Саки. Источники. Общественно-политический строй. Материальная и духовная ценность
В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». «Отец истории» Геродот (V в. до н.э.) пишет о них как о скифах, иранцы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе. В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». К этнокультурному ареалу саков относились многие племена. Точно определить их число не представляется возможным, известны некоторые их названия по греческим источникам - дай, массагеты, исседоны т.д., по персидским - саки-хаомоварга, саки-тиграхауда, саки-парасогду м, саки- парадарайя.
По антропологическому типу саки были европеоиды, что было унаследовано ими от эпохи бронзы. Но распространение монголоидных элементов усиливалось. Савромато-сарматы Западного Казахстана, родственные сакам/генетически восходят к населению срубной культуры.
В начале I тыс. до н.э. в степях и горных районах Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основой, а затем и господствующей формой хозяйства. Это был огромный прорыв. Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные не использующиеся ранее степные пространства. Быстрый рост коневодства позволил резко удлинить маршруты перекочёвок (1000-2000 км). Выработались правила посезонного использования пастбищных угодий, т.е. скотоводство стало экстенсивным. Скот содержался круглый год на подножном корму. Люди следовали за своими огромными табунами лошадей и отарами овец в поисках новых пастбищ. Но скотоводство было зависимо от природных условий, что делало его уязвимым. Тем не менее, появление кочевого скотоводства и соответствующего образа жизни было рациональным ответом на изменение природной среды, на демографический рост населения.
Скотоводство было кочевым, полукочевым. При полукочевом население кочует со скотом на незначительные расстояния и возвращается на стационарные зимовки. При полукочевом скотоводстве люди имели больше возможностей заниматься земледелием.
В целом отрывочные данные о земледелии у скифов позволяют делать выводы о его широком распространении и высоком уровне. Античные историки описывают земледельцев, выращивающих хлеб на продажу;
Ремесло у саков ещё не дифференцировано. Тем не менее, различные вещи, которые обнаружены в поселениях и могильниках, свидетельствуют о высокотехнологичном уровне ремесла. В кургане Иссык было обнаружено 4 тыс. золотых предметов, большинство из которых представляют высокохудожественное искусство. Сакские царские курганы представляют собою значительные архитектурные сооружения.
Саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях.
Помимо скотоводства и земледелия у ряда племен продолжали существовать охота и рыболовство. Они играли роль подсобных промыслов.
Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.
У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями постепенно уступал место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. И экономические интересы преобладали в процессе формирования «нового» рода. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Этот переход от первобытности к государственности и получил название «военной демократии».
Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс, человеко-дней. Самые большие курганы достигает высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.
Высока была роль народного собрания. В нём принимало участие всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Преобладающим слоем населения были рядовые кочевники. Кочевники строили взаимоотношения с соседними племенами посредством взимания дани с земледельцев и т.д.
В схематическом плане общественную структуру сакского периода можно представить следующим образом: патронимия (семейно-родственная группа), племя (кочевая община, состоящая из нескольких патронимических групп), союз племен (конфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти и начальной формой государственности), Важным звеном было племя, для которого характерно: собственная территория, имя, диалект, общность религиозных представлений и культовых обрядов, существования племенного совета для осуждения дел, верховного вождя-военачальника.
В обществах ранних кочевников Казахстана существовало предание о священных дарах как о символе общественного устройства. Таковыми легендами являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков Таргитая и Колаксая, а также о священных дарах, упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.
Скифо-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Погребальный обряд значительно отличается от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.
Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершались рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмолинской культуры (исседоны) сооружали курганы, известные как «курганы с усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
В области искусства остались бытовые изделия, выполненные в скифском зверином стиле. Его основой был животный и растительный мотивы. Истоки популярности этого искусства лежат в области религиозных и магических представлениях. Особенностью звериного стиля является изображение зверей в движении и борьбе.
В развитии скифо-сакской культуры на различных территориях наблюдается определенное своеобразие, вызванное, по-видимому, конкретными условиями исторического развития. Особое место в этой культуре имеет письменность рунического характера. Серебряная чаша, обнаруженная в кургане Иссык, имеет надпись, которая, к сожалению, ещё не расшифрована нашими лингвистами.