Справка ИНФО ОГПУ о ходе и предварительных итогах коллективизации и выселения кулачества в 21 районе Западно-Сибирского края

30 января 1931 г.

25 декабря 1930 г. бюро крайкома ВКП(б) и фракцией КИКа вынесено решение о проведении в 21 районе с наиболее высоким процентом коллек­тивизации конфискации имущества и выселения кулаков. Кампания, со­гласно директивам крайкома, должна сочетаться с одновременным раз­ворачиванием массовой разъяснительной работы среди единоличников с целью усиления темпов дальнейшей коллективизации. Директивой крайкома было сделано специальное предупреждение о недопустимости произвольного расширения местными организациями контингента хо­зяйств, подлежащих выселению за счет середняцких и зажиточных хо­зяйств. Для осуществления этих мероприятий намечены следующие районы:


Наименование районов Намечено к выселению кулацких хозяйств % коллективизирован ных] хоз[яйств] в районе к моменту выселен[ия] кулачества
Минимум Максимум
Омский 29,7
Черлакский 49,2
Исиль-Кульский 36,4
Черепановский 18,8
Каргатский 16,3
Ордынский 27,7
Алейский 38,1
Чумышский 19,5
Михайловский 37,8
Сросткинский 35,5
Каменский 18,1
Кожевниковский 12,8
Курагинский 23,3
Спасский 30,2
Андреевский 40,4
Родинский 25,6
Ужурский 22,1
Рубцовский 38,5
Поспелихинский 52,6
Панкрушихинский 41,3
Старо-Бардинский 27,2
Итого: 29,5

Поскольку кулачество, подлежащее переселению, водворялось в необ­житые районы, решение предусматривало выделение следующего натур-фонда на одно хозяйство из конфискованного кулацкого имущества:

1/31* 1/41* 1/31* 1 1 1/101* 1/20 1/201* 1/51* 1/51*

Лошадей

Плугов

Борон

Кос

Серпов

Молотков для бабок и кос

Вил железных

Лопат

Рыбн[ые] и охотн[ичьи] принад-

л[ежности] кроме ружей Сбруи кон[ские] Пил поперечн[ых] Пил продольных Топоров

Кузн[ечный] инструм[ент]/комплект Столяр[ный] инстр[умент]/ком[плект] Ломов

Кирко-мотыг Саней Скат колес.

Примечание: Здесь не указано продовольствие и минимум фуража, также входящие в натурфонд.

Развертывание кампании

Развертывание и самый ход кампании по ряду районов ознаменова­лись неподготовленностью местных организаций к практическому осу­ществлению решений крайкома и крайисполкома, в отдельных организа­циях, особенно сельских, некоторым благодушием и оппортунистически­ми колебаниями (утеря кулака) и боязнью трудностей. С другой стороны, имели место также по ряду районов попытки свести эту важнейшую по­литическую кампанию к одностороннему акту раскулачивания и выселе­ния кулачества, провести к тому же все это административным поряд­ком, силами и средствами милиции, сельсоветов и партячеек, без привле­чения бедноты и середняцкого актива. В ряде сельсоветов раскулачивание и выселение кулаков не сочетались с работой по усилению темпов коллек­тивизации. Отдельные руководители районных парторганизаций встрети­ли директиву крайкома скептически, высказывая свое мнение о ее несвое­временности и нецелесообразности. Секретарь Кожевниковского РК ВКП(б) Сухов в беседе по этому вопросу с работниками крайцентра за­явил: «Лучше бы Вы не совались с этим выселением кулачества, если Вы будете проводить так, как в прошлом году, так лучше выселения и не проводить». Отдельные работники, выезжая в населенные пункты, не на­ходили кулака. В Поспелихинском районе уполномоченные РК ВКП(б) Стрельников, Строганов и Челембей, будучи посланы в сельсоветы, воз­вратились обратно, заявив, что они кулаков не нашли. Посланные вторич­но в сельсоветы, они разыскали «утерянных» ими кулаков.

Вместе с тем, в процессе проведения подготовительных работ отмеча­лись тенденции к внесению в списки выселяемых зажиточных хозяйств и лиц, лишенных избирательных прав не по признакам кулацких хозяйств, как-то: начетчиков, быв. урядников и т.п. Вносились в списки беглые ку­лаки и дряхлые старики. Некоторые сельские и районные работники про­являли склонность к включению в списки выселяемых отдельных серед­няков и зажиточных, мотивируя свои требования о внесении их в списки «наличием у них большой посевплощади», «нежеланием их идти в колхо­зы» и т.п. Уполномоченный Черлакского РИКа настаивал на выселении середняка Илюхина за то, что он «много сеял». Подобные тенденции нашли свое практическое выражение в искривлении классовой линии. В с[елах] Инсарка, Орловка, Сухачевка и др. Исиль-Кульского района упол­номоченные района и сельсоветы включили в списки выселяемых отдель­ных середняков и даже членов колхозов. В Михайловском районе в числе 48 экспроприированных хозяйств попало 3 середняка и один быв. кр[асный] партизан, служивший впоследствии в Красной армии. (Меры к исправлению перегибов приняты.) Березовский сельсовет Сросткинского района раскулачил одно середняцкое хозяйство и направил его в райцентр для выселения. В с. Малинино Спасского района по распоряжению упол­номоченного РИКа Сафонкина были произведены обыски у середняка Трубченко и колхозника Мошкарева.

Большие затруднения встретились в обеспечении выселяемых хозяйств натурфондами по установленным нормам, так как выселяемые кулацкие хозяйства во многих случаях были распроданы еще до выселения за невы­полнение твердых заданий по хлебозаготовкам, за невзнос платежей по самообложению, с/х налогу и т.п. В Каменском и Ордынском районах среди районного актива отмечались тенденции произвести удовлетворение выселяемых натурфондом за счет экспроприации имущества у остающих­ся кулаков. В Черлакском районе районная пятерка постановила взять

из колхозов лошадей, сани и сбрую (из числа переданного кулацкого иму­щества в хлебозаготовительную кампанию) и снабдить ими выселяемых. В отношении же проднатурфонда, райорганизации намерены были попол­нить [его] за счет сельских семенных фондов, засыпанных кулацкими хо­зяйствами.

Отношение бедняцко-середняцких масс и колхозников к раскулачиванию

В основном, отношение колхозников, бедноты и большинства середня­чества к проводимым раскулачиванию и выселению кулачества положи­тельное. Реагирования отрицательного характера отмечаются, главным образом, со стороны колхозников, бедняков и середняков, связанных с ку­лачеством родством, соседством, перешедшим в дружбу и т.п.

Отрицательные настроения, проявления сочувствия и защиты кулаков бедняками, середняками и отдельными работниками сельсоветов на собра­ниях крестьян и в процессе выселения кулачества отмечены также в тех районах, где отсутствовала разъяснительная работа среди населения, где работа по выселению проводилась исключительно в административном по­рядке.

Вынесение вопроса о выселении кулаков прямо на общие крестьянские собрания, без предварительного обсуждения его на бедняцких собраниях и совещаниях деревенского актива, приводило иногда к тому, что в защи­ту кулаков выступали сами работники сельсоветов. В пос. Ивановском Алейского района члены сельсовета препятствовали выселению кулака Тарасова, благодаря чему Тарасов успел скрыться. В Ростовском сельсове­те Омского района сельсовет голосовал против выселения кулака, и лишь проведя разъяснительную работу среди членов сельсовета], уполномочен­ный добился (8 — за и 3 — против) решения сельсовета о выселении. В дер. Краснояровке (Омского района) колхозница Сидорова (родственница кулака) накануне выселения кулака Палецкого организовала подписной лист и собрала 25 подписей с ходатайством о невыселении Палецкого, ссылаясь на то, что жена его была батрачкой. (Впоследствии на женском собрании Сидорова и др., давшие подписи, признали ошибочность своих действий.)

В Черепановском, Ужурском и Каргатском районах в процессе прове­дения выселения кулачества имели место массовые выступления, вылив­шиеся в активное противодействие местным властям со стороны, главным образом, женщин (в том числе и колхозниц). В дер. Петровке Черлакско-го района 13 января при выселении двух кулаков толпа женщин в коли­честве 40 чел., в числе которых было много колхозниц, под руководством родственников кулаков не допустила уполномоченного РИКа выселить ку­лаков и растащила кулацких детей по своим домам. Угрожая избиением уполномоченному, женщины кричали: «У нас кулаков нет, они непра­вильно лишены избирательных прав!» Сельисполнители и член сельсовета Белоусов, он же член правления колхоза — родственник выселяемого ку­лака, подстрекали толпу к сопротивлению.

В пос. Рождественском Каргатского района при выселении кулака Ля­хова, последний оказал сопротивление и категорически отказался вы­ехать. Собравшаяся на крики кулака толпа женщин, преимущественно родственниц кулака, растащила детей Ляхова по своим домам, а самого Ляхова взяла под охрану. При попытке арестовать Ляхова середняк Мат­росов набросился на председателя сельсовета и ударил его по лицу с кри-

ком: «Мы Ляхова не выдадим!» При вторичной попытке со стороны сель­совета и уполномоченного РИКа выселить кулака Ляхова, снова собралась толпа, преимущественно женщин, в числе 70 чел., и опять не допустила выселения. При этом из толпы были выкрики: «Взять его не дадим!», «Уполномоченных надо побить!» В это же время другая группа ходила по домам и собирала подписи от крестьян против выселения Ляхова. В тот же день небольшая группа участников волынки сняла с лошадей колхоза узды, везших для колхоза сено, и пустила их по селу2*. Уполномоченного РК население из сел не выпускало. Выехавшей на место крайкомиссией волынка ликвидирована.

В дер. Кузурба Ужурского района 12 января, ночью, в колхозника, ка­раулившего изъятых у кулаков лошадей, было произведено два выстрела. Ранена 1 лошадь.

По данным на 18 января с.г., работа по выселению кулачества в 19 районах в основном закончена. Всего выселено (из 19 районов, в ос­тальных двух — выселение продолжено до 25 января) 714 семей, или 2802 чел., из коих мужчин — 869, женщин — 888 и детей до 18-летнего возраста — 1045 чел. Все выселенные в своем большинстве натурфондами полностью по установленным нормам не обеспечены. Всего за время про­ведения этой работы по 18 января бежало 43 кулака. В Каменском районе зарегистрированы 2 факта, когда кулаки скрылись вместе с женами, за­брав с собою всю одежду и оставив детей совершенно раздетыми на произ­вол судьбы.

Наши рекомендации