— а также при наличии обстоятельств, предусмотрен­ных ст. 227 Кодекса об административных правонару­шениях, которая содержит в себе перечень обстоя­тельств, исключающих производство по делу.

В постановлении о прекращении дела производством обязательно должно быть указано обстоятельство, послу­жившее основанием для принятия такого решения со ссылкой на соответствующий пункт ст. 227 КоАП.

Постановление объявляется немедленно после оконча­ния рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении ко­торого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Об этом отбирается расписка или делается запись в деле (ст. 263 КоАП).

Следующая стадия административного процесса носит дополнительный характер, т. е. если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные лица, наделенные правом приносить жалобы или заявлять ходатайства для пересмотра приня­того решения, не сделали этого, то рассматриваемый нами этап административного процесса будет отсутствовать. В ином случае стадия пересмотра решения должна пройти три этапа:

— обжалование или опротестование постановления;

— проверка законности постановления, вынесение решения;

— реализация решения.

Законодателем установлено два пути подачи жалобы — административный и судебный (ст. 267 КоАП).

Административный порядок обжалованиясостоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т. е. в орган, вы­шестоящий по отношению к органу или должностному лицу, наложившему взыскание.

Судебный порядокхарактеризуется тем, что жалоба на постановление органа (должностного лица) подается в районный (городской) суд. Порядок рассмотрения судами жалоб на постановления о привлечении к административ­ной ответственности регулируется нормами гражданско-процессуального права.

Существует установленный срок подачи жалобы. В соот­ветствии с положениями ст. 268 КоАП она может быть пода­на в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает ис­полнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы (ст. 270 КоАП).

Если жалоба подана несвоевременно, то она не влечет приостановления исполнения и будет рассмотрена только в случае, если будет установлено, что срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине.

Жалоба на постановление по делу об административ­ном правонарушении государственной пошлиной не опла­чивается (ст. 267 КоАП).

Также постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором (ст. 261 КоАП).

Протест на постановление коллегиального органа приносит­ся прокуроромв орган, принявший это постановление, или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится про­тест на незаконное постановление должностного лица.

Протест прокурора подлежитобязательному рассмотре­нию не позднее чем в десятидневный срок после его по­ступления. В необходимых случаях срок рассмотрения протеста по требованию прокурора может быть сокращен.

Орган или должностное лицо, наделенное соответству­ющими полномочиями, при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:

• оставляет постановление без изменения, а жалобы или протест — без удовлетворения;

• отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

• отменяет постановление и прекращает дело;

• изменяет меру взыскания в пределах, предусмотрен­ных нормативным актом об ответственности за админист­ративное правонарушение, но только с условием, чтобы взыскание не было усилено (ст. 273 КоАП).

Если будет установлено, что постановление вынесено органом или должностным лицом, неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (дол­жностного лица).

Если суд в ходе рассмотрения дела по жалобе установит, что имело место преступление, то судья должен сообщить об этом прокурору. Если прокурор сочтет доводы суда пра­вомерными, он может возбудить уголовное дело.

Решение по жалобе на постановление по делу об адми­нистративном правонарушении может быть опротестовано прокурором в независимости от органа, его вынесше­го (ст. 275 КоАП).

Протест на решение по жалобе вносится в вышестоя­щий орган или должностному лицу по отношению к тому, который принял решение по жалобе.

Административное законодательство также регулиру­ет последствия отмены постановления с прекращением дела об административном правонарушении (ст. 276 КоАП).

При реализации данной статьи соответствующим орга­нам и должностным лицам следует принять меры к тому, чтобы причиненный ущерб был возмещен в полном разме­ре с отменой всех других ограничений, которые связаны с ранее принятым постановлением.

Если предмет невозможно вернуть, то возмещается его стоимость. Возмещение ущерба, причиненного граждани­ну незаконным наложением административного взыска­ния в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством. В данном случае, наряду с возмещением имущественного ущерба в соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрена компенсация морального вреда. Размер компенсации морального вреда определя­ется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий (ст. 1101ГКРФ).

Исполнение постановления, вынесенного по администра­тивному делу.Значение этой стадии заключается в том, что только в процессе исполнения постановления виновное лицо претерпевает определенные лишения морального или материального характера.

Гарантией обеспечения исполнения постановления яв­ляется то, что такое постановление обязательно для ис­полнения государственными и общественными органа­ми, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами (ст. 277 КоАП).

По общему правилу постановление о наложении адми­нистративного взыскания подлежит исполнению с момен­та его вынесения.

При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения (ст. 278 КоАП).

На этой стадии органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях приходится решатьследующие вопросы:

— отсрочка исполнения постановления (ст. 280 КоАП);

— сокращение срока лишения специального права, предоставленного гражданину (ст. 297 КоАП);

- прекращение исполнения постановления о наложе­нии административного взыскания (ст. 281, 282 КоАП);

— замена не отбытых исправительных работ на штраф или административный арест (ст. 302 КоАП);

- замена обязанного лица (ст. 285 КоАП), например, при отсутствии самостоятельного заработка у лица в возрасте от 16 до 18 лет, которое совершило адми­нистративный проступок, штраф взимается с его родителей;

— поворот исполнения постановления (ст. 276 КоАП), например, в случае если у гражданина, привлекаемо­го к административной ответственности, было изъя­то или конфисковано какое-либо имущество, то пос­ле отмены постановления с прекращением дела этот предмет ему возвращается;

— привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем испол­нении постановлений по делам об административных правонарушениях (ст. 394 ГПК РСФСР);

— привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в утрате исполнительного документа (ст. 344 ГПК РСФСР).

Законодателем в главе 23 (ст. 277—310) Кодекса об ад­министративных правонарушениях определены виды производств по исполнению постановления о наложе­нии административных взысканий, к таковым, в частно­сти, относятся:

• Производство по исполнению постановления о вынесе­нии предупреждения.

Предупреждение— один из видов административного взыскания. Применяется преимущественно к лицам, ви­новным в совершении незначительных административ­ным проступков.

Данный вид административного взыскания может нала­гаться лишь в случаях, когда оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса об адми­нистративных правонарушениях или иного нормативного акта, устанавливающего административную ответственность.

Чаще всего предупреждение предусматривается в аль­тернативе со штрафом. Однако законодательство не допус­кает его применение вместо других административных взысканий.

• Производство по исполнению постановления о наложе­нии штрафа.

Штраф— это денежное взыскание, налагаемое за адми­нистративные правонарушения в случаях и пределах, пре­дусмотренных законодательством.

Величина штрафа может быть:

— кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на мо­мент окончания или пресечения правонарушения;

— кратной стоимости похищенного, утраченного, по­врежденного имущества либо размеру незаконного

дохода, полученного в результате административно­го правонарушения.

Штраф должен быть уплаченнарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования — не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жало­бы или протеста без удовлетворения.

При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших мелкое хулиганство или нарушение правил дорожного движения, штраф взыс­кивается с родителей или лиц, их заменяющих.

Штраф вносится нарушителем в учреждение банка, за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения (в этом случае нарушителю выдается квитанция установленного образца — документ строгой финансовой отчетности).

• Производство по исполнению постановления о лише­нии специального права.

Перечень прав, в отношении которых применяется такая мера административного воздействия, как лише­ние специального права,содержится в ст. 30 Кодекса об административных правонарушениях. К ним, в частно­сти, относятся:

— право управления транспортными средствами;

— право охоты;

— право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (применяется за грубое нарушение или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до трех лет).

Исполнение постановления о лишении специального права производитсяпутем изъятия документов, подтверждающих это право (водительского удостоверения, охотничьего би­лета, специального разрешения на эксплуатацию радио­электронных средств или высокочастотных устройств).

Исчисление сроков о лишении специального праварегу­лируется ст. 198 Кодекса об административных правонару­шениях, согласно которой водители транспортных средств и лица, нарушившие правила охоты, считаются лишенны­ми специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права.

По истечении срокалишения специального права, а так­же в случае его сокращения лицу, в отношении которого была применена данная мера, возвращаются изъятые у него документы.

4 Производство по исполнению постановления о возмезд­ном изъятии предмета.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения,— это принудительное изъятие предмета и последующая реализация с передачей вырученной сум­мы бывшему собственнику за вычетом расходов по реали­зации изъятого предмета.

Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

К предметам, подлежащим возмездному изъятию, от­носятся: вещества и предметы, опасные для перевозки на воздушном транспорте; огнестрельное гладкоствольное охотничье и нарезное оружие, боевые припасы.

Вещи, подлежащие возмездному изъятию, обнаружен­ные при задержании, личном досмотре или досмотре ве­щей, изымаются должностными лицами соответствующих органов и хранятся впредь до рассмотрения дела, после чего, в случае вынесения постановления о возмездном изъятии, предметы реализуются.

Изъятые на основании постановления о возмездном изъятии предметы сдаются органами (должностными ли­цами), вынесшими постановление, для реализации в ко­миссионный магазин или специально выделенные для этой цели магазины по месту нахождения имущества, под­лежащего изъятию.

После реализации из вырученной от продажи суммы вычитаются расходы, понесенные в связи с реализацией.

После завершения исполнения постановления о воз­мездном изъятии огнестрельного оружия и боевых при­пасов органы внутренних дел направляют постановле­ние с отметкой об исполнении органу, вынесшему по­становление.

• Производство по исполнению постановления о кон­фискации.

Исполнение постановления о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения,осуществля­ется путем изъятия конфискованного предмета и принуди­тельного безвозмездногообращения этого предмета в соб­ственность государства.

Законодательством предусмотрены ограничения приме­ненияданного вида взыскания:

— конфискован может быть только предмет, находя­щийся в личной собственности нарушителя;

- конфискация огнестрельного оружия и боевых при­пасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источ­ником существования.

Вещи и документы, явившиеся орудиями или непос­редственными объектами правонарушений, которые были обнаружены при задержании, личном досмотре или до­смотре вещей, изымаются уполномоченными должност­ными лицами органов, осуществляющих контрольно-над­зорные функции. Указанные предметы хранятся в местах, определяемых данными органами, до рассмотрения дела.

Реализация конфискованных предметов осуществляет­ся в соответствии с Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к госу­дарству, и кладов. Конфискованные предметы реализуют­ся в комиссионных или иных специально для этого опре­деленных магазинах. Средства, полученные от реализации, перечисляются в бюджет государства.

Постановление о конфискации предметов, явившихся орудиями или непосредственными объектами правонару­шений, следует считать исполненным после передачи кон­фискованного предмета представителю финансового орга­на и оформления акта приема-передачи.

• Производство по исполнению постановления об испра­вительных работах.

Суть исправительных работсостоит в том, что на осно­вании постановления об исправительных работах из зара­ботка нарушителя производятся удержания в доход госу­дарства в течение срока отбывания наказания в размерах, определенных постановлением. Согласно ст. 31 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР максималь­ный размер удержаниясоставляет 20% заработка нарушите­ля, а срок отбыванияисправительных работ не может быть менее 15 суток и более 2 месяцев.

Порядок исполненияпостановления об исправительных

работах:

— постановление направляется на исполнение не по­зднее, чем на следующий день после его вынесения;

— исправительные работы отбываются по месту посто­янной работы нарушителя;

- отбывание исправительных работ исчисляется време­нем, в течение которого нарушитель работал и из его заработка производилось удержание.

На администрацию предприятия, учреждения и организа­ции по месту отбывания нарушителем исправительных работ возлагается ряд обязанностей:

— правильное и своевременное производство удержа­ний из заработка нарушителя в доход государства и

своевременный перевод удержанных сумм в установ­ленном порядке;

— трудовое воспитание нарушителя;

— уведомление органов, ведающих исполнением дан­ного вида взыскания, об уклонении нарушителя от отбывания исправительных работ.

• Производство по исполнении постановления об адми­нистративном аресте.

Административный арестустанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды админист­ративных правонарушений на срок до пятнадцати суток.

Сущность исполненияпостановления об администра­тивном аресте заключается в следующем:

- в принудительном помещении в специально пред­назначенное для этой цели учреждение;

— в содержании под стражей в течение срока, опреде­ленного в постановлении судьи, в условиях специаль­ного правового режима;

— в применении мер воспитательного и трудового воздействия.

Постановление приводится в исполнение немедленно после его вынесения: сразу после его объявления лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется ра­ботником милиции в органы внутренних дел для отбыва­ния наказания.

Если на постановление об административном аресте принесен протест прокурора, то исполнение его приоста­навливается до рассмотрения протеста.

В срок административного ареста засчитывается срок административного задержания.

Административный арест не применяется:

— к беременным женщинам;

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет;

— к лицам, не достигшим 18 лет;

- к инвалидам первой и второй групп.

Правила, установленные законодательными актами, со­ставляют правовую основу режима содержания под админи­стративным арестом в специальных учреждениях ОВД:

— строгая изоляция, охрана и постоянный надзор за арестованными с целью предотвращения совершения ими новых правонарушений;

— раздельное содержание арестованных в зависимо­сти от пола нарушителей, вида совершенного пра­вонарушения;

— соблюдение внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, предназначен­ных для содержания арестованных;

• применение к лицам, подвергнутым административ­ному аресту, средств исправления (воспитательная работа, трудовое использование).

• Производство по исполнению постановления в части возмещения имущественного ущерба.

• Производство по исполнению постановления об админи­стративном выдворении за пределы Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерациииностранных граждан и лиц без гражданства — это принудительное и контролируемое их перемещение через Государственную границу Российской Федерации за пределы РФ (приводится в исполнение пограничными войсками РФ), а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — контролируемый самостоятельный выезд выдворяемых из РФ.

Основаниемдля вынесения постановления об админи­стративном выдворении за пределы Российской Федера­ции является:

- нарушение правил пересечения Государственной гра­ницы Российской Федерации иностранными граж­данами или лицами без гражданства и управляемы­ми ими транспортными средствами, порядка их сле­дования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в об­ратном направлении;

- нарушение правил транзитного пролета через воз­душное пространство Российской Федерации инос­транных воздушных судов;

— нарушение установленных правил плавания иност­ранных невоенных и военных кораблей при мирном проходе через территориальные воды Российской Федерации без захода во внутренние воды, порты, на рейды РФ;

— нарушение режима в пунктах пропуска через Госу­дарственную границу Российской Федерации инос­транным гражданином или лицом без гражданства.

Порядок оформления исполнения постановления об административном выдворении за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства содержит в себе:

— составление двустороннего акта (при официальной пе­редаче нарушителя властям сопредельного государства);

- составление одностороннего акта, который приоб­щается к указанному постановлению;

— постановление об административном выдворении вместе с двусторонним или односторонним актом о его исполнении возвращается органу, вынесшему данное постановление.

Исполнение постановления о наложении административ­ного взыскания проходит в три этапа:

1. Обращение к исполнению— юрисдикционный орган должен своевременно, не позднее трех меся­цев, направить вынесенное постановление органу-исполнителю.

2. Фактическое исполнение— реализация администра­тивных взысканий, реальное претерпевание правона­рушителем правоограничений, установленных поста­новлением по делу.

3. Окончание исполнениядела об административном правонарушении — после реального исполнения или в случае, если невозможно выполнить постановле­ние, исполнение должно быть прекращено, дело воз­вращено органу, вынесшему постановление, и сдано в архив.

5. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Меры обеспечения производства— это совокупность мер административного принуждения, применяемых для дос­тижения целей производства по делам об административ­ных правонарушениях.

Виды мер административно-процессуального обеспечения:

— Доставление нарушителей.

— Административное задержание.

— Личный досмотр, осмотр вещей.

— Осмотр транспортных средств.

— Изъятие вещей и документов.

- Отстранение от управления транспортным сред­ством.

— Освидетельствование на состояние опьянения.

- Задержание транспортного средства.

— Привод лица, привлекаемого к административной ответственности.

Целями применения мер административно-процессуаль­ного обеспеченияявляются:

1. Пресечение административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия.

2. Установление личности правонарушителя.

3. Составление протокола об административном пра­вонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обя­зательным.

4. Обеспечение своевременного и правильного рас­смотрения дела.

5. Обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Законодателем установлены следующие сроки админи­стративного задержания:

1. Общий срок — до трех часов.

2. Для рассмотрения протокола, для установления лич­ности и выяснения обстоятельств правонарушения при нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за совершение правонарушения на континентальном шельфе РФ законодатель пре­дусматривает право задержания лица на срок до трех суток, с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов, и до 10 суток с санкцией прокуро­ра, полученной в течение 24 часов.

3. При совершении мелкого хулиганства, нарушении порядка организации и проведения собраний, ми­тингов, уличных шествий и демонстраций, за неза­конную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлю с рук в не установленных местах, неповиновение работни­ку милиции, иному полномоченному должностному лицу или представителю общественности законода­тель предусмотрел право задержания лица на срок до 10 суток с санкцией прокурора, полученной в течение 24 часов, до рассмотрения дела судьей или начальни­ком (заместителем начальника) органа внутренних дел.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими нормативными актами регулируется производ­ство по административным правонарушениям?

2. Назовите обстоятельства, исключающие производ­ство по делу об административном правонарушении.

3. Назовите обязательные реквизиты протокола об адми­нистративном правонарушении.

4. Какую ответственность могут нести должностные лица за нарушение принципов производства?

5. Как вы считаете, вправе ли орган административной юрисдикции рассматривать дело об административном пра­вонарушении, если в установленные сроки оно не было рас­смотрено вследствие непреодолимых обстоятельств?

6. Предусмотрено ли законодательством право органа административной юрисдикции рассматривать какую-либо категорию дел об административных правонарушениях без срока давности ?

Задача № 1

Гражданин Никитин, будучи в нетрезвом состоянии, от­крыл стрельбу из охотничьего ружья во дворе дома, где он проживал. Один из соседей, военный летчик, оказавшись оче­видцем правонарушения, составил о случившемся протокол, который направил в суд.

Судья, рассмотрев это дело, вынес постановление о нало­жении на Никитина административного взыскания в виде штрафа в размере 40 рублей с конфискацией ружья.

Законно ли наложение данного взыскания ?

Задача № 2

4 марта заместитель начальника отдела внутренних дел вынес постановление по делу об административном правона­рушении, наложив штраф на гражданина Демина за мелкое хулиганство. Будучи не согласным с тем, что он совершил правонарушение, и пытаясь защитить свои честь и достоин­ство, Демин 20марта подал жалобу на решение по делу в суд.

Почему судья не стал рассматривать поданную Деминым жалобу?

Задача № 3

Постановлением судьи на 17-летнего Жукова за злостное неповиновение законному требованию работника милиции наложено взыскание в виде административного ареста сро­ком на 5 суток. Районный прокурор вынес протест на поста­новление судьи.

Почему прокурор опротестовал постановление судьи ?

Наши рекомендации