Тема: Основы конституционного строя
а) Понятие конституционного строя и его основ.
Республика Казахстан обладает определенным государственно-правовым статусом, характеризующим ее как демократическое, светское, правовое и социальное государство. Исследование основ конституционного строя позволяет представить наиболее полную картину о специфике, основных чертах Республики Казахстан. Понятия "конституционный строй", "основы конституционного строя" вошли в оборот сравнительно недавно. Следует отметить, что Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года[1] регулировала основы конституционного строя в отдельном разделе.
Понятие основ конституционного строя Республики Казахстан можно раскрыть в соответствии с теми изменениями, которые произошли в общественно-политической жизни молодого суверенного государства. "Вскрытые новые, более глубокие слои реальности, - пишет А.Н. Аверьянов, - требуют своего определения, т.е. рождается потребность в новом понятии". Обращаясь к современным исследованиям ученых-государствоведов, отметим, что разработка понятия основ конституционного строя набирает свою активность.
Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению особенностей понятия основ конституционного строя заметим, что определенную роль в нашем исследовании должны сыграть те разработки ученых, которые были посвящены таким, неразрывным с понятием "конституционный строй", категориям, как "общественное устройство", "общественный строй", "основы общественного строя и политики". Как и нынешние основы конституционного строя, так и выше перечисленные категории были введены в оборот конституционными нормами. Обращение к трудам П.И.Стучки, Г.С.Гурвича, М.А.Рейснера, Е.А.Энгеля и других, посвященных анализу Конституции, основам государственного права, показывает, что в них вообще отсутствовал раздел об общественном строе, не давалось его общее понятие. В подтверждение этому Н.Я.Куприц писал: "В тот период в науке советского государственного права еще не было раздела, посвященного вопросам общественного устройства, хотя основы социально-экономической и политической организации Советского государства рассматривались".
Конституция СССР 1936 года и, соответственно тому времени, Конституция Казахской ССР 1937 года вводят понятия "общественное устройство", "общественный строй". Исходя из идей, заложенных в соответствующих статьях Конституции, и их содержания, ряд ученых предприняли попытку охарактеризовать государственно-правовую категорию "общественное устройство". Таким образом, определение последней не вышло за рамки основных характеристик экономической и политической жизни, закрепленной Советской Конституцией. Я.Н.Уманский понимал общественное устройство как экономическую основу, классовую структуру и политическую основу, взятые в единстве. С.С.Кравчук к вышеперечисленным элементам добавляет основы правового положения человека в обществе. А.Х.Махненко, подчеркивая, что "трехчленная" система общественного устройства "страдает серьезными недостатками", высказал мнение, что понятие "общественное устройство" охватывает: 1) сущность, задачи и функции социалистического государства; 2) представительные органы, как основу государственного аппарата; 3) экономическую основу и характер экономики; 4) классовую структуру общества; 5) государственное планирование развития экономики и культуры; 6)труд, как обязанность и дело чести каждого трудоспособного гражданина и социалистический принцип распределения по труду.
Если смотреть на эволюцию развития исследуемых понятий, то следующим этапом было рассмотрение совокупности основных институтов, характеризующих государственность в виде "общественно-политического строя", "общественного строя". Здесь уместно привести следующие позиции. Так, по мнению А.И.Кима общественный строй - это система общественных отношений, в которые вступают люди в повседневной жизни, основу которых составляют экономические, производственные отношения, обусловливающие социальные, политические и духовные процессы жизни в данном обществе. В контексте рассматриваемой проблемы нельзя не привести мнение В. А. Ржевского, который после принятия Конституции СССР 1977 г. пишет: "Общественный /общественно-политический/ строй СССР - это закрепленная Советским государством в его конституции система основ господствующих социально-экономических и политических отношений, юридически оформленная в виде важнейших конституционно-правовых институтов, которые выражают социалистический тип взаимосвязи собственности и власти советского народа, коренные принципы и устои развитого социализма, обеспечивают организацию и функционирование государственной власти по осуществлению внутренней и внешней политики СССР под руководством Коммунистической партии".
В настоящее время термин "общественный строй" употребляется довольно редко. Одна из современных трактовок выглядит так: "Общественный строй /устройство/ - исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом".
Думается, сколько бы мы ни приводили дефиниций, следует согласиться с О.Е.Кутафиным, который пишет, что каждый общественный строй - это не простая сумма различных социальных феноменов, форм и сфер общественной жизни, развивающихся только по своим специфическим законам, а единый организм, социальная система, развитие которой базируется на системных законах, общих для этого и всех других аналогичных общественных организмов, развивающихся в рамках одной и той же общественной формации, т.е. иначе говоря, на законах соответствующей формации. [2]
Именно комплексное рассмотрение институтов общественного строя, закрепляемых конституцией, представляет возможность рассматривать его в качестве единой категории. При этом, в зависимости от объективных условий, государства могут по-разному закреплять основы общественного строя.
b) Экономические и политические основы конституционного строя.
Единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечивается Президентом, являющимся главой государства и его высшим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Тем самым, Президент Республики Казахстан находится над всеми ветвями власти, выступает арбитром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти.
Политический и идеологический плюрализм.
В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п. 1 ст. 5 Конституции).[3]
Политическое многообразие (плюрализм) — это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.
Политический плюрализм — это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять, ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия.
Идеологическое многообразие (плюрализм) — это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.
Экономический плюрализм. Это значит, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п. 1 ст. 6 Конституции)
Права и свободы человека и гражданина - высшая ценность. Конституция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в качестве высшей ценности (ст. 1 Конституции). Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязанностью.
Приоритет норм международного договора над нормами закона. Пункт 3 ст. 4 Конституции гласит: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».