Административно-правовая норма: понятие, структура, критерии классификации и виды
Понятие и признаки административно-правовой нормы
§ Под административно-правовой нормой понимается общеобязательное формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством в сфере реализации механизма исполнительной власти.
§ Признаки административно-правовой нормы:
§ 1. административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;
§ 2. признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;
§ 3. нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;
§ 4. признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.
§ 5. административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.
Структура административно-правовой нормы
Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:
1) упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления;
2) регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействия государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и физическими лицами;
3) закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности, с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития;
4) стимулирование, запретительные меры, определение степени и порядка применения мер административного принуждения, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.
Структура нормы права — это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.
Гипотеза административно-правовой нормы — это управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях, воздействовать и которые, в свою очередь могут порождать определенные правоотношения. По существу это юридические факты, порождающие административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения. Юридические факты могут быть простыми и сложными. Простой юридический факт — рождение ребенка — требует его регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах). Сложный юридический факт — поступление выпускника средней школы в государственный институт (прохождение медкомиссии, представление аттестата и других требуемых документов, сдача вступительных экзаменов, прохождение по конкурсу и приказ ректора о зачислении студента на первый курс).
Диспозиция — есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.
Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю. Санкция всегда предусмотрена административно-правовой нормой в связи с конкретным правонарушением. В отличие от санкции (разрешения), даваемой прокурором, в случаях, предусмотренных законом, последняя мера направлена на обеспечение законности применения мер уголовно-процессуального принуждения к лицу, подозреваемому в совершении преступления.
В административной правовой норме вместо санкции в зависимости от содержания нормы и условий ее применения может применяться поощрение.
Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.
Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы можно классифицировать по видам:
1) по содержанию, т.е. по типу регулируемых однородных отношений;
2) по предмету регулирования;
3) по методу воздействия;
4) по форме предписания;
5) по способу действия (11. С. 46).
Деление административно-правовых норм по правовым институтам (по содержанию) имеет большое значение для изучения очень объемного курса административного права, позволяя при этом большой нормативный материал сгруппировать в определенной последовательности и системно.